20/10/2006 08:00

DVD McCormack: бортовой ЦАП + предусилитель = класс

Теги: hi-res, CD, DVD, McCormack

Как бы ни старались европейцы и японцы, но американский стерео хай-энд с 1970 года не имеет конкурентов. Одна из причин привлекательности – избыточные американские схемные решения. Дилетанту достаточно бросить беглый взгляд на американский аппарат, чтобы убедиться: здесь он платит за красивые детали и титанический труд. Зачастую в японских (Oracle), английских (Camelot, Arcam, Cambridge) и французских (Jadis, JMR) изделиях той же категории ему предлагается платить за хитроумное – то бишь экономное, минималистское – решение или за эффектное оформление.

В частности, показателен подход типичных американских брендов, корпоративных партнеров – более профессиональной компании McCormack и более популярной (менее дорогой) Conrad-Johnson. Обе компании отталкиваются от формата стерео, от ламповой и аналоговой идеологии. Обе компании стартовали в 70-х и убеждены, что с тех пор в аудио ничего принципиально не изменилось, разве что источник сигнала стал проблемнее, а производство – прецизионнее. Неслучайно C-J периодически удивляет новыми, все более изощренными ламповыми усилителями, а девиз McCormack звучит то ли издевательски, то ли абсурдно: «Поднять цифровое аудио до уровня консервативного аналога». 

McCormack

Обе компании трактуют hi-tech иначе, чем японцы и англичане: новые материалы и технологии существуют для создания деталей с более высокими номиналами и КПД. Например, трансформаторы наматываются теперь не простым медным, а бескислородным проводом, пайка производится не оловом, а дозированным серебряным сплавом, печатные платы - не простые, а многослойные, с предварительно вычисленными расстояниями между «дорожками». Однако, что касается цифровых схем, чипов – они заказываются в той же Японии, и их функции жестко ограничены, как правило, распаковкой аудиоданных. Для дальнейших превращений и манипуляций с сигналом на обеих фирмах применяются аналоговые детали и схемы. Вновь, совершенно иную моду продвигают Япония, Англия и Германия, поставляя все более компактные, полностью цифровые схемы предварительной аудио-обработки, балансировки и усиления сигнала.

Зачем дешевому плееру дорогая начинка?

Дабы исключить накопление джиттера и вообще ограничить цифровые схемы, в модели мультиформатного проигрывателя McCormack UDP-1 конвертация разных форматов (SACD, DVD-A, DVD-V, CD, CD-R) сосредоточена на одной плате непосредственно вблизи считывающего датчика. При этом алгоритмы строго дифференцированы, что далеко не всегда наблюдается в дешевых универсальных проигрывателях-близнецах, сделанных под разными марками на базе штампованных китайских ОЕМ-плат. В них нередко игнорируется DSD-метод записи для SACD - загорается лишь сигнальный диод, но реально конвертируется совместимый CD-слой. Неудивительно, что многие незадачливые владельцы якобы универсальных проигрывателей за 100 долларов не слышат разницы между обычным диском и hi-res. Чтобы изобличить халтуру, достаточно на таком проигрывателе поставить CD-несовместимый диск hi-res (DVD-A или SACD), но таких дисков осталось немного. Выходит, чтобы слушать аудио в великолепии настоящих 24 бит, сегодня (как и вчера) придется платить четырехзначную цифру в у.е. и выбирать марку, как французские духи…

McCormack

McCormack

10-битный ЦАП видеоданных в проигрывателе UDP-1 решен по той же логике и выведен на ближние разъемы – композитный, S-Video, компонентный. Пренебрежение фирмы к «несвойственной» функции видео сквозит в выборе рабочей частоты для процессора: 54 МГц. Европа бы непременно похвасталась 108 Мгц/12 бит, но Америка не видит смысла. Соответственно, здесь функционируют чересстрочный и прогрессивный режимы, зашитые в видео-ЦАП. Важнее то, что разработчик предусматривает только один тракт передачи видео на экран: непосредственно, а вовсе не сквозь электронику какого-нибудь японского или английского AV-ресивера. По американской логике, цифровым и видеоданным «нечего ловить» среди аудиосхем.

Аналоговый многоканальный процессор? Почему бы нет?

Вернемся a nos moutons, как говорят французы. ЦАП в проигрывателе UDP-1 выведен толстым проводом на 5-канальный выход, который  выполнен на массивных разъемах. Вот откуда, по логике разработчика, следует брать аудиосигнал. Здесь нет того аудио-процессора, что стоит в китайских hi-fi-проигрывателях, и практически нечего настраивать. Подключаем разъемы Front Out с многоканального выхода UDP-1 кабелем Straight Wire на стереовход предварительного усилителя Conrad-Johnson 18LS Premier.

McCormack

Усилителем мощности в этой конфигурации на нашем прослушивании послужил Premier 140 (на комплекте из 11 больших и малых ламп!). Колонки – Thiel CS 1.6 Coherent (буквально: разборчивые), чей необычный щелевой рупор при отсутствии СЧ-динамика рождает нагло рельефный звук. Конкретно эта система озвучила неремастированный CD The Rolling Stones “Exile On Main St.” практически неотличимо от переиздания на 180-граммовом виниле (источник: проигрыватель Marantz/Shure M91). Более жесткий, плоский и аналитичный звук CD – в пределах ожиданий. Опыт был нужен, чтобы убедиться: многоканальный выход с проигрывателя UDP-1 обеспечивает сбалансированный, полноценный и высокий по уровню стереофонический сигнал, не хуже хай-эндного «чисто CD»-проигрывателя. Как уже говорилось, с настройкой звука дешевых универсальных проигрывателей пришлось бы долго и мучительно возиться. Конечная же цель нашего опыта – получить многоканальный звук класса Hi-End. Так что идем дальше…

Для этого проигрыватель UDP-1 по тому же 5-канальному выходу подключаем на многоканальный предварительный усилитель McCormack МАР-1, созданный специально под формат домашнего театра. Здесь целых 2 многоканальных аналоговых входа для разных источников программ домашнего театра, плюс старомодный сквозной канал Таре In/Out. В этой модели фирма практически вернулась к схеме «хорошо забытых» ресиверов 80-х годов Dolby Surround/Pro Logic, предельно упростив ее - изъяв цифровой процессор DSP аудио эффектов. Напомним: это эффекты, которые в ресиверах уже давно перестали замечать. Зато есть поканальная аналоговая регулировка уровня громкости каналов для их балансировки и функция расщепления общего стереосигнала на центр и тылы. В спецификациях проставлены честные данные: КНИ <0,1%, сигнал/шум 100 дБ.

McCormack

Узкое место всех предварительных усилителей – это их электрический выход на усилитель мощности. Согласование между двумя блоками тем лучше, чем выше разность их сопротивлений. Изготовители обычно не указывают эти значения в паспортах, и лучше всего подбирать «партнеров» из одной линейки и бренда. Наш случай – не исключение, но к счастью в линейке у McCormack – только одна модель многоканального усилителя мощности: DNA-225. В честности его 5 х 125 Вт не приходится сомневаться. Почти все место объемного (483 х 189 х 407 мм) корпуса занято тороидальным трансформатором с высоким КПД и качественными конденсаторами аудиофильской категории. Вновь никаких более точных данных, но звучание (театральный комплект акустики на базе тех же Thiel) не обманывает.

McCormack словно объединил в себе лучшие свойства лампы и транзистора, воплотил богатый консерватизм в звуке. Разница между форматами (DVD-video, hi-res и CD) давала прежде всего почувствовать специфику каждого из них. В частности, классика и джаз на SACD сохраняли навязчивость, свойственную DSD-технологии. Рок наилучшим образом проявился в формате DVD-Audio и раскрыл высокие динамичные свойства самого формата. CD сильно зависели от качества сведения и от апсэмплинга в процессе мастирования записи. Межстилевая музыка, которой сегодня особенно много, зачастую равнозначно хорошо звучала с разных форматов, различаясь лишь в уровнях звукового давления.

Кому это выгодно

Многоканальная система на базе DVD-проигрывателя McCormack доказывает конкурентоспособность универсальных проигрывателей со специализированными проигрывателями CD при условии проработанной конструкции. Исход битвы за качество аудио решается не в конверторе и тем более не в аудио-процессоре разных эффектов и настроек. Он решается в аналоговой части схемы. Это одна из причин общего посредственного функционирования ресиверов, В них схема строится вокруг цифрового процессора, и в лучшем положении модели с наибольшим внутренним секционированием. МсCormack предлагает бескомпромиссный, хотя и в разы более дорогой путь построения системы: берем универсальный проигрыватель с 5-канальным выходом, в котором саббас распределен по соответствующим каналам. Берем полностью аналоговые предварительный и усилитель мощности с регуляторами уровня по каждому каналу. Балансируем каналы и получаем идеальный многоканальный звук, в котором не приносится в жертву общая мощность или согласование колонок с сабвуфером. Это решение – полная противоположность так называемым полностью цифровым театрам, в которых аналог – это только динамики. И еще наше ухо.

Комментарии: