Сегодня на рынок социальных сетей официально выходит новый игрок — Гайдпарк (gidepark.ru). До 3 февраля сайт работает в бета-режиме. Игрок этот весьма не простой. Если всё пойдёт по плану творцов, то Рунет получит новую социальную сеть, которая заставит забыть об Одноклассниках и ВКонтакте. По крайней мере, таковы замыслы создателей сети. Попробуем разобраться, чем так примечателен Гайдпарк, что он может нам предложить нового и каковы его перспективы.
Как всё начиналось
Относительно недавно возникший и популярный феномен под названием «социальная сеть» до конца ещё не исчерпал свою силу, особенно на отстающих рынках (вроде российского). Одной из самых популярных соцсетей в России, в нынешнем понимании, стали Одноклассники. Но не успел проект заработать всероссийскую популярность, как ему на пятки стал наступать любительский проект питерского программиста Павла Дурова — ВКонтакте.
За считанные месяцы ВКонтакте «отъел» у Одноклассников львиную долю уже подготовленных к социальным сетям пользователей. По сути, Дуров не придумал ничего нового и сверхъестественного — он просто взял и сделал социальную сеть по образу Facebook, ставшую не менее удобной и простой, чем Одноклассники. Благодаря ориентации прежде всего на молодёжь — а именно эта часть населения, как известно, наиболее активна в интернете — ВКонтакте быстро набрал бешеную популярность, став самым посещаемым сайтом в Рунете.
Однако, несмотря на то, что ВКонтакте с его 9,5 млн посещений в день сейчас видится как лидер рынка, это не значит, что никто не может или не имеет право сбросить Дурова с пьедестала. Необходимо признать, что Рунет отстаёт от западной части интернета достаточно сильно (по некоторым подсчётам примерно на 3 года), постоянно копируя западные сервисы (ebay.com — molotok.ru, youtube.com — rutube.ru, digg.com — news2.ru и newsland.ru, сервисы google.com — cервисы yandex.ru). Поэтому имеет смысл посмотреть на то, как развивались западные сети, чтобы попытаться провести параллели с будущим развитием российской части интернета.
По мнению создателя проекта Марка Федина, в Рунете до сих пор нет социальной сети, которая могла бы одновременно удовлетворить потребности разных соцсетей, вроде ВКонтакте и Одноклассники. Заполнить нишу так называемой «большой социальной сети» якобы и должен Гайдпарк.
Концепция Гайдпарка
Как кто-то уже, наверное, догадался, своё название социальная сеть взяла от лондонского Гайд-парка (англ. Hyde Park). Этот парк примечателен прежде всего тем, что там есть так называемый Speakers' Corner, место, где люди проводят митинги и отстаивают совершенно разные идеи — начиная от войны в Ираке и заканчивая выступлениями, скажем, в защиту хомячков. В общем, никто тебя ни в чём не ограничивает — говори, что хочешь и как хочешь.
Параллели с виртуальным Гайдпарком становятся очевидными, если посмотреть на замысел создателей: они собираются построить сеть для повседневного использования на основе получения, предоставления и обсуждения информации. Они прямо заявляют: «Ниша большой социальной сети (аналог Facebook) в Рунете свободна». При этом следует обратить внимание на то, какие потребности они собираются удовлетворять:
свежие новости по интересующей теме;
самопрезентация;
самореализация;
возможность стать экспертом в какой-то области;
возможность стать журналистом;
накопление репутации онлайн;
поиск единомышленников;
поиск элементов гражданского общества;
выражение своей гражданской позиции по злободневным вопросам;
общение со знакомыми, в т. ч. с которым нет возможности общаться в жизни;
своего рода «трибуна» для политиков.
Как видно из списка, социальная сеть Гайдпарк также заключает в себе идеи лондонских активистов. Иными словами, это та площадка, где можно высказать своё мнение и получить комментарий от компетентных специалистов. В идеале, судя по концепции проекта, можно будет задать вопрос даже людям из правительства. По крайней мере, так считают создатели Гайдпарка.
Что заставит публичных людей регистрироваться в Гайдпарке? Сейчас руководство сайта договаривается лично с каждым специалистом, политиком, селебрити или шоуменом о том, чтобы они вели свой блог в Гайдпарке и что-то там писали.
Надо признать, что сейчас эти люди в разделе «Мнение» и правда поднимают резонанс в сообществе Гайдпарка. Конечно, многие темы можно было бы отнести под категорию «троллинг», но всё же — мнение есть мнение. К тому же, Гайдпарк должен стать самоорганизующимся сообществом — с системой кармы, или популярности. Грубо говоря, если пост неинтересен, баян или просто полный бред — его заминисуют.
Gidepark.ru > Newsland.ru
Необходимо отметить очень важный момент: Марк Федин до недавнего времени владел информационно-дискусионным порталом newsland.ru (недавно newsland был продан). Так вот многие идеи Newsland присутствуют и на Гайдпарк: на сайте есть раздел события, где можно обсудить новости самого разного толка. По сути, gidepark.ru представляет собой расширенный вариант newsland.ru, где так же имеются блоги, карма и пр. Чем Gidepark будет привлекательнее Newsland, понять сложно.
Цель создателей — 0,5–1 млн уникальных посетителей в день — это, согласитесь, не шутка. Примерно такую аудиторию сейчас собирают уже раскрученные Одноклассники. Учитывая скромный успех Newsland, который в день собирает всего около 100 000 посетителей (при том, что больше трети трафика генерируется искусственно), трудно себе даже представить, как Марк Федин собирается поднять «разжиревший» Newsland до одного миллиона.
Шансы на успех
Бизнес-стратегия команды Гайдпарка достаточно прозрачна: костяк аудитории, по их мнению, должны составлять люди среднего возраста. Однако, как уже было сказано, команда проекта хочет одного миллиона посещений в день. Согласитесь, что амбициям гайдпаркцев можно только позавидовать, ведь аудитория Рунета не такая уже и большая. По данным Gemius, сейчас в российском сегменте сети около 19 млн пользователей социальных сетей. При этом большинство из них — люди в возрасте где-то 12–28 лет. Далеко не все из них захотят что-то обсуждать на Гайдпарке и им по-прежнему будет импонировать привычный ВКонтакте.
Тем не менее, это и есть цель создателей Гайдпарка — сегментировать рынок социальных сетей, сделать Гайдпарк аналогом Фейсбука, оставить ЖЖ как основную блогоплощадку в Рунете, а ВКонтакте — как тематическую соцсеть для студентов. Это в общем-то совпадает с тем, как, по информации организации Anderson Analytics, сегментирован американский рынок: пользователей в возрасте от 15 до 24 можно найти на MySpace, от 18 до 34 — на Facebook, а от 18 до 44 — в LinkedIn.
Однако сможет ли Гайдпарк привлечь достаточно целевой аудитории 25-40 лет при относительно небольшой аудитории Рунета? Думается, для этого популярность сервиса должна быть «естественной», ведь в тот же ВКонтакте никто никого не звал за деньги вести странички и блоги. Есть большие сомнения в том, что люди, которым платят за ведение блога, будут так же интересны, как блогеры ЖЖ, где уже сформировалось очень прочное сообщество. Тем более, известные люди давно и прочно обосновались в ЖЖ, так что ничего нового тут Гайдпарк предложить, на мой взгляд, не сможет.
Переманить блогера из ЖЖ в Гайдпарк под предлогом того, что это будет сервис всё-в-одном, будет крайне трудно. Как показывает практика, блогер ищет не усложнения жизни, а упрощения. Наверное, именно этим можно объяснить успех Твиттера. Гайдпарк же предлагает блогеру наоборот жизнь усложнить, войдя в огромную кишащую новостями и мнениями среду. Свои мысли и волеизъявления блогер может так же свободно высказывать в своей «уютной жэжэшечке».
Заманить пользователя возможностью комментировать новости с «компетентными» людьми — это тоже очень спорно. Информационное предложение на рынке сейчас крайне велико, и придумать тут что-то новое будет крайне сложно. Новость есть новость...
Резюмируя всё вышесказанное, я могу показать, что удовлетворение упомянутых в самом начале потребностей, которое собирается реализовать Гайдпарк, уже свершилось:
свежие новости по интересующей теме — новостные порталы, новостные агрегаторы;
комментарии интересующих новостей — ЖЖ;
самопрезентация — ЖЖ;
самореализация — ЖЖ;
возможность показать себя экспертом в какой-то области — habrahabr, ЖЖ;
возможность стать журналистом — ЖЖ;
накопление репутации онлайн — будет ли она иметь там вес?
поиск единомышленников — существующие соцсети и ЖЖ;
поиск элементов гражданского общества — ЖЖ;
выражение своей гражданской позиции по злободневным вопросам — ЖЖ;
общение со знакомыми, в т. ч. с которым нет возможности общаться в жизни — существующие социальные сети (те же ВКонтакте, Одноклассники и Facebook, в конце концов);
своего рода «трибуна» для политиков — ЖЖ.
А деньги?
Ещё один вопрос: откуда сеть будет брать деньги? То есть, в конце концов, после инвестиций на раскрутку, она будет вынуждена как-то «зарабатывать». Тут снова не всё так просто. На текущий момент единственный способ монетизации социальных сетей — получать деньги с игр. Неужели такой серьёзный портал будет зарабатывать на игрушках? Видимо, да. Не могу себе представить, чтобы взрослый, состоятельный человек, обсудив газовый вопрос с Украиной, посмотрел, как там у него дела на ферме...
Амбициозные проекты от малоизвестных команд вызывают очень большие споры. Лично для меня никакого интереса этот проект не представляет. Чтобы перетянуть аудиторию, уже привыкшую к существующей инфраструктуре социалок и блогосферы, у нового сервиса вряд ли хватит пряников. А присутствие в Гайдпарке знаменитостей — тех, что уже там есть — сомнительная «завлекалка»: Жириновский, Лимонов, Митволь, Арбатова, Сванидзе, Канделаки, Соловьёв и так уже везде, куда ни взгляни.
Для того, чтобы жить там, нужно бросить все свои аккаунты на социальных сетях, коих уже не так мало, и зачем-то обсуждать «качественную» информацию на Гайдпарке, когда всё это я могу сделать там, где я обитаю сейчас. Говоря короче, к Гайдпарку у меня очень и очень скептическое отношение.
Однако, если стараться быть объективным, то не признать того, что Рунету ещё есть куда двигаться.