Жизнь полна вопросов. Почему утром встаёт солнце? Почему небо голубое? Как пройти в библиотеку? Один ответ можно было получить утром первого октября.
Было довольно холодно, но погода стояла по-осеннему хорошая. Яркое солнце, прозрачное голубое небо и белые облачка. В 11 утра многие журналисты спят, однако самые любопытные приехали на метро Сокольники. Их там ждал автобус и ответ на вопрос. Вопрос: «Как создаются навигационные карты?».
Именно в формате «утренника» компания Tele Atlas решила познакомить журналистов с повседневной работой картографов и раскрыть тайну, как именно «рисуются» навигационные карты, поставляющиеся производителям навигаторов и разработчикам навигационного ПО. Мероприятие, однако, организовано было не Tele Atlas, а компанией Mio. «Ликбез» от Tele Atlas был своеобразной прелюдией пресс-конференции Mio, посвящённой выходу новых продуктов в России (об этом читайте в отдельном репортаже). Предстояла познавательная поездка по Москве и «показательные выступления» оператора оборудования для создания карт.
Представители Tele Atlas показали оборудование и автомобиль, на котором осуществляется объезд.
На самом деле выглядит процесс создания карт довольно просто. Картографы используют специальную программу Tele Atlas Mapper. Софт установлен на ноутбук с GPS модулем.
Продемонстрированный защищённый ноутбук Panasonic Toughbook — реальная рабочая лошадка, на котором картограф Tele Atlas Вадим ежедневно работает и создаёт карты городов России. Выбор ноута такого класса объясняется не только его надёжностью и устойчивостью к внешним воздействиям (а таскать его приходится буквально по всем местам, покрываемым картами). Важным фактором является сенсорный поворотный экран и возможность работать с ним, как с планшетом. Картографы часто (если не постоянно) работают пером, и именно такие ноутбуки им наиболее удобны.
Помимо GPS-возможностей ноутбука, для получения точнейших данных о позиционировании применяются GPS-трекеры и GPS-навигаторы. В конкретном случае показано использование профессионального трекера Garmin с подключаемой внешней GPS-антенной (которая примагничивается снаружи на крышу автомобиля). В поездке рассказ картографа сопровождался показаниями нового навигатора Mio, закреплённого на лобовом стекле.
Итак, как же создаются карты? Сначала берётся какая-то основа из общедоступных источников. Это может быть, к примеру, приобретаемая компанией карта. А вот потом, после определённой обработки и помещения «сырой» карты в программу TAMapper и начинается самое интересное. Как показал нам представитель компании, по ходу движения программа рисует на карте трек дороги. На этот трек оператор вручную сразу же наносит разнообразные атрибуты, превращающие схему в полноценную карту для навигации. Это — тип дороги (определяется, например, покрытием), класс дороги (шоссе, улица, проезд и т. п.), а также — направление движения по дороге и многие другие параметры.
На фото и в небольшом видеоролике можно видеть, как по ходу движения рисуется трек и формируется дорога на карте.
Для того, чтобы карту можно было применять для маршрутизации в навигационных программах, проставляются и такие атрибуты, как полосность дорог и движение по полосам, а также — бифуркация. Последнее — показывает разделение, точнее, разветвление дороги. При необходимости присваивается приоритет тому или иному ответвлению для маршрутизации.
Именно простановка массы атрибутов и делает карты пригодными для точной маршрутизации и навигации. Как было продемонстрировано, процесс создания карт включает большое участие оператора и он многое делает руками, таким образом точность карт гарантирована.
На карту наносятся все дороги, которые оператор видит по пути. В крупных городах, где это имеет смысл, реализуется нанесение проездов между домами — чтоб навигация приводила буквально к подъезду. Для этого картографы физически пешком до этих подъездов и доходят .
Однако, как отметил Алексей Собкевич, директор по развитию Tele Atlas в России, не во всяком городе России нужны междворовые проезды. Это связано с топологией городов и характером поездок и вождения. Так что пока они будут только в крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге, где они более востребованы.
По словам Собкевича, на карту России нанесено около 1 млн. км дорог, из них реально объезжено около 600 тыс. км. То есть, картографы Tele Atlas реально видят те дороги, которые они наносят на карты: обычной рутинной практикой является «визуальный анализ» местности и её фотографирование. Такой подход позволяет точно понять геометрию сложных мест, таких как развязки.
Картографы действительно ездят по России. В компании в Москве работает в штате около 30 человек, большинство из которых картографы. Более того, водители в экипажах не только профессионалы баранки, но и специалисты в картографии.
Специалисты-операторы выезжают в командировки в города, а для особенно сложных проектов нанимаются местные энтузиасты-фрилансеры. Так, например, создание подробной карты Красноярска (на которое ушло три недели) выполнено телеатласовцами. А масштабный проект дворовых проездов в Петербурге — выполняет команда внештатных сотрудников.
Таким образом, Tele Atlas не просто показал как делает карты, но и продемонстрировал, что именно делает их такими точными. Как известно, практический пример говорит сам за себя, и не верить картографам трудно. После поездки с картографами больше веришь словам представителей Tele Atlas, и, что при применяемом подходе и технологиях, претензии на лидерство в области картографии небезосновательны.
Маршрут наших «покатушек» пролегал из Сокольников в Останкино. Там, на берегу пруда телеатласовцы дали индивидуальные интервью журналистам.
Далее все последовали в SwissOtel «Красные холмы » на Павелецкой. Там журналистов угостили вкуснейшим обедом и пригласили на следующую пресс-конференцию — Mio. Об этом читайте в следующем репортаже.