Сейчас постепенно становится ясно, чем станет этот год для Hi-Tech индустрии. 2008-ой, по всей видимости, будет годом активного противостояния между Microsoft и Google, а также iPhone и Android… Однако для компании Toshiba уже в прошлом месяце такое противостояние завершилось — 19 февраля формат HD DVD был объявлен вне игры. Небезызвестный формат не был поддержан ни одним из бывших сторонников: Warner Brothers, Amazon, Best Buy и т.д. Теперь нишу высококачественного видео прочно и надолго заняла компания Sony со своим форматом Blu-ray.
HD DVD, прости, но кто-то должен был уйти. Нет сомнений, твое качество изображения выше всяких похвал, цена по сравнению с Blu-ray вполне сносная и да и потенциал был достаточно велик — было бы время, чтобы все это воплотить в жизнь. Но, как видишь, пользователи не стали метаться меж двух огней и выбрали одного — не тебя.
Мужайся, HD DVD. Единственное, чем можешь успокоить себя, так это мыслью о том, что среди выбывших из игры видеоформатов, которые все вместе с нетерпением ждут тебя на том свете, ты будешь блистать ярче всех. Дело не в том, что эти форматы в свое время были не продуманы, нет, просто им, как и тебе, не повезло. На последнем издыхании, Эйчди, перед взором будет мелькать только одно имя: «Sony, Sony, Sony…». Это выбор пользователей и ничего с этим не поделаешь.
Что же, утешили (по крайней мере, насколько получилось…) HD DVD, и теперь мы предлагаем посмотреть поближе на эти 10 видео форматов.
10. DIVX DVD от компаний Digital Video Express и Circuit City (1998)
Не стоит путать кодек DivX и формат DIVX — это разные вещи. DIVX был попыткой сети магазинов Circuit City и юридической конторы Ziffren, Brittenham, Branca and Fischer создания альтернативы DVD. Покупатель мог выбирать: купить диск или взять его напрокат. Взяв фильм напрокат за $4 ($5 с лишним по нынешним меркам), потребитель получал ровно 48 часов на просмотр. После этого диск можно было отправлять на длительное хранение на ближайшей помойке, если не одно «но» — можно было доплатить пару баксов и оставить фильм себе в вечное владение. Безусловно, главный плюс этой системы был в том, что покупателю предоставлялась возможность не нести так полюбившейся фильм обратно в магазин. Тем не менее с DIVX оказалось не все так гладко. Для того чтобы заставить диск работать, было необходимо подключить плеер к телефонной линии, диски продавались далеко не во всех магазинах, да и сами плееры были намного дороже обычных DVD-проигрывателей. Но самое смешное в том, что плееры DIVX могли также воспроизводить и обычные DVD. Именно поэтому, после того как в 1999 году Circuit City отказалась от продолжения поддержки своей системы и сделала огромные скидки на оставшиеся плееры, аппараты автоматически вошли в эру привычного нам формата DVD.
Альтернатива лазерным дискам (LaserDiscs) от Корпорации радиовещания США (RCA) на вид представляла собой виниловую пластинку в пластиковом картридже. С канавчатой поверхности дисков информация считывалась с помощью иглы. Для воспроизведения нужен был плеер SelecaVision, стоящий тогда $500 ($1164 — сегодняшний эквивалент). CED в то время жестко соперничал с крайне успешным форматом VCR — видеокассетными магнитофонами. В итоге к 1984 году плееры SelectraVisions продавались по цене всего лишь $149, а потом были вовсе сняты с производства.
8. LaserDisc от MCA и Philips (1978)
Пока VHS и Betamax бодались за право быть лучшим записываемым видеоносителем, Музыкальная корпорация США (MCA) и компания Philips выпустили оптические видеодиски с лазерным считыванием, которые впоследствии послужили основой для развития формата оптических дисков. Первым проигрывателем, основанным, на технологии LaserDisk был плеер Magnavox Model 8000 за $749 (по сегодняшним меркам это $2432). Качество картинки LaserDisc (425 строчек) превосходило как Betamax, так и VHS, но камнем преткновения стала невозможность записи на этот видеоноситель, поэтому особой популярности среди покупателей формат не возымел. Кроме того, диск в диаметре составлял целых 30 см, и поверхность легко царапалась.
7. Betamax от Sony (1975)
Наконец мы дошли до войны форматов всех времен и народов — Betamax Sony Vs. VHC JVC. Противостояние длилось вплоть до конца 80-х. Betamax-плееры можно было приобрести по цене $2495 ($9817 (!) сегодня). Формат от Sony позиционировался как лучшее решение для качественной записи видео с разрешением 250 строчек против 240 у VHC. Тем не менее плееры VHS были намного дешевле и время записи у их носителей было в два раза больше. Обе технологии дорабатывались на протяжении всех лет жесткой борьбы, но в конце концов могущественной Sony пришлось признать свое поражение. В 1998 году компания стала производить VHS-плееры.
6. TeD (Television Electronic Disc) от Telefunken и Teldec (1975)
Знаете в немецком языке эквивалент выражению «излишне сложный»? Вот один из вариантов — TeD. TeD — это гибкая металлическая пластинка, с которой информация считывалась с помощью сейсмоприемника давления, а он в свою очередь преобразовывал эту информацию, зафиксированную в канавках пластинки, в электрический сигнал с помощью пьезоэлектрического кристалла. Однако, 20-сантиметровая пластинка клалась не на обычную вертушку, а вращалась со скоростью 1500 оборотов в минуту на подушке из воздуха! И вся эта канитель ради 10 минут видео. Когда впервые, в 1970 году, технология TeD была представлена широкой общественности, она произвела чуть ли не эффект взорвавшейся бомбы. Но в 1975, когда новый формат решил завоевать рынок, ему там уже не осталось места — на рынке доминировали видеокассеты, а система TeD оказалась слишком неуклюжей, чтобы составить какую-либо конкуренцию.
VCord и VCord II, Cartrivision, U Matic, EVR, CV-2000
5. VCord и VCord II от Sanyo (1974)
Еще перед Betamax, на заре расцвета видеолент, компания Sanyo представила формат VCord. Поначалу он пользовался популярностью. Проигрыватель позиционировался рекламщиками как «исключительно легкий и компактный» (13,5 кг). Кроме того, впервые именно в VCord появились функции стоп-кадр, замедленное воспроизведение и две скорости пленки. Уже во времена VCord началась борьба между известными форматами VHS и Betamax. Но, как говорится, tertium non datur — третьего не дано — и форматы VCord и VCord II, которые, кстати, часто путают со старым Betamax, оказались аутсайдерами в этом противостоянии.
4. Avco Cartrivision от компании Cartridge Television (1972)
Avco Cartrivision — американский видеорекордер, появившийся ровно за 3 года до Betamax. Будучи встроенным в телевизоры, Cartrivision продавался в США в таких магазинах, как Sears. Цена по тем временам была ошеломительная — $1600 (эквивалентно сегодняшним $8103). Более того, аппараты работали только с видеокассетами, взятыми напрокат. Пленка могла быть просмотрена лишь один раз — после этого ее приходилось отдавать обратно в прокат. Нет ничего удивительного в том, что производитель этого дорогостоящего и громоздкого устройства к 1974 году обанкротился.
3. U Matic от Sony (1971)
U Matic стал первым (0,75-дюймовым) видеопроигрывателем, в носителях которого пленка находилась в закрытом корпусе. За $1395 ($7292 сегодня) аппарат мог записать 60 минут цветного изображения с разрешением в 250 строчек и настоящим стереозвуком. Тем не менее цена была слишком высокой для среднестатистического американца, поэтому U Matic не получил широкого распространения. Однако ситуация кардинально отличалась в профессиональной среде — U Matic рекордеры до сих пор исправно служат в телевизионной индустрии.
2. EVR (Electronic Video Recording) от CBS Labs (Motorola) (1968)
Хотя в названии формата и есть слова «Video Recroding», записывать он не умел… Впервые проигрыватель EVR был представлен в конце 60-х. Задача его заключалась в воспроизведении видеоизображения, записанного на бобины, через оптический преобразователь для выходов стандартного по тем временам телевизора. Изображение сначала было черно-белым, но в начале 70-х крупнейшая радиотелевещательная компания CBS разработала цветную версию. К сожалению, цена проигрывателей для массового производства была слишком высокой, и в 1971 году CBS отказалась от этого формата, в развитие которого она вложила миллионы долларов.
1. CV-2000 от Sony (1965)
По цене $695 ($4670 по нынешним меркам), Sony продала свой первый катушечный проигрыватель магнитной видеоленты. Компактный (во всяком случае тогда) Sony CV-2000, вес которого составлял 20 с лишним кг, умел записывать ТВ-передачи в черно-белом изображении. Одна часовая бобина стоила $40 (нам с вами сегодня она обошлась бы почти в $270). Разрешение картинки по тем временам было феноменальным — 200 строчек! SV-2000 в первую очередь закупался школами и предприятиями.
Вот, в общем-то, небольшой ликбез по главным видеоформатам XX века завершен. Может быть через пару десятков лет кто-нибудь напишет подобную статью, где с такой же, в общем-то, ностальгией будет говориться о недавно ушедшем в бессмертие формате HD DVD.