Многоканальная активная акустическая система российского бренда DVTech, данные которой можно посмотреть на сайте DVTech, собственно говоря, хороша вовсе не данными, которые вы намерены посмотреть. Данные как раз самые банальные. Из данных я бы выделил только низковатый импеданс 4 Ом – впрочем, он же «виновник» евро-звука этой модели. Низкий импеданс и значительный 30-литровый объем сабвуфера в частности позволили извлечь невероятное звучание из невеликого диаметра басовика – 20 см. И это – за 250 долларов.
Комплект представляет собой популярную конфигурацию - сабвуфер с встроенным многоканальным (5.0) усилителем мощности и клеммами для подключения 5 комплектных 2-полосных полочных сателлитов. К такому комплекту вы подключаете только AV-источник. Получаете законченную систему, которая отлично отыгрывает как стерео, так и 5 каналов. В комплекте решены вопросы изоляции аудио-аналоговых схем от видео и от цифровых, так как силовой трансформатор питает практически 100% аналоговый тракт. Все входы и выходы – аналоговые, но чипы обработки позволяют эквализовать тембр, создавать задержку сигнала и балансировать каналы, а также преобразовать входящий стереосигнал в многоканальный Surround. Возможна установка основного блока на шипы и подвеска или установка колонок на опционные стойки. Пульт дистанционного управления – полноформатный.
Эта акустика хороша удивительной певучестью – плодом счастливо найденной сочетаемости между тремя главными элементами: кроссоверами, усилителями мощности и корпусным оформлением динамиков. Кроссоверы подобраны со значительным разрывом по пиковой частоте. Это значит, что каждая группа динамиков (каждая полоса) отрабатывает строго отдельный участок АЧХ, не пересекаясь друг с другом. Кроссовер сабвуфера фиксирован на оптимальной 70 кГц и при этом довольно резкий, крутизны порядка 18 дБ/окт.
Я обнаружил у системы больше класса, чем можно ожидать. Класс – единственное, что ставит комплект в разряд остро востребованных на рынке. Колонки адекватно убедительны практически в любой расстановке и в любой комнате – очень большой или крохотной. В частности, сабвуферу – «безразлично», где и как стоять. Один мой знакомый звукорежиссёр определил подходящее место для сабвуфера… вообще на шкафу! Как видите, поиски оптимума очень эмпиричны и диктуются вашей музыкальностью и заставленностью комнаты. Если расставить сателлиты вокруг себя и сесть на пол, то наверно получите звуковую картину студии во время микса. Но и сев где угодно, с сабвуфером на шкафу, повесив все сателлиты на одну стену (!) – вы получите классный звук, реалистичные инструменты в амбиенте. Вот сила этого комплекта! Ничего похожего нельзя сказать ни об AVE-200, ни об аналогичной акустике от Sven, которые тестировал. Между тем, плохие соседи, родители и дрель – сильные факторы в пользу «неграмотной» подвески колонок именно на одной стене.
Еще касательно такого необычного расположения многоканальной акустики – по фронтальной стене. Никакой особой трагедии в этом, строго говоря, нет. Вы получаете суммированный стереосигнал с легкой проекцией вглубь комнаты благодаря излучению тыловых колонок (которые в этом случае – спереди). Нечто подобное осуществлено в известном «саунд-проекторе» Yamaha и в одной из акустических систем Sony. Почему мы говорим здесь об этом? Потому что обладатель столь недорогой акустики свободен от оков и условностей аудиофилии.
Я вскоре нашел разгадку феномена эффектного звука модели 1660. Разработчики из DVTech взяли «фишку» AVE и максимизировали ее. Сабвуфер просто мертв на «простук», а его низовая отражающая плита сделана не из камня (как положено), а из деревянного массива. Утепление (демпфирование) камер колонок, включая сателлиты, оказалось беспрецедентным: поролон чуть ли не выпирает из дыр фазоинвертора. Такого не встречается больше нигде, ни у кого в мире. Самые изрядно демпфированные колонки на моей памяти – немецкие MB Quart 60, в них стенки проложены 3 слоями разных материалов, но при этом колонки заметно резонировали на неприятных частотах. Немцы добились того, что представление о ящике исчезало у слушателя, но дискомфорт оставался. Здесь же – наоборот: вы слышите ящик, но он работает как эквалайзер динамиков – гомогенизирует и гармонизирует их звук. Эффект как бы «подвешенного» в воздухе динамика далеко не всегда хорош. Например, динамики в кар-аудио начинают по-настоящему играть только в установленном состоянии.
Вторая и важнейшая черта комплекта – усилитель, электроника. Они позволяют регулировать, во-первых, тембр (эквалайзер), во-вторых – уровни громкости каналов. Я очень скоро увлекся игрой с индивидуальной громкостью сабвуфера и общей громкостью комплекта. Максимальная доля сабвуфера в общем звуке балансировалась уменьшением НЧ на тембре, а минимальная – наоборот, увеличением НЧ. Звук получался в обоих случаях совершенно разным. Более различным, чем если бы я выбирал частоту кроссовера по сабвуферу. Версий «игры» оказалось много. Так много, что пользователю мало не покажется. За все время я ни разу не ощутил пресловутого «шва» между сабвуфером и сателлитами. «Шов» безусловно был, но этим намеренно проваливалась «вредная» середина (СЧ). Сабвуфер в целом занимался низким «стелящимся» басом, сателлиты отрабатывали гармоники по ВЧ, ну а ухо отдыхало на тактично придавленных СЧ.
Удивительно, как обзор этой модели способствует задачам просветительства. Немного о роли СЧ в воспроизведенном звуке. СЧ несут основной элемент звучания партий, но ухо на них настроено по своей природе, поэтому быстро утомляется от «полноценной» передачи СЧ. Уху достаточно тактичных «подсказок». Вместе с тем, полная ликвидация СЧ-динамика ликвидирует информацию вместе с «подсказками». Многие изготовители не озабочены столь тонкой балансировкой СЧ-динамика в своей акустике. Они часто выводят его наравне с другими. В этом их ошибка. Данный комплект счастливо сбалансирован. Довольно крупные динамики в сателлитах отрабатывают больше бас, чем середину. То, что иные рецензенты назвали «невыразительным непрозрачным верхом», на мой взгляд, является как раз выразительным прозрачным. Дело в том, что пресловутая прозрачность ВЧ прямо противоположна их давлению на ухо. Чем больше этих ВЧ в спектральном «рисунке» звукового образа – тем хуже, непрозрачнее и крикливее сам образ. По этой причине выбор пьезо-мембраны для твитера и отказ от супертвитера на этой системе очень похвальны. Без них звук не носил бы столь консервативного, теплого и мощного характера, а установка и настройка колонок превратилась бы в кошмар.
Резюме: компания DVTech создала удивительно музыкально звучащий и счастливо согласованный комплект 5.1 акустики. Он не уступает Bose Lifestyle 28 и безусловно лучше, чем аналоги AVE и Sven. Действительно, АЧХ не столь протяженная по ВЧ, как у комплектов JBL, но было бы глупо утверждать, что молодая DVTech здесь превзошла американский студийный опыт и производственные возможности. Вы можете с успехом прослушивать на комплекте форматы hi-res audio, но в системе нет супертвитера, поэтому верх программ не будет раскрыт полностью. Многих это удручит, но многие оценят общую музыкальность комплекта. Можно предположить, что в каком-нибудь американском магазине покупатель чаще остановится на DVTech, чем на Samsung (совсем недавно фирма выпустила броский комплект 5.1-акустики с супертвитером). Благодаря мажорному и «махровому» звучанию DVTech. Благодаря мизерной цене. Благодаря консервативной конструкции.