GPS-навигация в нашей большой стране сейчас переживает оживление: ещё с начала прошлого года наметился рост, вылившийся в появление совсем новых и перспективных игроков на рынке.
В начале 2009 года в продаже появились первые навигаторы Shturmann Link 300, претендовавшей на звание чуть ли не эталона "подключённых" навигаторов (Connected PND). Модель с GPRS-модулем, SIM-картой с выгодным операторским GPRS-тарифом, встроенным браузером и ICQ-клиентом комплектовалась программой с поддержкой интерактивного антипробочного сервиса. Весной 2009-го на "Штурманах" устанавливали широко известную российскую программу "Автоспутник", на тот момент единственную корректно работающую с сервисом Яндекс.Пробки. В течение года у Shturmann "концепция изменилась" - и навигаторы стали поступать с другими программами. Это: Навител Навигатор с собственным сервисом Навител.Пробки и СитиГид с Probki.net. Вдобавок предлагалась программа iGo. Такая вот ориентация на пользователя - выбирай, что хочешь, используй ту программу, что нравится.
Однако на этом "Штурманы" - то есть, разработчики, московская компания "Контент-Мастер", - не остановились. И вот, в начале 2010 года "Контент-Мастер" заявила о создании собственной навигационной программы с поддержкой пробок и запуске её на рынок в свободную продажу с моделью Link 300.
18 марта 2010 года "Контент-Мастер" собрала журналистов на пресс-конференцию, где им подробно рассказали о новой навигационной программе и нюансах её распространения.
В конференции принимали участие руководители компании "Контент-Мастер": Владимир Пучков, генеральный директор (он и рассказывал о программе), Александр Еремеев, менеджер по развитию, Александр Селиверстов, директор по маркетингу, Дмитрий Карасёв, руководитель отдела продаж. Присутствовал и представитель российского отделения Navteq Павел Козлов.
Как отметил Владимир Пучков, в 2009 году, по данным компании, в России продано 400 тыс. навигаторов. По сравнению в 20 млн. европейских продаж PND - это катастрофически мало. Рынок есть - и "Штурман" этим пользуется. Причем, играя в сегменте самых крутых PND - "connected" - с пробками и интерактивными сервисами. Именно сервисы и поддерживающие их навигаторы компания считает самыми востребованными.
Итак, у компании есть удачные и хорошо продающиеся устройства — их три линейки: Mini, Play, Link, а занимают они 8% российского рынка (!). И что же? Конечно, нужна проприетарная навигационная программа. Об этом компания позаботилась ещё года два назад, начав разработки. То есть, проект Shturmann долгоиграющий, со всей серьезностью работающий на рынке. Результат усилий - программа Shturmann, с которой будут поставляться все навигаторы бренда, в первую очередь - модель Link 300.
Дизайн интерфейса навигационной программы создавался, на минуточку, в студии ArtLebedev. Навигационные карты, используемые в программе — от Navteq. Этот зарубежный разработчик, карты которого охватывают 78 стран мира, заявляет о довольно детальном покрытии России — более полутора миллиона километров дорог и почти полное покрытие европейской части. Ну и, конечно, поддержка пробок — от сервиса Яндекс.Пробки.
Ещё один "ингредиент" нового навигационного блюда — выгодный тариф "Команда Штурман" от МТС с ну очень демократичными ценами на GPRS-трафик. Стоимость его — всего 2 рубля 98 копеек за мегабайт. Как подчеркнули представители компании-разработчика, им удалось минимизировать поток трафика настолько, что в месяц пользователь в среднем будет тратить около 30 рублей, а максимум (при активном использовании пробок и других подключенных сервисов) — около 50 рублей. То есть, фактически получается навигация с антипробочным сервисом всего за рубль в день!
Сама программа заслуживает пристального внимания. Благодаря задумкам разработчиков и студии Артемия Лебедева, она получилась максимально дружественной к пользователю. Именно это подчёркивалось в презентации. Визитная карточка программы - крупные элементы интерфейса (напоминающие чем-то iGo), удобный поиск, масштабирование с помощью масштабной сетки (ноу-хау, придуманное специалистами Shturmann и ArtLebedev: можно выделить участок карты, и он увеличится), поиск объектов POI (по всей карте, по маршруту, рядом с местоположением и т.п.) и, конечно, пробки и другие интересные сервисы.
Каждый может создать личный кабинет на сайте my.shturmann.com. В нём можно добавлять на карту свои POI и использовать возможности сервиса "Друзья".
POI получились довольно интересными. Они представлены на карте в виде "лепестков", снабжены контекстными меню с подробной информацией о каждом из нескольких сотен тысяч точек для России. Пользователь может создавать и собственную базу POI, добавляя их на карту в навигатор и в онлайновый вариант в личном кабинете.
Сервис Яндекс.Пробки, знакомый пользователям по онлайн-варианту, а также по программе "Автоспутник", поддерживается программой Shturmann на всей территории покрытия Яндекс.Пробок. Причём пробки, для экономии трафика, отображаются в радиусе 20 км от пользователя.
Ещё один интересный сервис - "Друзья". Это - не социальная сеть, а именно средство общения с близкими людьми. Со своими настоящими друзьями, владеющими навигаторами Shturmann с одноименной программой и зарегистрированными на упомянутом сайте my.shturmann.com, можно делиться информацией о своём маршруте и местоположении. То есть, на карте вашего навигатора отображаются "ваши" люди, а вы видны на их экранах, причём тут же видны и все добавленные друзьями объекты.
Картография для Shturmann поставляются компанией Navteq. Сейчас в комплект включены карты России и Украины, но в дальнейшем высока вероятность поставки и карт Европы и других стран от Navteq. Карты поставляются с бесплатным двухгодичным обновлением. Такой срок, как подчеркнули представители компании, обусловлен,с одной стороны, сроком службы навигатора (как раз два года), с другой - переговорами с Navteq о лицензиях и политике обновления.
Программой Shturmann будут комплектоваться все навигаторы компании, в первую очередь - Link 300. К концу года планируется выпуск программы под iPhone и Android, а автономной версии пока не будет. Интересно, что разработчики предложат всем владельцам навигаторов Shturmann бесплатный переход на новое навигационное ПО. При этом, возможность установки нескольких альтернативных программ навигации на PND Shturmann не будет ограничена - как на проданных, так и на новых устройствах.
После представления новой программы выступил директор по развитию бизнеса Navteq в России Павел Козлов. Он подчеркнул "стратегичность" сотрудничества со Shturmann и рассказал о картах. С новыми навигаторами будут поставляться "свежайшие" карты от первого квартала 2010 года (sic!).
Код вызова картинки:
Как рассказал господин Козлов, карты для России готовятся очень тщательно: базовая геометрия дополняется массой данных, полученных от верификации дорожной сети (в частности, физического объезда), осуществляемых региональными отделениями компании.
Как утверждает Павел Козлов, Navteq - единственный из международных поставщиков картографии, который добавил в российские карты адресную информацию. Также в картах Navteq содержатся дополнительные атрибуты для как для автомобильно навигации (в том числе - ограничения скорости), так и для пешеходной. Причём пешеходная навигация - это именно те дороги, где можно пройти пешком, и по которым машины не проедут (в том числе - парки, скверы, набережные и т.п.).
Обновление карт происходит раз в квартал. В 2010 году планируется масштабная детализация покрытия российской федерации. Для пользователей Shturmann эти обновления будут бесплатны. Navteq предлагает также и карту Украины - в ней покрыто почти 100% дорожной сети.
В заключение Павел Козлов отметил, что на рынке навигаторов сейчас происходит примерно такой процесс, как при смене ЭЛТ-мониторов на ЖК: постепенно цена менее продвинутых навигаторов (Low-end) приближается к более продвинутым (в первую очередь - к подключенным устройствам), и таким образом рынок разививается именно в сторону Connected PND. В ближайшем будущем большинство навигаторов будут обладать функциональностью доступа в сеть в том или ином виде, при этом премиальные устройства не сильно потеряют в цене.
Хорошим завершением мероприятия стало угощение. А вашему покорному слуге навигатор Shturmann Link 300 достался на тест, и посему в этом материале я намеренно не стал сообщать подробности о девайсе. Поскольку все они будут в обзоре, который появится на нашем сайте в ближайшее время.