Фирма Genelec – уникальная. Она единственная, которая работает с литым железным корпусом колонок. При этом добивается успеха уже поскольку (не без кропотливой настройки разных контуров, правда!) звук получается как минимум неокрашенным. Фирма лидирует по части техобоснования своих решений и по фундаментальным исследованиям. При фабрике существует НИИ, чей штат значительно больше, а работа – интенсивнее. Каждая новая модель колонки снабжается собственным пакетом документации. Это графики, чертежи, расчеты оптимальной конструкции и данные лабизмерений. Солидные фирмы проводят такую работу, но - не более, чем в объеме тетради (white papers). Здесь же это каждый раз - том книги под твердым переплетом.
Интересно, что при всей долговременности и фундированности, исследованиям разных аспектов акустики на фирме нет конца. Я лично слышал, как в разгар банкета с участием русской делегации журналистов главный инженер наставлял коллегу: «Если ты не знаешь, куда деть настроечный модуль, чтобы он не влиял на внутренние резонансы – спрячь его в ногу колонки». Разделочный фильтр в ноге – до такого индустрия еще не додумалась…
Наконец, Genelec - это единственный (из известных мне, по крайней мере) мировой крупносерийный бренд, который стар, как мир, и при этом захватывает все новые территории. Он начинал с активных аудиомониторов для студий, создал убедительную линейку комбиков и комплектов для музыкантов, после чего переметнулся на домашнее стерео и многоканальное аудио (театр). Фирма родилась в глуши Финляндии с мизерными шансами на мировой прорыв. Но прочная конструкция, разнообразные и грамотные решения (от рупорного оформления до внедрения плоских динамиков) – все это удивительно быстро убедило немцев и американцев, за ними и остальной мир.
Идеология аудио и менталитет
Финны остались верны национальной черте – ничем особенно не озабочиваться. На фабрике работа построена так, как дай бог – нам в России: разумеется, все ответственные прецизионные операции роботизированы. Человек появляется на своем участке время от времени, по мере накопления работы, чтобы разгрузить участок по графику. Это участки контроля процесса, сборки и проверки изделия, в том числе – по контрольным точкам АЧХ. Ошибки здесь исключены, и появляться можно в любом виде, с любого бодуна, в любом расположении духа. Никаких «от звонка до звонка», график гибкий и свободный. О том, что фирма существует для людей, а не наоборот, здесь говорит все окружение фабрики: девственный сказочный лес, сруб-баня из бревен в два обхвата, растущие повсюду огромные твердые спелые грибы (!), которые финны и не думают собирать. Природа – часть финского менталитета, который в свою очередь – часть звука колонок из этих мест.
Изложить «финскую» теорию звука в пределах статьи невозможно. Можно лишь констатировать: она исключительно суха, дидактична и научна. Ни малейшего полета фантазии, места для домысла типа «а вдруг», «а что если». В общем, Genelec - бальзам на раны технократа-физика, полученные в сражениях с понятливыми аудиофилами и безбашенными дилетантами. Одиозный аудио эксперт, оригинальный российский разработчик и светоч схемотехники А.Лихницкий здесь прослыл бы за неуча. Пожалуй, лучше всего подход и идеологию фирмы иллюстрируют ее изделия.
Мне довелось слышать различные модификации колонок для домашнего театра, выполненные в литом корпусе. Материал (нечто вроде сплава чугуна) и неправильная (рассчитанная) обтекаемая форма передней панели вокруг каждого динамика плюс регуляторы (фазы, тембра, частотного среза, громкости и даже чувствительности по входу) – все это формирует звук колонки. Эта окраска – не просто так, а четко рассчитана под помещение. Помещений много и они в общем различно заставлены мебелью, но финны ищут универсальный и бескомпромиссный баланс с упрямством барана и одержимостью Лихницкого. С этой целью они разработали технологию Directivity Control Waveguide – таблицу зависимости между характеристиками помещения и спецификациями колонки. Итог ее более успешной реализации – убедительная проекция звукового образа в комнату… практически любую комнату. Эта проекция позволяет (с открытыми глазами или вслепую, сидя на месте или бродя по комнате) четко представить себе конкретного исполнителя и ткнуть в него пальцем: он – вот тут.
Чего ждать от звука Genelec
Финны демонстрировали мне свои распрекрасные колонки в самом «логове» - бывшем кинозале, который основательно перестроили и специально утрамбовали «вычисленными» материалами «высчитанной» толщины. Система, кабели, музпрограмма – все было на высоте. В тот раз лично я услышал окраску, а вовсе не обещанный сбалансированный звук, со «взаимно уничтоженными» встречными фазами резонансов. Не скажу, что именно «ткнул пальцем» в музыкантов в пространстве. Однако, уже на Hi-Fi Show в Москве те же колонки отыграли, на мой вкус, грандиозно. Звук был раскованным, лятящим, протяженным и «дружественным» для уха. Это был случай, когда музыку нельзя было назвать ни цифровой, ни объемной, ни вообще записанной или живой. Она была сочной и вкусной, ее хотелось слушать, а не анализировать.
Примерно тот же эффект носила еще одна характерная инсталляция. Уже не на базе «Женелеков». Ее владелец, англичанин-мультимиллионер, заказал ведущим мировым брендам все особое, в том числе – акустические системы. Он построил для системы специальный дом (!), разместив электронику в каменном склепе, подвешанном на цепях к своду, а фазоинвертор динамиков вывел в подпол, где волна была раздроблена жердями. Когда он включил запись (кстати, винил, а не CD), о ней можно было сказать – просто сидят музыканты и играют себе… «Женелеки», независимо от своего размера, производят… способы производить данный эффект самостоятельно, не опираясь на статус других компонентов тракта. Важная роль здесь возлагается на встроенный усилитель в каждой из колонок. Он всегда строго согласован с динамиками по критериям, которые фирма полностью не раскрывает. Вот почему фирма придерживается активной конфигурации и не хочет делать «обычные» колонки. По всей видимости, все это и есть «универсализм», на который работает мозговой центр фирмы.
В только что поступившие динамики для дома вложен тот же опыт. Мое знакомство с новинками было коротким и ярким.
Новое изделие
Колонка Genelec AOW312 – 3-полосная. Это сразу определяется в ее вольготном богатом мажорном звучании, которое мощно проецирует движение смычка по виолончельной струне (трек: Temptations “Memories”, CD «Happy People», издатель Motown-США, дистрибьютор Пурпурный Легион). В цифрах выражается как 37 Гц - 21 кГц, причем неравномерность АЧХ ± 2.5 дБ. Это достаточно мало, чтобы на малой громкости 30 дБ вы уловили всю совокупность информации. Достаточно много, чтобы придать музыке «пологий спадающий» характер (слегка холмистого графика) – как в консервативном аналоге.
Далее. Колонка монтируется в нишу стены с помощью приложенных скоб. Нишу вам сделают ремонтники или инсталляторы. Это не только сэкономит место, но и решает мучительный вопрос поиска оптимальной точки в пространстве комнаты с достаточным отступлением звуковой колонки от стены. Некоторые «страдальцы поневоле», владельцы обычных колонок, лезут на сайт МТУСИ, где скачивают соответствующие таблицы и пытаются с точностью до мм выдержать «научно обоснованное некратное расстояние» между динамиками и потолком и стенами. Лично я дома делаю это на (тренированный) слух, ну а Genelec выставил такие спецификации, чтобы вообще «подружить» динамики со стеной и с домом. Дополнительная выгода: колонка «рассматривает» поверхность стены как продолжение собственной передней панели, а массу стены – как дополнительный объем к скромному собственному корпусу (1500 х 400 х 175 мм). Хотя адаптеры создают зазор между стеной и колонкой, неизбежная издержка – проникновение звука по дому, но зато сам звук… Эта колонка осуществляет звуковое давление 116 дБ в широкой слышимой полосе частот 100 Гц - 3 кГц при удалении слушателя на метр.
Демонстрация
Благодаря согласованию со встроенным (8-киллограммовым, кстати) усилителем мощности, динамики колонки выдают на самых информативных средних частотах не более 1% искажений, а к краям АЧХ – и того меньше искажений. Все это значительно превосходит не только «концертную», но и «природную» чистоту громкого звука. Самый громкий раскат грома не достигает указанной цифры. Ее достигает рев взлетающего самолета, но при этом форсаж его двигателя – это практически 100% искажений. Изготовители массового аудио красуются искажениями в долях процента, но те измеряются на мизерной громкости и рассчитаны на поверхностное ознакомление клиента со спецификацией.
Хотя фирма предполагает эту модель для залов по 200 «квадратов», мы слушали в типовой 22-метровой комнате с нормальным ощущением мощного пульсирующего и четкого звука, без эффекта инертности или отражений звука от соседних поверхностей. Во многом звук был сопоставим с инсталляцией крайне мощного хай-энда в автомобиле: то есть, «лишняя» мощность «подпирала» крохотные нюансы в программе и вкусно гармонизировала общий звук. Кто слышал такие кар-аудио-системы – тот меня поймет. Кто не слышал – может взять колонки минисистемы и прижать к ушам вместо наушников. Но безусловно сказался и колоссальный опыт фирмы по строительству именно активных колонок для требовательного уха саунд-продюсера. Ведь в студии, как нигде, важно слышать нюансы.
Конкретно в AOW312 в этом плане можно отметить отличную конструкцию фильтров. Электрический фильтр не только «нарезает» АЧХ под соответствующие «пары» - усилитель мощности плюс головка динамика. Он и именно он определяет спад характеристики (интересный «холм» графика), ее согласование с «соседним» динамиком и вообще – калибр и оттенки звучания колонки. Таких фильтров здесь два – между НЧ и СЧ, потом – СЧ и ВЧ. Так как они работают каждый на «свою» пару элементов, то и называются активными кроссоверами. Если вдруг, паче чаяния, пойдут непредусмотренные искажения, то на этой же стадии они будут засечены и усилитель автоматически отключится на время. Так что еще один секрет фирмы - схемы защиты. Они, как правило (но не здесь!), ограничивают динамку звука.
Дерзкие решения
Осмотрев колонку, я смею пойти несколько против науки и предложить… не обязательно встраивать, а поставить колонку в комнате «как есть». 43-килограммовый «бастион» в таком «неоформленном» виде представляет собой вопиюще индустриальный авангардистский дизайн. Однако у меня два довода в пользу «открытого» размещения. Первый: все самые лучшие «комнатные» колонки являются именно безкорпусными и тяжеловесными. Второй довод. Этот «Женелек» будет безразличен к близости стен и к упомянутым постулатам МТУСИ.
Раскатисый и протяженный бас на малой громкости заставляет думать, что 305 мм (12") вуферу не нужно реквизитных (согласно МТУСИ) 20-30 метров площади для реализации заявленных 35 Гц. Еще будущему владельцу имеет смысл задействовать не обычные, а более качественные балансные XLR входы на здешнем усилителе. Внимание! Далеко не всякий ресивер, располагающий гнездами Pre Out (предварительным аналоговым многоканальным выходом), априори может «освоиться» с этими и другими активными колонками. Целый ряд ресиверов дает слишком слабый сигнал, чтобы его было можно «подобрать». Приходится удивляться, для чего вообще они оборудуются гнездами.
В принципе, в конфигурации с такой активной акустикой отлично работают блоки декодера-процессора многоканального звука и любые другие аудиокомпоненты, имеющие общий (master) регулятор громкости. Если, предположим, такой регулятор не предусмотрен, то вам придется слушать некую фиксированную громкость. Не будете же вы каждый раз обходить колонку за колонкой и менять громкость на них. По этой причине нельзя подавать сигнал на «Женелеки» с 6-канальных или стерео-выходов большинства DVD-проигрывателей. Эти ограничения – бич активной акустики, они сдерживают энтузиазм «низового» клиента, который не хочет превращать дом в студию. В остальном же новый «Женелек» рассчитан на дом и на комфортное управление. Например, его усилитель и лампочка индикатора «засыпают» в дежурном режиме, чтобы не напоминать о себе. Они включаются с подачей сигнала. С помощью пары модификаций этой 25-й модели можно окружить себя звуком, вмонтировав динамики даже в потолок. Конечно, эти модификации попроще, поменьше, подешевле, но того же калибра.