Проигрыватель HD-(X)E1R отличается от пробной модели XA1, а также от евро-моделей без индекса R, российской сертификацией и исправленными недочетами – в частности, он значительно быстрее срабатывает и пока еще является мультизонным, то есть универсальным. Практически это значит, что воспроизведение отечественных HD DVD-релизов «не гарантируется» на аппаратах, поставляемых фирмой в США и Западную Европу. Первым релизом такого года стал «Граф Монтенегро» компании Tornado/Twister. Увы, как все HD DVD, фильм не распознается на DVD-проигрывателях. Зато у нового HDD проигрывателя четкая обратная совместимость: воспроизводится все вплоть до «минусовых» болванок и CD.
Как всегда, региональные прошивки – головная боль разработчика. Россия может стать «зоной С», возможно, зоны для этого формата будут ликвидированы вообще, но в любом случае нашему покупателю стоит требовать от продавца специальный код или готовую мультизонную перепрошивку – как было с DVD-аппаратами. Вообще, кодировка в новом формате усложнена – появилась стадия «авторинга», которая выполняется киностудией, действует похитрее «макровижена» и защищает софт от тиражирования.
В эксклюзивном интервью нашему порталу японские представители Toshiba очертили следующие этапы его развития: охват всех мировых поставщиков видеопрограмм, распространение рекордеров и дешевых болванок, воплощение аудиофильской функции записи и воспроизведения звуковой дорожки без изображения, массовый выпуск проигрывателей базовых опций с усредненным качеством не дороже нынешних «универсалов». С лета Toshiba оборудует HD DVD драйверами свои ноутбуки. Не за горами модели с функцией записи, которые по умолчанию будут включать запись и на «младшие» форматы. В общем, формат пришел всерьез и надолго.
Самая надежная гарантия стабильности и живучести формата HD DVD заложена в его чипсете. В новых проигрывателях совершается апскейлинг (апконверсия) низших совместимых форматов – CD и DVD. Видео-разрешение при этом будет «подтянуто» к 1080 в чересстрочном режиме, компрессионные эффекты MPEG-2 будут преодолены за счет более эффективных кодеков VC1/AVC и привода повышенного битрейта 36,55 Мб/c. Звук воспроизводится в 7.1 HD Dolby Digital и DTS, но частота сэмплирования прежняя - 192 кГц, следовательно прежняя и разрядность – 24 бит. Из прошлого мудро перенесен звук в несжатом LPCM и в DTS, что и дает нам совместимость с CD и DVD. И не просто совместимость. Их звук будет улучшен за счет более передовой архитектуры нового чипсета, специальной разработки от NEC. Японцы доверительно сообщили (только нам!), что не исключают появления аудиофильского формата HD DVD-Audio, аналога нынешнего DVD-Audio. Но этого можно ожидать не раньше конца первой декады, когда предвидится окончательный переход рынка на HD.
Важно отметить вот что. Все плоские панели (плазма или ЖК, но можно и проектор) на демонстрации были подключены строго по HDMI. Нашумевший интерфейс за год претерпел уже три модификации, связанные с нелучшим контактом пин-проводников и с помехами от составляющего управляющего сигнала. Toshiba применяет версию 1.2а, из-за которой и откладывалось утверждение модели проигрывателя в целом. Передать HD-видео-сигнал 1080/720 можно только так. Ни S-Video, ни компонентный разъем (на задней панели проигрывателя) HD не передают. Ряд выпущенных HD дисков открыт для передачи звука по компоненту в 480p, но это разрешение заметно огрубляет изображение и особенно – его наиболее «подвижные» сцены. Поэтому некоторые поставщики софта уже предусматривают только передачу по HDMI новейшей версии 1.3 в 1080p (прогрессивка).
Эти вариации сразу отрезвляют энтузиаста, который думал перейти на новый формат одним махом. Ему приходится вникать в тонкости, обзаводиться панелью или проектором именно с требуемым (или же с адаптированным по DVI) видео-входом. Хотя в панели нет «мозгов» (видеопроцессора), она стоит дорого поскольку несет логотип “HD Ready”. Встречаются доступные модели панелей, которые можно адаптировать по входу, но они лишь декларируют разрешение 1080/720, а на деле оказываются равнозначными 480 и, следовательно, в этой конфигурации опять-таки бесполезны. Cyberstyle.ru намерен протестировать HD-E1R с тем, чтобы окончательно прояснить вопрос целесообразности двух конфигураций: на HD и не-HD панель. Как только московское отделение Toshiba будет готово.
Да, HD-E1R сообщается с Интернетом по Ethernet. Можно, например, обновлять прошивки декодеров, скачивать в буфер памяти русскую дорожку импортного фильма, выходить в дополнительные материалы. 30-Гб диск впятеро превосходит DVD по вместимости, его мню функционирует несколько удобнее. Это – как и синий цвет луча – уже имеет номинальное значение. HD по своему характеру – фишка не мультимедийно-компьютерная, а хай-эндная, театральная. Сказав «А», обладатель такого проигрывателя должен будет сказать «Бэ», то есть – обзавестись большим экраном, мощным AV-ресивером, серьезной акустикой, качественными носителями хорошо записанной музыки. HD-проигрыватель, наконец, сможет победить класс раздельного CD-проигрывателя.
HD DVD в разрезе рынка
На презентации Toshiba уклонилась от конкретных цифр реализации продукта, сведя свое наступление к пропорциям: 50% рынка проигрывателей осенью 2007 года, 100% к 2009 году. Как говорится, благими пожеланиями вымощена дорога в ад. Реальность не только России, но мира, свидетельствует, что индустрия избаловала или испортила вкус пользователя, и он давно уже повернулся от критерия качества к функциональности, удобству, рентабельности. Цифровые камеры распространились быстро именно в силу своей компактности и сегодня составляют 80%, казалось бы высокотехнологичные PC/hi-fi цифровые рекордеры составляют процентов 30, ну а наиболее рентабельные МР3-плееры охватывают 95% всех пользователей.
Продажи носителей CD и DVD неумолимо падают именно в связи с распространением компрессионных закачек музыки и фильмов. Вдруг изготовители «навороченного» железа для их воспроизведения оказалось в изоляции, Круг их клиентуры сузился, вынудив их закрываться один за другим. Как мы видели, аудиофильские hi-res форматы DVD-A и SACD не спасли положения, потому что были запущены не как серьезные, а как спекулятивные: спешно издать и как-то продать некий материал, а на его «плечах» - и недешевое «железо».
Этот кризис породили сами «капитаны индустрии», которые постепенно все больше разобщались и конкурировали друг с другом, тем самым дезорганизуя покупателя и поставщиков софта (программ). Вот краткая история вопроса.
1963 год – Аудиокассета разработки Philips дружно позиционируется фирмами как единственный бытовой общедоступный перезаписываемый аудиоформат. Кассету критикуют за ограничения, но поддерживают массовым выпуском техники, и в 1980 году решительно кассета вытесняет более качественную грампластинку (винил) по объемам реализации и популярности.
1976 год – После «тихого» выбора между Video 2000, Beta и VHS, индустрия решает в пользу последнего формата, и за следующие 10 лет позволяет видеомагнитофону и видеокассете войти в жизнь большинства людей. Сегодня реальная популярность не падает ниже некой отметки благодаря продолжающейся поддержке формата со стороны изготовителей.
1983 год – Sony и Philips разрабатывают аудио CD, получают полную поддержку изготовителей харда, которые к 1986 году реализуют в мире порядка 10 миллионов проигрывателей (на примерно 100 миллионов проданных дисков). Одновременно и согласованно сворачивается и деградирует производство винила, чтобы скомпрометировать этот формат. Рынок опять поставлен перед определенным выбором.
1997 год – Впервые возникает легкое противоречие: сначала развернут многообещающий видео формат LD, совместимый с аудио CD. Его объективное качество почти безупречно и тем самым лишает индустрию перспектив перевооружения. DVD разработан ему на смену, обладает явными недостатками, но дружные усилия индустрии к 2000 году заставляют забыть об LD и реализовать свыше 2 млн проигрывателей DVD, одновременно понизив их розницу до доступных 200 $.
2007 год – Вводится HD, но его реализация обставлена обременительными и дорогостоящими условиями для пользователя. Кроме того, средний пользователь не видит великой разницы между DVD и HD. Два конкурирующих HD формата, как оказывается, располагают однотипными спецификациями и принципиально различаются только в структуре и кодировании дисков. Между ними разворачивается открытая война. Blu Ray Disc (BD) захватил сферу игровых приставок и компьютерных приводов, позиционируя HD-видео против хай-энда и домашнего театра. Киностудии раскололись на две группы поддержки и стали переходить из одной в другую, шантажируя форматы. Sony располагает 15% кинопроизводства в Голливуде и при этом поддерживает BD. Лагерь HD DVD, прежде всего Toshiba, решил отвоевать мультимедийное пространство, подписав под свои устройства крупнейших изготовителей компьютеров: Dell и Lenovo/IBM. Наконец, «расхолаживающим» фактором стала разработка Samsung, LG и другими - HD-совместимых или гибридных проигрывателей без уточнения сопутствующих компромиссов такого «спаривания». Наконец, положение отягощается стратегией рынка – штамповать больше дешевой продукции с мизерной «маржой». Такой ширпотреб рождает стабильный спрос и приносит изготовителю некую прибыль, а пользователю – некое удовлетворение. По этой причине непонятно, как поведет себя та же Toshiba, когда поставщики софта Verizon, AOL, Time Warner наводнят кабельные сети всего мира новым видом услуги: HD-материал под заказ (on-demand).