В первый день октября компания «Связной» провела большое мероприятие, посвященное изменению облика компании. На пресс-конференции, посвящённой ребрендингу, собралось довольно много журналистов из большинства ведущих деловых и компьютерных изданий. Интересно, что мероприятие проводилось в Концертном зале Академии Наук и не ограничилось пресс-конференцией: компанией был организован большой приём и фуршет, а потом последовали развлекательные мероприятия: спектакль и концерт. Вход в концертный зал был украшен огромным плакатом «Связного», а внутри были развешены имиджевые постеры компании в новом дизайне и плакаты одного из главных партнёров «Связного» — компании Nokia. А в конференц-зале красовался баннер «Курс на позитив :)» на всю стену… Но расскажем обо всём по порядку.
Мероприятие такого масштаба проводится компанией не случайно: во-первых, «Связной» объявил о ребрендинге, во-вторых, компания отмечает день рождения — ей уже 13 лет (датой основания считается 9 октября 1995 года), а под брендом «Связной» фирма выступает уже почти 7 лет (официальный запуск салонов связи под маркой «Связной» состоялся 23 марта 2002 года).
В качестве «модератора» пресс-конференции выступила известная телерадиоведущая Ольга Шелест. Со стороны организаторов в мероприятии участвовали чуть ли не все топ-менеджеры «Связного»: президент ГК «Связной» Максим Ноготков, генеральный директор Денис Людковский, исполнительный вице-президент Сергей Румянцев, директор по маркетингу и рекламе Алексей Чеботок, а также управляющий директор компании Interbrand Zintzmeyer&Lux Никола Станиш.
Президент ГК «Связной» Максим Ноготков
Началась конференция с кратких слов Максима Ноготкова, отметившего, что компания динамично развивается и проведение ребрендинга является, во-первых, логичным продолжением этого развития, а во-вторых, позволит достичь ещё больших успехов. Далее несколько слов сказали и другие представители компании. Отмечалось, что при текущей ситуации на рынке компьютерного ритейла компании было просто необходимо выделиться и «отстроиться» от конкурентов. Обновлённый стиль «Связного» призван донести философию и основные принципы компании, а это — вечные ценности, такие как дружелюбие, увлеченность и доверие.
Историю работы по созданию обновленного бренда «Связного» рассказала Никола Станиш, управляющий директор компании Interbrand Zintzmeyer&Lux, которая в результате тендера была избрана для реализации данного проекта. Interbrand была избрана не случайно: эта компания имеет опыт работы с такими известнейшими брендами, как Mini Cooper, Porsche, T-mobile, Gillette, Samsung и другие. Г-жа Станиш подчеркнула, что работать с компанией «Связной» было интересно, и что успех сотрудничества стал возможен благодаря построению хороших отношений с командой «Связного».
Вообще из всех высказываний выступающих было ясно, что компания принципиально уделяет всё больше внимания просто людям: как — естественно — конечным потребителям, делающим покупки в торговых точках, так и персоналу. Компания «Связной» прямо-таки «повёрнута» к людям … и это даёт некоторые объяснения причинам ребрендинга. Понимание руководством того, что ритейлер работает непосредственно с людьми, всегда присутствовало в «Связном», и вот настал момент, когда это понимание должно было материализоваться на новом уровне. Помимо этой, скажем так, философской составляющей, у компании были и более прозаические причины: внешние, такие как консолидация рынка ритейла и изменения на нём, требующие новых действий для более успешной конкуренции, и внутренние — компания, экстенсивно развивающаяся и расширяющая географический охват, пришла к необходимости интенсивного развития и некоторой внутренней перестройки.
Вообще, основной идеей ребрендинга, которую компания хотела донести до журналистов во время пресс-конференции, являлось следующее: для более успешного развития просто необходимо было сделать шаг в направлении более чёткой реализации философии компании «Связной».
Новый логотип компании «Связной»
Как отметил директор по маркетингу и рекламе ГК «Связной» Алексей Чеботок, в результате ребрендинга произошла более чёткая «отстройка» от конкурентов, а облик компании стал более привлекательным, а позиционирование — ярко выраженным. Как сообщили выступающие, на самом деле работа по ребрендингу велась уже два года и вот сейчас практически завершилась. В ходе этого периода были сформулированы такие основы положения компании на рынке, как миссия, видение и ценности. В понимании «Связного», всё это обращено к человеку, поэтому основные цели компании — служить людям, как можно качественнее общаться с клиентами, быть дружелюбными и доверять — то есть, компания обращается к чувствам потребителей, что есть достаточно выразительный шаг. Данные понятия, которых «Связной», в принципе, придерживался с самого начала существования бренда, теперь получили чёткое воплощение: это — фирменные цвета и фирменные полоски; ещё стоит отметить, что был разработан фирменный шрифт «Связного», а также изменён логотип. Изменение написания слова «Связной» очень незначительно — логотип несколько «ужали», буквы сделали более «округлыми» — чтобы он стал выглядеть более сбалансированным, под надпись добавили цветные полоски. Таким образом, все элементы обновлённого фирменного стиля стали, по мысли компании, более располагающими и дружелюбными.
Трансофромация логотипа «Связного»
Фирменные цвета «Связного»
Новая ориентация уже нашла воплощение в оформлении салонов «Связного» — в новом облике представлено уже около 200 точек продаж, а в течение следующего года планируется переоборудовать все салоны компании. А всего в сети «Связного» — 1705 салонов в 440 городах России и 64 салона в Беларуси. Салоны теперь будут выглядеть немного иначе как снаружи, так и внутри. Теперь обновлённый логотип с фирменными полосками будет размещён на стильной серой подложке (привычный «бублик», стилизованная буква «С», использоваться больше не будет). Внутри салоны будут переоформлены следующим образом: стены будут разноцветные (соответственно — фирменных цветов), причём каждый цвет будет соответствовать своей зоне: продаж телефонов и контрактов, «выставочной зоны», где можно подержать девайсы в руках, продаж аксессуаров, оплаты, продаж услуг. Большое внимание будет уделено как раз предоставлению покупателям возможности самостоятельно посмотреть на продающиеся устройства и получить информацию, для чего будут установлены открытые витрины и информационные экраны. Естественно, что в рамках «более человечной» концепции компании, «новой модели общения» (именно такой слоган, кстати, красуется на фирменных папках, раздававшихся журналистам), компания проводит и тренинги персонала. То есть, новый формат, сформулированный топ-менеджментом с помощью агентства Interbrand, будет донесён буквально до всех сотрудников компании.
Новое оформление салонов компании «Связной»: интерьер
Еще одна сфера особого внимания для компании — продажи услуг и «непрофильных» девайсов. Как показывает успех продаж аксессуаров, расширение ассортимента — успешная стратегия. Компания собирается, во-первых, продавать всё больше электронных устройств, не относящихся к связи — это ноутбуки, игровые приставки, цифровые фоторамки, CD и DVD-диски и проч.; таким образом «Связной» превращается в сеть магазинов электроники, что предоставляет внушительные возможности. Во-вторых, в «Связном» будут представлены такие услуги, как широкополосный доступ по мобильным и проводным сетям (Билайн, Стрим), мобильный Wi-Fi и Wimax (об этом сейчас ведутся переговоры с провайдерами, услуги начнут предоставляться до конца года), а также в дальнейшем — услуги DVB-H (мобильного телевидения), когда эти сервисы будут полноценно развёрнуты в России. Также развиваться будет предоставление в салонах таких сервисов, как оплата различных услуг с помощью терминалов, предоставление кредитов, а также продажа страховых полисов.
Новое оформление салонов компании «Связной»: внешний вид
Несмотря на то, что в «Связном» много внимания уделяют не относящимся впрямую к связи товарам и услугам, перспективы рынка мобильных телефонов руководством сети оцениваются как позитивные. Хотя рынок телефонов (трубок) уже близок к насыщению, он будет в ближайшее время показывать рост примерно в 15-25% в год. Интересно отметить, что компания отмечает снижение доли роста доходов от продаж предложений операторов сотовой связи с 26% год назад до 14% на данный момент. Тем не менее, планы компании на 2008 год — продать 6.4 млн. телефонных аппаратов (из них — около 0.5 млн. смартфонов) и примерно 5 млн. контрактов.
Всем этим планам и должен способствовать ребрендинг, размер инвестиций в который, как сообщил г-н Ноготков, в 2008 году составит 7 млн. долларов, а в 2009 году — 13 млн. В эти суммы входят затраты на переоборудование салонов, обучение персонала, а также сумма, уплаченная агентству Interbrand. Этот вопрос особенно заинтересовал журналистов. В ответ на него г-н Ноготков сообщил, что речь идёт о «нескольких сотнях тысяч» долларов (по нашим данным — около 300 тыс.). Г-жа Станиш, комментируя ответ главы «Связного», отметила, что оценивать уплаченную сумму с точки зрения «дорого — не дорого» очень трудно, так как результатом работы, которая заняла 2 года, стали не только цвета, «ужатый» логотип и новое оформление салонов, а переосмысление деятельности компании и донесение новой концепции до персонала, и соответственно, обновлённый стиль работы. В рамках усилий по продвижению обновленного бренда «Связной» планирует масштабную кампанию имиджевой рекламы в конце года.
И последняя важная тема, которая была затронута на пресс-конференции — это «самочувствие» компании «Связной» в связи с ситуацией, сложившейся с главным конкурентом — «Евросетью». Максим Ноготков оценивает ситуацию для своей компании как позитивную: при понимании того, что «Евросеть» продолжит работу на рынке, сейчас «Связной» осуществляет продажи, по оценкам компании, эффективнее и обладает достаточным потенциалом для завоевания большей доли рынка. На вопрос о том, нет ли у компании планов по продаже активов, руководство «Связного» сообщило, что таких планов по сути нет, однако теоретически возможно, что компания изберёт миноритарного партнёра, которому готова продать не более 15% акций.
Таким образом, в новом свете и цвете «Связной» выглядит действительно позитивно — по крайней мере, в этом убеждало мероприятие. После официальной части всех пригласили на фуршет; помещение, в котором он состоялся, было оформлено в новом фирменном стиле «Связного», а цветные стойки бара и подаваемые в них напитки символизировали ценности компании — дружелюбие, увлечённость и доверие. А затем журналистов ждали необычный спектакль — «День ребрендинга» в исполнение популярного «Квартета И» и концерт известной группы «Вопли Видоплясова».