Ровно год назад был выпущен iPhone 3G — смартфон, который перевернул представление о том, каким должен быть телефон первого десятилетия двадцать первого века. Однако заслуга эта не столько самого аппарата, сколько его концепции: удобный тачфон с множеством программ для самых разных жизненных ситуаций. Поставщиком таких программ стал магазин App Store.
iPhone 3G стал для Apple следующей ступенькой в производстве собственных смартфонов.
Первая модель, представленная в ноябре 2007, вызвала смешанные чувства. С одной стороны — суперудобная система multi-touch, с другой — цена, превышающая отметку в 300 долларов (если мы говорим о Европе и США). Второе же поколение — 3G — практически свела на нет споры о противоречивых плюсах и минусах аппарата. iPhone 3G был намного быстрее и удобнее. Стало намного меньше багов, которыми так «хвасталось» первое поколение. Кроме того, стоил 3G с контрактом в районе $100, чего явно мало кто ожидал от Apple. Вскоре появились даже предложения получить телефон бесплатно и платить ежемесячно меньше $50.
Если первый iPhone был доступен только людям достаточно состоятельным (если говорить о России, то чуть ли не блатным), то iPhone 3G стал своего рода «фордовским» чудом для всего мира — этот телефон мог позволить себе любой. При этом он имел массу положительных сторон, за которые его и хотелось приобрести.
Миллиард
Так в чём же кроется большая часть успеха iPhone? Есть мнение, что такую популярность и признание он получил благодаря как раз App Store. Дебют второй версии операционной системы iPhone OS открыл новые грани возможностей для разработчиков. На данный момент из App Store скачано больше миллиарда копий приложений, пользователями из почти восьмидесяти стран.
«За год в Apple App Store было добавлено более 50.000 приложений, — говорит Томас Шульц (Thomas Schulz), глава компании AdMob в Европе.
По мнению Криса Фина (Chris Phin), заместителя редактора в журнале MacFormat, App Store создал целый жанр развлекательных программ для мобильных устройств — «качественно новое явление, расшатавшее существующую парадигму IT-индустрии». Он также считает, что этот феномен, порождённый магазином App Store, не может практически никак им контролироваться — ограничения на определённые виды программ так или иначе приходится снимать.
Совсем недавно в App Store было пропущено приложение The Hottest Girls, хотя это не очень-то соответствует политике App Store (правда, приложение было вскоре удалено самими разработчиками). Тем временем, нашумевшая программа Baby Shaker была запрещена к размещению на App Store. Однако этот запрет всё ещё горячо обсуждается среди недовольных разработчиков. Есть все шансы на то, что Baby Shaker-подобные приложения всё же будут разрешены.
«Революционный сервис, App Store стал феноменальным хитом среди пользователей iPhone и iPod touch по всему миру, — заявил Филип Шиллер (Philip Schiller), глава по международному маркетингу товаров компании Apple, когда было объявлено об очередной вехе в развитии App Store — миллиард скачанных приложений. — За девять месяцев App Store полностью изменил мобильную индустрию, и это — только начало».
Главное, чем славится App Store, это его простота. «Это гениально, — говорит Крис Фин. — Добавить приложение так просто — клик-клик-клик и готово. Кроме того, тысячи отличных приложений абсолютно бесплатные. Можно запросто превратить этот замечательный карманный компьютер в GPS-систему, библиотеку классических произведений литературы, гитарный тюнер и так далее».
iPhone OS 3.0: дальше — больше!
Фин считает, что третья версия прошивки поднимет популярность App Store ещё выше. Кроме того, App Store развеял старые стереотипы о «закрытости» Apple.
iPhone OS 3.0 предоставляет разработчикам свыше 1000 новых API-функций. Иными словами, возможности ограничены лишь тем, что iPhone — всего-навсего смартфон, а не компьютер с 20-дюймовым экраном (хотя новые проекторы могут решить и эту проблему).
Однако популярность приложений также приводит к тому, что их становится так много, что ориентироваться в них становится труднее с каждым днём. Конкуренция, безусловно, полезна, но такое количество приложений осилить крайне и крайне трудно. Для одного человека — можно сказать, нереально.
Как отмечает Томас Шульц, приложения также стали превосходной рекламной площадкой.
«Многие разработчики используют App Store для продвижения других проектов…Это позволяет монетизировать даже бесплатные приложения». Другими словами, все довольны.
Помимо всего этого нельзя забыть об игровом потенциале iPhone, ведь смартфон стал своего рода новой игровой платформой для мобильных игр. И этот успех iPhone 3G, можно сказать без всяких преувеличений, продолжил iPhone 3GS, с OpenGL ES 2.0.
Вообще, когда речь заходит о компании Apple, можно услышать самые разные мнения, которые чаще всего выливаются в крайности. Тем более, что «яблочные» продукты, особенно компьютеры Mac, нужны для разных целей разным людям. Кто-то покупает их как дорогое вино, абсолютно не понимая разницы между вином за 10 и $1000, кто-то же из соображений удобства и профессиональной деятельности. Но одно об Apple можно сказать совершенно точно: эта компания является поставщиком концепций на рынок IT. Возьмём тот же iMac — сейчас каждая компания считает своим долгом выпустить моноблок. Или клавиатуру типа Чиклета — практически у каждого производителя ноутбуков есть модели с клавиатурой такого типа. Перечислять список можно долго. Самое очевидное в данный момент для нас — App Store.
«Покупатели голосуют, iPhone побеждает», — сказал Стив Джобс, вернувшись в строй после болезни. «iPhone, вместе с 50.000 приложениями в App Store, сейчас силён как никогда». И с ним трудно не согласиться.