19/01/2010 22:55

Телеком столицы №2

Теги: , , , , , , 3G

На смену горячему декабрю пришёл томный спокойный январь. Рынок телекома в Москве не то, чтобы уснул, но лишний раз не шевелится. Со времени публикации предыдущего выпуска «Телекома столицы» на московском рынке не появилось новых услуг, новые стандарты не вшагнули во внутримкадье. Даже заметных переделов рынка не наблюдается. Зато были интриги и были скандалы — а это тоже очень интересно.

Расползание ЖЖЖ

Это для разогрева. Одним из самых радостных и долгожданных событий конца прошлого года был официальный запуск сетей 3G в столице. Вся Большая Тройка уверяла, надув щёки: «Вот теперь-то мы развернёмся!» Развернулись? Движение есть, но очень вялое. 3G покрытие от Билайна удаётся поймать то тут, то там, но — точечно. Возле входа в станцию метро Маяковская — есть, а в ста метрах от него уже нет. Сухаревская, Красные ворота, уже упомянутая в прошлом материале Тверская — это очень хорошо, даже замечательно, но серьёзным прогрессом это назвать язык не поворачивается. В то же время скорость выхода в интернет на этих островках будущего весьма приличная — меньше мегабита в секунду в результатах тестов скорости не бывало ни разу.

У МТС дело спорится лучше. На сайте оператора даже появилась действительно впечатляющая карта покрытия 3G:

Карта покрытия сети МТС третьего поколения в Москве

Тесты на местности показали, что карта, в общем, более или менее правдивая. Даже в Чертаново (да простят мне жители этого замечательного района Москвы слово «даже») ловится 3G-сигнал. Только вот у МТС новые технологии вовсе не означают новые скорости. Чаще всего выход в Сеть по 3G получался не сильно быстрее, чем по EDGE.

МегаФон тоже выкатил на сайт карту покрытия 3G — более скромную, зато правдивую. Скорость в большинстве случаев переваливает за отметку в мегабит в секунду, то есть практическую пользу от нововведения абоненты таки получат.

Карта покрытия сети МегаФон третьего поколения в Москве

Тем не менее, если у вас еще нет телефона с поддержкой работы в сетях третьего поколения, торопиться покупать его не стоит. Нынешняя фрагментированность покрытия такова, что приходится намеренно искать те места, где оно есть. А ведь смысл и полезность мобильного интернета в том, что он должен быть всегда «под рукой» - там, где это нужно пользователю, а не там, где успел поставить базовую станцию оператор. В общем, не торопитесь менять телефон, если только не хотите стать тестером 3G-сетей за собственные деньги.

Оговорюсь, что сказанное выше о качестве покрытия сетей есть результат собственных наблюдений. Если вы считаете, что я напрасно похвалил или поругал какого-либо из операторов — отлично, это же прекрасный повод для разговора в комментариях!

PR-овал, или МТС наносит удар по яйцам

Совершенно восхитительная история случилась на прошлой неделе с посвящённым рекламе ресурсом «Эдми».

Все мы знаем, что логотип МТС — белое яйцо на красном фоне. Создавался этот лого несколько лет назад, причём разработка производилась за рубежом, так что не удивителен конфуз с неоднозначностью знака. Ну откуда иностранцам знать, что в русском языке «яйцо» - это не только высококалорийный продукт, но и народное название части комплекта для воспроизводства? Конечно, на презентации логотипа его создатели прозрели, что нарисовали «balls», и даже пообещали переделать, но было уже поздно — АФК «Система» приняла вариант, раздала своим дочкам по яйцу индивидуального цвета и приказала жить с этим.

Возвращаемся к последним событиям. Две недели назад на «Эдми» был опубликован материал о новом ТВ-ролике, направленном на продвижение акции «Двойной бонус». Изюминками статьи были кадр из ролика с двумя яйцами и заголовок: «МТС показал свое 2 яйцо».

Овалы МТС

Мало ли подобных шуток прозвучало за три с половиной года, прошедшие с явления яйца миру? Тысячи! Однако то ли ионосфера в тот день шалила, то ли чувство юмора стало подводить отдельных товарищей, но на «Эдми» стали давить, усугубляя влияние атмосферного столба. Сообщается, что пресс-секретарь МТС Елена Кручинина (вообще-то пресс-секретарь МТС — Ирина Осадчая, а с Еленой и её должностью я, увы, не знаком, но сомневаться в её существовании оснований нет) в течение двух дней планомерно просила редакцию «Эдми» изменить заголовок  «во избежание еще большего недовольства со стороны руководства». Ей помогали и сотрудники агентства MindShare, занимающегося пиаром МТС, переходя при этом и к агрессивному давлению.

<\/object>

В компании считают, что упоминание яиц «крайне негативно сказывается на имидже МТС». Такую же реакцию вызвал представленный кадр из рекламного ролика, который предлагалось удалить.

Вот так — всё чудесатее и чудесатее. Население отреагировало адекватно — гомерическим хохотом, шуткам и фотожабами, в которых обыгрывался якобы запрет на использование слова «яйца»:

 Овалы МТС

Овалы МТС

Овалы МТС

Разумеется, на самом деле господа с излишками любви к своему бренду и недостатком профессионализма вовсе не заявляли, что на логотипе МТС изображено не яйцо. Собственно, даже на сайте компании прямо указано:

«Выбранное для сквозного бренда визуальное решение – простой и вечный символ в форме яйца – очень точно раскрывает суть современных технологий: внешнюю простоту, которая скрывает захватывающую сложность содержания»

В действительности же Елена & Ко протестовали против ассоциирования логотипа с той самой генитальной темой. Сомнений в искренности их действий нет никаких. Для вирусного маркетинга момент уже не тот, бренд и так отлично узнаваем. Да и не того уровня МТС, чтобы раскручиваться на пошлой ассоциации. Бесспорно, с неоднозначным лого работать сложно, потому что приходится переводить сознание людей из привычного, желаемого и любимого ими состояния в несвойственное им. Но запретительными методами пиар не делается. Журналист — он ведь существо особенное. Он искренне захочет делать именно то, что ему делать запретят. Провал налицо.

Да, не везёт в последнее время PR-отделу, ведь только-только утихла всенародная паника вокруг принудительного перевода молчащих абонентов на тарифный план «Европейский». Им бы засесть на дно, да потчевать абонентов мелкими подарками. Ан-нет, выкручивают яйца. Из интернета выкручивают, разумеется.

Ростелеком негодует

В декабре многие московские абоненты Ростелеком, и ваш покорный слуга в том числе, получили в почтовые ящики извещение от этого оператора междугородней связи. Но вместо «приговора» с требованием оплатить «не позднее ...» извещение лишь сообщало о неких участившихся случаях нарушений прав пользователей междугородней и международной связи.

Извещение Ростелекома о нарушениях со стороны конкурентов

Со зла ли или по недомыслию, но послания оказались в ящиках аккурат перед праздниками, так что полторы недели никто не имел возможности связаться с пресс-службой Ростелекома, чтобы выслушать официальные комментарии. Само собой, в обстановке информационного вакуума стали появляться различные версии происходящего, и основная из них сводилась к тому, что Ростелеком просто-напросто испугался конкуренции.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и рассказать о том, как организован выбор оператора междугородней и международной связи в Москве. Существует два режима использования МГ/МН-оператора. Pre-select, то есть предварительный выбор, означает, что абонент становится постоянным пользователем оператора и при простом наборе — 8-[код города]-[номер телефона] — вызов осуществляется по каналам именно этой компании. Есть и другой вариант — hot choiсe, то есть выбор налету. Постоянным клиентом какого бы оператора ни был абонент, он имеет возможность отдельный вызов осуществить через любого другого оператора. Делается это набором последовательности 8-[код оператора]-[код города]-[номер телефона]. Как правило, постоянным клиентам операторы предлагают более выгодные финансовые условия — цены для них могут быть на десятки процентов ниже.

После новогодних каникул Ростелеком наконец объяснил причины рассылки. По утверждению компании, их ближайший столичный конкурент — Комстар — обзванивает абонентов Ростелекома и предлагает им сменить оператора на постоянной основе. Безобразие, просто безобразие! Особенно беспардонно то, что Комстар не заставляет абонента идти куда-либо и писать письменное заявление, а любезно соглашается получить звонок на специальный номер, прослушать «единичку» в тоновом наборе и расценить это как знак акцепта — принятия публичной оферты. Есть, правда, и другой приём от Комстара — робот звонит и сообщает о «смене порядка набора», называя заветные цифры, приводящие к направлению звонка через Комстар. Вот это действительно сомнительной честности способ. Ростелеком уже подал заявление в ФАС, однако последняя ещё не приняла решение.

Ростелеком когда-то был монополистом, однако предоставление абонентам права выбора оператора дальней связи больно ударило по позициям компании. По информации от аналитической фирмы iKS-Consulting, доля Ростелекома в Москве к нынешнему времени упала уже до 15%. Очевидно, что экс-монополисту приходится предпринимать срочные меры если не для восстановления позиций, то хотя бы для остановки падения. Николай Чураев, занимающий в компании МТТ должность заместителя генерального директора по коммерческой деятельности, говорит, что, как показывает практика, если открыть hot choice в каком-то регионе, то монополист теряет за три года как минимум 25% своей абонентской базы в пользу новых операторов связи.

Ирония судьбы: даже если бы нарушений со стороны конкурентов Ростелекома не было, их стоило бы выдумать. Разосланная абонентам страшилка очень многих отпугнёт от вообще каких-либо альтернативных предложений в сфере МГ/МН-связи. Впрочем, некоторые разобравшиеся в вопросе восприняли действия Ростелекома как плевок и переключились к Комстару, дабы не иметь дел с компанией, которая борется за клиента не качеством и ценами, а обвинением конкурентов в мошенничестве.

Напоследок приведу сравнительную таблицу цен Ростелекома и Комстара на условиях предварительного выбора оператора. К сожалению, сайт МТТ оказался слишком удобным и «вебдванольным» - он отходит от понятия тарифных зон и предлагает выбрать конкретные города, так что присовокупить к таблице еще одну колонку не получится. Скажу лишь, что их цены по многим направлениям почти не отличаются от цен Комстара.

Дальность

Ростелеком

8:00-20:00 / 20:00-08:00

Комстар

8:00-20:00 / 20:00-08:00

101-600 км

4,28 / 2,50

2,80 / 2,40

601-1200 км

5,23 / 3,20

3,75 / 3,10

1201-3000 км

6,18 / 3,80

3,75 / 3,70

от 3000 км

6,84 / 4,40

4,70 / 4,30

 

© Илья Рубцов, 2010, специально для Cyberstyle.ru
© Cyberstyle.ru

Комментарии: