Вступление. Общее описание, внешний вид, эргономика. Голосовой штурман
Если говорить кратко и по существу, то навигационное мультимедийное устройство Garmin nüvi 310 позволяет:
Определять свое местоположение на карте с точностью до нескольких метров
Определять скорость передвижения с точностью до 0,5 км/ч
Прокладывать оптимальный маршрут до намеченной точки на карте или конкретного адреса
Быстро найти ближайший автосервис, заправку, гостиницу, автостоянку, больницу, почту и другие госучреждения. Как проехать в аэропорт к вокзалу, найти крупные магазины, культурные и развлекательные центры, базы и дома отдыха.
Скрасить дальнюю дорогу проигрыванием любимой музыки или прослушиванием аудио книг. На привале можно посмотреть на крупном экране отснятые при помощи цифровой фотокамеры кадры.
Заменить автомобильное Hands-free устройство для мобильного телефона с поддержкой Bluetooth.
В зарубежной поездке послужить удобным карманным переводчиком, помочь с конвертацией валют, выступить в роли опытного гида по интересным местам.
А подробнее обо всем этом можно прочитать в рекламном материале на сайте производителя или в руководстве пользователя. Я не буду пересказывать руководство пользователя и описывать, как работать с устройством, как сделать это или сделать то. Цель данного обзора – показать потенциальным покупателям это устройство со стороны, так сказать, конечного пользователя. Другими словами, потрогать и посмотреть не покупая. Естественно, будем трогать моими руками, и смотреть моими глазами. Я постараюсь передать именно свои ощущения от работы с навигатором, впечатления и то сугубо индивидуальное чувство, которое оставляет от прикосновения к себе каждая вещь или предмет. Так что об абсолютной объективности оценки говорить смысла мало. Приступим.
А включать не пробовали?
В автомобиле устройство может быть закреплено либо на лобовом стекле при помощи держателя с присоской, либо этот же держатель может прикрепляться на «Торпедо» к приклеиваемому на нее специальному диску под присоску (также идет в комплекте). Держатель к стеклу крепится очень надежно. Конструкция его удобная и прочная, не хлябает.
От вибрации и сильных толчков при движении автомобиля самопроизвольно не перемещается.
Однако само устройство вставляется и фиксируется в держателе как-то не совсем внятно: при установке навигатора в держатель приходится очень тщательно прицеливаться и долго попадать устройством по в фиксатор. Хотя, при некоторой тренировке, возможно, процесс не будет доставлять столько неудобств, сколько он доставил мне. В первый раз, сделав несколько безуспешных попыток, я так и не смог закрепить навигатор в держателе, который уже стоял на стекле, так что мне пришлось отдирать присоску от стекла, снимать и уже в руках аккуратно устанавливать. Еще более неудобно подключать к держателю сзади шнур питания, идущий от прикуривателя. Разъем питания в держателе расположен со стороны стекла, так что для подключения провода питания нужно снять держатель со стекла, иначе попасть маленьким штекером (mini-USB) в разъем просто нереально
Язык до Киева доведет.
Встроенный динамик навигатора позволяет воспроизводить различные звуковые сигналы и голосовые подсказки штурмана. Максимальная громкость встроенного динамика более чем достаточная и регулируется в широких пределах.
Подсказки штурмана звучат громко, отчетливо и хорошо различимы даже при открытых окнах автомобиля во время движения. Система своевременно предупреждает о предстоящем маневре сообразно скорости движения автомобиля. Предупреждение о предстоящем маневре система произносит за 15-20 секунд до начала предполагаемого маневра, затем непосредственно перед маневром голосовое сообщение штурмана повторяется. Голосовые сообщения конструируются почти без неприятных пауз между словами и с нормальной интонацией, не раздражают. Голосовые подсказки произносит приятный женский голос. Настроек выбора голоса «мужской-женский» не предусмотрено. Однако голосовые фразы штурмана хранятся в памяти устройства в виде библиотеки WAV-файлов (одним файлом, в специальном формате), и эта библиотека выбирается в настройках локализации.
Так что желающие, как мне кажется, при наличии соответствующего программного обеспечения и навыков могут довольно легко создать свою библиотеку и подключать ее в качестве альтернативного штурмана, когда голос штатного порядком надоест. Например, голосом Гоблина или Володарского.
Дисплей. Сенсорный дисплей, пользовательский интерфейс. Карты
Засвети-ка мне карты.
Информацию на экране достаточно отчетливо видно даже днем, в солнечную погоду.
Угол обзора широкий и позволяет нормально считывать информацию с экрана из различных положений, нисколько не напрягаясь. В настройках есть цветовые схемы для контрастного отображения карты днем и для приглушенных тонов ночью. Цветовые схемы очень удачно подобраны, днем карту хорошо видно даже при ярком солнце, а ночью устройство не сильно засвечивает рабочее пространство водителя и дорогу, но, по-прежнему, вся информация читается без напряжения. Устройство при соответствующих настройках может автоматически переключать цветовую схему «день/ночь» в зависимости от времени суток.
Где тут кнопки-то вообще?
А кнопок у устройства всего одна, и та выключатель питания. Хотя, если быть объективным, есть и вторая – RESET. POWER и RESET – идеальные кнопки для идеального устройства. А за всем остальным приходится тыкать в экран, как дети малые тычут в телевизор. Потому что экран – сенсорный.
Пользовательский интерфейс проработан до мелочей и максимально удобен. Обычно я всегда достаточно придирчиво отношусь к любым, даже малозначительным на первый взгляд, мелочам, маленьким недоделкам в интерфейсе и просто ошибкам в эргономике. Ведь при каждодневном использовании в течение продолжительного времени маленькие неудобства склонны прорастать в большое раздражение. В этом же случае придраться было просто не к чему. Пользовательский интерфейс отточен до мелочей, сконструирован удобно, не содержит слишком больших уровней вложенности и позволяет в два касания достигать всех часто используемых функции. Назначение всех пунктов меню и кнопок на экране интуитивно понятно и не требует каких бы то ни было подглядываний в руководство пользователя. Кстати, несмотря на такой понятный и доступный интерфейс руководство пользователя подробно и понятно описывает практически полностью весь функционал устройства. Мало того, в комплекте идет так называемый «Quick Start Guide» - маленькая книжечка-раскладушка со шпаргалками наиболее значимых операций - как подключить устройство, как выключить, как пользоваться основными функциями. Формат книжечки специально подобран для ее удобного размещения в специально предусмотренном для этого кармашке кожаного чехла навигатора (идет в комплекте). Все написано по-русски, на русском и для русских. Грамотная и профессиональная русификация устройства вызывает уважение. Как уже отмечалось, голос штурмана приятный, ровный и совсем не напоминает пиратскую озвучку компьютерных игр.
Картишки есть?
Для автонавигатора при покупке предлагается очень подробная карта Москвы и ближайшего Подмосковья.
Отдельно можно купить карты трёх федеральных округов – Центрального, Южного и Северо – Западного. Навигатор знает даже про сквозные проезды через дворы. Однако предлагает воспользоваться этими «тайными тропами» в большинстве случаев только в режиме пешехода/велосипедиста, либо в режиме автомобиля, но с подключенным «приемником пробок» (FM-приемник, позволяющий принимать информацию о пробках от специальных платных сервисов).
Однако выудить из навигатора «волшебную тропинку» все же можно, если, находясь возле, нее запросить режим объезда пробки. Так же можно установить карту федеральных дорог России. Города на этой карте – точки, а федеральные дороги – прямые линии. Второстепенные дороги не показаны. Подробнее узнать о существующих картах для Garmin можно на сайте эксклюзивного дистрибьютора в России (компания «Навиком»).
Навигационные возможности: расчёт скорости, прокладка маршрута. Защита от кражи
У вас радар неправильный, товарищ инспектор!
Навигатор при движении может подсчитывать статистику режима движения. На экран выводится текущая скорость автомобиля, средняя скорость движения, общее время движения (без учета времени остановок), общее время остановок, суммарная средняя скорость за всю поездку (с учетом времени остановок), максимальная скорость за всю поездку.
Текущая скорость автомобиля рассчитывается путем анализа перемещения автомобиля за интервал движения 2-5 секунд, то есть, фактически, устройство показывает среднюю скорость движения за последние 2-5 секунд (иногда и больше при плохом приеме сигналов). Таким образом измерить разгонные характеристики автомобиля достаточно сложно, однако оценить точность показаний спидометра вполне реально, нужно лишь очень точно выдерживать скорость движения в течение интервала замера (2-5 секунд). Спидометр моего автомобиля, например, показывал 141 км/ч, в то время как на экране навигатора отображалась скорость 139 км/ч. Возможности замерить популярное среди многих автолюбителей время разгона до 100 км/ч и время разгона на 402 метра для объективной оценки динамических характеристик автомобиля данный навигатор не предусматривает. Возможности установить дополнительное программное обеспечение сторонних производителей в данное устройство так же не предусмотрено. Я думаю, что для разработчиков программного обеспечения навигатора дополнить данное устройство этими популярными функциями большого труда не составит, а многие автолюбители высоко оценят эти небольшие полезности, так что есть куда двигаться.
Смотри, куда едешь!
Позаботились разработчики навигатора и о безопасности использования данного устройства. Дело в том, что при использовании некоторых функций навигатора в движении внимание водителя может быть в значительной мере отвлечено от оценки текущей ситуации на дороге. Я сам ощутил это на себе – в первый день после установки устройства в машину сильно отвлекался и плохо следил за дорогой. Несколько ситуаций только чудом не закончились аварией. Разработчики предупреждают об этом. Более того, в некоторых странах использование подобных устройств при движении автомобиля вообще запрещено именно по этим причинам. В связи с этим, в программное обеспечение внедрено ограничение на использование некоторых функций во время движения автомобиля и они блокируются, когда автомобиль перемещается. Например, задать новый пункт назначения или воспользоваться калькулятором при движении автомобиля нельзя. Однако существует возможность отключать эту защитную функцию, например, для случаев, когда устройством управляет пассажир.
В том месте не растет трава, и не поют поутру птицы.
В устройство встроена весьма интересная возможность защиты устройства от кражи – Garmin Lock. При активации этой функции система предлагает каждый раз при включении устройства вводить запомненный PIN-код. И даже если введенный PIN-код благополучно забыт, можно поместить устройство в точку, где он был введен (например, на кухне в своей квартире) и блокировка устройства снимается. Если место автоматической разблокировки неизвестно, разблокировать устройство не смогут даже в сервисе (по утверждению Производителя устройства). По всей видимости, устройство шифрует какую-то ключевую информацию внутри себя по глобальным гео-координатам места разблокировки и если оно неизвестно, то вычислить эти координаты или PIN-код весьма проблематично.
Возможности handsfree. Дополнительные функции: "дорожный набор". Определение пунктов назначения
Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?
Очень интересная возможность устройства – возможность работать в качестве автомобильного handsfree-устройства для мобильного телефона, поддерживающего Bluetooth.
В навигатор встроен микрофон и при регистрации отношений между навигатором и телефоном с Bluetooth навигатор представляется такому телефону как беспроводная гарнитура.
В технических спецификациях устройства приведен список телефонов, с которыми гарантируется работа в этом режиме.
Так это калькулятор?!
Дополнительно к основным навигационным функциям в устройстве имеется так называемый «Дорожный набор» (“Travel Kit”).
В него входит «Языковый гид» - Кембриджский многоязыковой ситуационный переводчик (устанавливается за дополнительную плату, русский язык не представлен), «Путеводитель» по интересным местам (устанавливается за дополнительную плату), MP3-проигрыватель (идет в комплекте, довольно простенький), «Проигрыватель аудио книг», «Программа просмотра картинок» с возможностью слайд-шоу, «Мировое время» (показывающее время по Гринвичу), «Конвертор валют», «Конвертор мер и весов» и, наконец, «Калькулятор», без которого не обходится ни одно современное электронное портативное устройство.
Калькулятор, кстати, знает только про 4 арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, ну и, конечно же, деление.
Где находится нофелет?
В качестве пункта назначения можно выбрать местоположение на карте, конкретный почтовый адрес, пересечение улиц, а так же различные объекты. Например, можно спросить у навигатора, где можно поесть, остановиться на ночлег, заправить автомобиль, где ближайший автосервис, автостоянка. Так же можно спросить у навигатора, в каких интересных местах он рекомендует побывать, где ближайшие магазины, торговые центры и прочие торговые заведения, где спортивные комплексы и базы отдыха, центры развлечений и культуры. Так же навигатор знает, где поблизости находятся различные государственные учреждения, больницы, вокзалы и аэропорты. Ну и для очень специальных любителей существует возможность спросить дорогу к точке с конкретной долготой и широтой.
Подключение к ПК. MP3-плеер и тест звука. Питание. Дополнения к комплекту
Компьютеры одни на уме.
Для подключения устройства к компьютеру используется интерфейс USB 1.1. Для этих целей в комплекте идет стандартный кабель USB – miniUSB. Производитель не комплектует устройство драйверами для устаревших версий Windows (95, 98, Me) о чем заранее предупреждает. В Windows XP устройство устанавливается автоматически при первом подключении без использования каких-либо специальных драйверов. Система сама находит нужный драйвер из набора стандартных системных драйверов и устанавливает его. При этом навигатор появляется в Windows как стандартный съемный накопитель (Mass Storage Device). Объем внутренней памяти данного устройства составляет 500 мегабайт. Эта память используется для хранения навигационных карт, пользовательских настроек и предпочтений, дополнительно устанавливаемых программ-аксессуаров (из комплекта «Travel Kit»), файлов голосовых библиотек, текстов меню и бинарных файлов главной управляющей программы навигатора. Дополнительно, в папке со специальным названием можно разместить музыкальные MP3-файлы. Эти музыкальные файлы после этого можно проигрывать при помощи встроенного MP3-плеера на наушники или через встроенный динамик. Звучание плеера можно оценить как «хорошее», но ведь чего-то большого от интергированного MP3-плеера и не ожидается - это всё же дополнительная функция. Тест звука, однако, был произведён. Вот результаты.
Garmin Nuvi 310 Тест программы RightMark Audio Analyzer
Также есть специальная папка для размещения JPG-картинок и фотографий, которые становятся доступны для просмотра стандартными средствами из меню. Устройство имеет слот для карт памяти формата SD (Secure Digital). При этом на компьютере содержимое карты памяти отображается как дополнительный диск. Фактически, устройство можно использовать как Card Reader (устройство чтения карт памяти) формата SD. Однако скорость передачи данных оставляет желать лучшего.
При подключении к компьютеру устройство не может одновременно работать в режиме сменного носителя и в режиме навигатора (рабочем режиме). После подключения стандартного кабеля USB в разъем на боку устройства, навигатор автоматически переходит в режим внешнего накопителя.
При этом встроенный аккумулятор начинает подзаряжаться. При выполнении в Windows функции безопасного отключения внешнего устройства навигатор предлагает либо выключиться, либо перейти в рабочий режим (навигационный) с питанием от порта USB. Для того, чтобы работать с прибором при зарядке от блока питания, нужно отключить функцию USB-накопителя. Если же мы хотим поработать с устройством в режиме навигации и питать его при этом от внешнего источника питания, мы обязаны использовать автомобильный держатель на присоске. В держателе имеется такой же разъем miniUSB, а сам он подключается к устройству через специальный разъем на задней стороне навигатора. Для работы устройства от блока питания нужно вставить навигатор в держатель, а блок питания подключить в разъем на держателе.
А в придачу…
В комплект Garmin nüvi 310 помимо самого устройства еще входят:
удобный кожаный чехол со специальным кармашком для хранения памятки по основным функциям устройствам.
Руководство пользователя на русском языке, памятка по основным функциям, памятка по использованию функции блокировки («Garmin Lock»)
Кабель USB – miniUSB для подключения к компьютеру
Адаптер питания в прикуриватель автомобиля (разъем miniUSB)
Держатель на присоске к лобовому стеклу
Адаптер (диск) для присоски держателя на «Торпедо»
Диска с каким-либо программным обеспечением в комплекте не обнаружилось, все дополнительные программы и дополнения предлагается скачать с сайта производителя в Интернете. Так же не оказалось в комплекте адаптера для питания устройства от домашней сети 220в. В случае необходимости поработать с устройством в помещении, можно использовать кабель USB для питания от компьютера. Видимо, предполагается, что у всех, кто покупает данное устройство, дома есть компьютер, подключенный к Интернету. Интересно, вот если я хочу зарядить аккумулятор устройства дома, мне для этого нужно еще и компьютер включенным держать? Для устройства за такие немалые деньги (а на данный момент цена устройства превышает $600), мне кажется, можно было в комплект вложить и адаптер для работы от сети 220в, стоит он немного.
Итоги. Выводы
Ну а в итоге кто выиграл-то?
А в итоге мы имеем следующий расклад.
ПЛЮСЫ:
Отличный контрастный дисплей с автоматической сменой цветовых схем в зависимости от времени суток. Хорошо видно и днем и ночью.
Очень удобный голосовой штурман. Подсказки следуют вовремя и подсказывают даже крутизну поворота. Голос штурмана не надоедливый.
Подробная карта с улицами и домами. Различные варианты построения маршрута для движения на автомобиле, пешком, на велосипеде, наземным транспортом. Автоматический пересчет маршрута при вынужденном его изменении (пропустили поворот, пробка).
Удобное управление при помощи сенсорного экрана. Продуманный интерфейс.
Эмуляция hands-free для мобильного телефона с Bluetooth.
Великолепное качество русификации.
Проигрыватель аудио книг и музыкальных файлов mp3.
Слот для карт памяти SD позволит просматривать отснятые в дороге кадры на большом экране.
Выход на наушники позволит подключить устройство к штатной аудио системе автомобиля (при наличии линейного входа) для воспроизведения музыки или аудио книг.
Хорошие возможности персонализации устройства, большой выбор личных настроек пользователя.
МИНУСЫ:
Неудобная установка устройства в автомобильный держатель. Неудобное подключение автомобильного адаптера питания
Многие из дополнительных функций устройства, которые описаны в руководстве, на самом деле доступны только за дополнительную оплату.
Делаем выводы.
В современном мире главным конкурентом портативных GPS навигаторов являются КПК со встроенными GPS-модулями. Также всегда можно купить отдельный GPS-модуль и подключить его к вашему КПК или ноутбуку. Так что же выбрать? Рассмотренный аппарат Garmin nüvi 310 обладает отличными характеристиками как навигатор и как мультимедийное устройство. Оно автономно и сразу готов к работе. Удобный и понятный интуитивно сенсорный интерфейс и голосовой штурман делают прибору честь. Итак, что же?
Garmin Nuvi за 600 долларов предлагает отличный навигационный функционал, яркий и крупный не «слепнущий» на солнце экран, хорошо проработанные карты, покрытие которых больше, чем у других карт для КПК и некоторых других марок навигаторов. А «специализация» устройства как навигатора – как раз преимущество перед решением «КПК + GPS-модуль» - если вам нужна именно навигация и не нужны возможности КПК.
Одним словом, если Вам нужен хороший навигатор, то за свои деньги это почти идеальный вариант по качеству и удобству пользования, не говоря уж о приятных дополнительных функциях. Но, как водится, окончательный выбор – за Вами.
Cyberstyle.ru благодарит компанию "Навиком" за предоставленный на тест GPS-навигатор Garmin Nuvi 310.