05/09/2007 08:00 | Сергей Хлюпин

Мобильный контент: что и кто?

Теги: mobile, content, sms, mms, wap, gprs, free, paid

Гостинная.

Не ошибусь, если предположу, что выражение «контент-провайдер» известно почти всем, кто пользуется сотовой связью. Игры, мелодии, картинки, заставки и прочие массовые информационно-развлекательные услуги – это именно их прерогатива. Может показаться, что в работе этих компаний нет ничего сложного – только сиди и зарабатывай деньги. Однако все гораздо сложнее. Поэтому сегодня мы постараемся донести до вас всю известную нам информацию (иногда добытую путем громадных усилий) о жизни контент-провайдера.

Гостиная

Сначала разберемся с определением понятия «контент». Вообще в широком смысле слова под контентом понимается любая информация или данные. В мире мобильной связи таким словом принято именовать все дополнительные услуги, которые не входят в базовый набор сервисов, предоставляемый сотовыми операторами. С развитием мобильной связи и ускоренным ростом числа абонентов стало возможным появление нового вида услуг, для которых характерно использование каналов сотовой связи. Так зародились компании, чей бизнес основан на доставке данных в мобильный телефон либо оказании услуг с моментальной оплатой – она взимается с авансового счета абонента.

Конечно, подобная деятельность совершенно невозможна без поддержки со стороны операторов сотовой связи. Но эта поддержка является косвенной – так как основной бизнес операторов заключается в развитии собственных сетей, телекоммуникационные компании предоставляют свои ресурсы (пропускные каналы связи и короткие номера телефонов) в аренду контент-провайдерам. А именно они уже и занимаются всей рутинной работой по созданию мелодий, заставок, фоновых изображений и мобильных игр, а также рекламой своих услуг. Схема работы проста: оператор связи предоставляет провайдеру короткий номер, чтобы тот самостоятельно анонсировал и развивал свою деятельность. В этом смысле контент-провайдер тоже является в какой-то мере оператором, оказывая услуги по доставке контента.

Рынок контент-услуг в России развивается по европейской схеме, сущность которой заключается в том, что национальные операторы связи создают специальные подразделения для работы с контент-провайдерами. Оператор может выбрать себе ограниченное количество партнеров и работать со всеми остальными провайдерами через них, либо напрямую предоставлять короткие номера любой компании на основе оценки выгодности ее бизнес-плана и размера оплаты за номер.

Обстановка на отечественном рынке контент-услуг сегодня полностью соответствует быстрому росту числа пользователей мобильной связи. Наличие грамотных технических специалистов повлекло за собой резкое увеличение количества так называемых «генераторов услуг» – то есть тех, кто производит сам контент. По словам представителей крупнейших контент-провайдеров России, продукция отечественных компаний ни в чем не уступает западным аналогам и пользуется все большей популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Причем российский продукт по своему качеству нередко превосходит западный. Чем не повод для гордости за матушку-державу?

Какой же вид услуг пользуется наибольшим спросом среди тех, кто заказывает контент? На первом месте – услуги развлекательные. Каждый пользователь стремится сделать свой телефон непохожим на другие, приобретая для этого модные мелодии и привлекательные картинки. Игры пользуются большой популярностью и являются составляющей частью имиджа владельца сотового телефона. Дальше по уровню популярности идут справочные и информационные сервисы (гадание, гороскопы, мобильные знакомства). Сразу после них – услуги по доставке товаров.

Как правило, для получения мобильного заказа необходимо настроенное WAP-подключение. На сегодняшний день почти все операторы предоставляют пользователям возможность осуществить необходимые настройки, отправив бесплатное SMS-сообщение. Однако обладатели старых моделей телефонов должны помнить об ограниченном доступе к некоторым услугам. Так, например, невозможно использовать в телефоне полифоническую мелодию, если аппарат технически не позволяет этого сделать. То же самое относится к красочным изображениям и Java-играм.

Что касается заказов товаров по мобильному телефону, то на этом фронте ситуация не такая радостная и стабильная. Недоверие потребителей – одна из самых больших проблем нашей страны. К тому же механизм доставки товаров пока еще недостаточно проработан и налажен – следовательно, нет полной гарантии того, что заказ будет выполнен качественно и в срок. Но перспективы у мобильной коммерции ничуть не хуже, чем у интернет-торговли, которая, как известно, набирает обороты.

Какие действия предпринимают контент-провайдеры, чтобы мобильные пользователи чаще обращались за заказами? Основной ключ к успеху – грамотный подход к потребителю, изучение его потребностей и привычек. По сути, контент – это товар; значит, следует сделать его понятным и желанным для покупателя. Сначала, предлагая новый продукт, компании определяют целевую аудиторию, изучают ее вкусы. Затем формируют цену, исходя из конъюнктуры рынка, и лишь после этого пытаются любыми способами заинтересовать своих клиентов – с помощью рекламы и других привлекающих внимание акций.

Как показывает практика, покупатели чаще выбирают продукты тех контент-провайдеров, которые не стоят на месте и постоянно предлагают что-то новое. Постоянная работа над созданием нового контента предусматривает соглашения с аудио- и кинокомпаниями и лицензирование используемых мелодий и изображений, поэтому приходится следить за модой, быть в курсе последних новинок музыки и кино и предлагать своим клиентам именно то, что они хотят и за что готовы платить.

Кухня.

Кухня

Разумеется, работа контент-провайдера не ограничивается сугубо внешними действиями – той публичной деятельностью, которая у всех на виду. Большая часть усилий затрачивается именно на создание и предоставление контента, ведь для разработки действительно качественного продукта мало знать свою аудиторию и уметь привлекать ее. Не менее важным аспектом успеха является сам товар, в данном случае – различные виды информации, предназначенной для использования в мобильных телефонах.

Чтобы предоставить широкому кругу потребителей доступ к своим услугам, провайдеру необходимо не только заключить договор с оператором (операторами), но и создать техническую базу для производства и передачи данных. Для создания мелодий звонков необходимы соглашения со звукозаписывающими компаниями и авторами об использовании тех или иных композиций. В штате компании-провайдера должен состоять композитор, который будет управлять процессом превращения популярной мелодии в полифонический звонок телефона для обеспечения должного качества композиции. Кроме того, нужна специальная программа-конвертер, с помощью которой музыка будет переведена в нужный формат (их сейчас примерно 12–15). Существование такого количества форматов неминуемо создает большие трудности для контент-провайдеров, но производители телефонов никак не хотят унифицировать аудиоформаты своих аппаратов. Типичный пример – терминалы одного производителя могут поддерживать совершенно разные форматы аудиофайлов.

Далее готовые мелодии тестируются внутри компании, проходят проверку в общей схеме передачи данных оператора и только после этого поступают на рынок, где, как правило, становятся доступными потребителям за определенную плату.

С цветными картинками все намного проще – изображение просто сохраняется в одном из десятков существующих форматов, после чего сразу же становится готово для реализации. С монохромными картинками чуть сложнее – пиксельная графика устаревших телефонов менее детализирована (недоступен цвет, да и разрешение предельно минимально), следовательно, художнику приходится тратить больше времени на обработку изображения, чтобы сделать его узнаваемым. Радует то, что по мере роста парка современных аппаратов цветные картинки пользуются все большей популярностью, и уже в ближайшем будущем монохромные изображения останутся только на страницах мобильной истории.

Что касается Java-игр, то процесс их создания отнимает намного больше времени и усилий, однако и отдачу приносит соответствующую – ведь за игру пользователи готовы платить в два-три раза больше, чем за мелодию или картинку. Почему игра дороже? Во-первых, для ее создания привлекаются дополнительные специалисты. Во-вторых, требуется немалый творческий потенциал. Сначала разрабатывается идея – основной мотив игры. Затем пишется сценарий, придумываются персонажи, делаются наброски и эскизы, выбираются ход событий и жанр. Последний генерируется в результате анализа потребностей и пристрастий пользователей. Когда концепция уже готова, игра воплощается в жизнь, анимируется и адаптируется под максимальное количество моделей телефонов. После этого ее тщательнейшим образом тестируют и только потом пускают в продажу.

Игры, построенные на базе Java, буквально заполонили международный рынок контента. Поэтому статистика их продаж на Западе позволяет с большой точностью прогнозировать успех той или иной игры на отечественном рынке. Нередки случаи, когда пользователи, начав с простых игр, постепенно (с ростом интереса к контенту и доверия к провайдеру) переходят к покупке игр более сложного уровня. В России, несмотря на незаконченный пока процесс становления рынка, уже наметилась тенденция постепенного перехода от бесплатных и дешевых игр к более дорогим – тем, которые обладают интересным, увлекательным сюжетом и отличной графикой.

Видимо, потребитель уже понял, что лучше купить одну интересную игру, чем три невзрачных. Тем более что выбор на рынке просто громадный – так сказать, на любой вкус и цвет.

Мнение рынка. Немного о будущем.

Мнение рынка

Однако контент-бизнес не так прост, как может показаться, – разного рода проблемы свойственны и этой сфере. «В 2006 году общий спад на рынке составил порядка 30%, но у многих игроков из-за падения спроса на картинки и мелодии продажи сократились в 2–3 раза, – рассказывает Кирилл Петров, управляющий директор i-Free. – Среди главных причин такого падения – недоверие абонентов из-за низкого качества услуг большинства контент-провайдеров, смена технологии доступа к контенту, вызывающая затруднения у абонентов, повышение стоимости контента за счет WAP-трафика, а также возникновение спроса на MP3, обусловленное обновлением парка мобильных телефонов. Дело в том, что пока контент-провайдеры не могут предоставить потребителю MP3 по приемлемой цене, и ситуация изменится лишь тогда, когда правообладатели поймут, что массовый спрос на цифровой контент по низкой цене лучше, чем тотальное пиратство при сверхдорогой цене.

Все эти проблемы вряд ли удастся быстро устранить, поэтому весь год ситуация на рынке в целом будет оставаться крайне нестабильной. И если сегмент кастомизации будет продолжать сокращаться, большинству контент-провайдеров придется пересмотреть свою основную бизнес-модель продаж. Часть компаний, очевидно, пойдет по пути диверсификации бизнеса, другие выберут узкую специализацию, но, в любом случае, конкуренция на рынке еще больше обострится.

Но не все так плохо. Важным положительным трендом 2007 года станет развитие WAP: мобильный Интернет опередит WEB по количеству пользователей, и это, безусловно, будет способствовать активному развитию WAP-услуг. Другие точки роста рынка связаны с мобильным маркетингом, коммьюнити-сервисами, Java-играми и мобильной коммерцией.

Резкий рост рынка Call-ТВ в прошлом году продемонстрировал огромный потенциал сегмента азартных мобильных игр. Но сегодня уже понятно, что для стабильного роста этого сегмента нужны качественно новые продукты.

Еще больший потенциал у мобильной коммерции, но развитие этого рынка требует решения целого ряда юридических вопросов. Правда, некоторые игроки уже сегодня готовятся к выходу на этот рынок: в частности, i-Free совместно с ведущими сотовыми операторами и одним известным FMCG-брендом разработала легитимную бизнес-модель в сфере мобильного вендинга. Это позволило запустить в коммерческую эксплуатацию первый в России торговый автомат, осуществляющий продажи при помощи SMS. Однако если бы закон об электронной коммерции был принят, это существенно упростило бы бизнес-модели и ускорило развитие мобильной коммерции в России».

Схожего мнения относительно электронной коммерции придерживается и Александр Залесов, руководитель направления мобильного маркетинга агентства Promo Interactive. «Говоря о мобильном маркетинге, можно предположить, что в 2007 году как-то решится вопрос с использованием денег на мобильном счету абонента для оплаты разного рода услуг, – считает он. – Уже сейчас есть кейсы использования мобильного счета как банковской карты. Например, все больше акций мобильного маркетинга использует зачисление денег на мобильный счет в качестве призового фонда. Некоторые крупные операторы ввели услугу по «перекладыванию» денег с одного мобильного счета на другой. Недавно была новость о том, что «Билайн» совместно с питерским банком придумали схему, по которой можно оплатить ряд услуг с мобильного счета. Если это подхватят и остальные операторы, то от этого будет много пользы всем».

Несколько иную точку зрения на причины снижения продаж контента имеет Кирилл Шрамко, генеральный директор INFON. «Одним из сдерживающих факторов роста рынка, – поясняет собеседник, – можно назвать расширение пиратства в Интернете: большое количество сайтов распространяет мобильный контент бесплатно. В результате активная часть пользователей перестает покупать контент вообще. На наш взгляд, рост рынка может возобновиться за счет некоторых ключевых факторов, а именно: контент-провайдерам необходимо изменить стратегию работы на рынке, уделить большее внимание развитию новых услуг, следить за повышением качества мобильного контента».

Ну и, наконец, то, о чем умолчали остальные эксперты, нам поведала Надежда Анциферова, заместитель гендиректора холдинга Next Media Group. «По мобильному контенту на рынке вскоре может произойти как минимум одно крупное событие, – прогнозирует она. – Если строго-настрого запретят рекламу эротических сервисов, то рынок сильно «тряхнет». Ни для кого не секрет, что сейчас очень многие контент-провайдеры выживают сугубо за счет спроса на эротический контент. Поэтому если соответствующий запрет вступит в силу, то серьезно пострадают те провайдеры, деятельность которых основана на размещении в медиа.

Второй момент: если раньше в силу сложности запуска платформы голосовые услуги были исключительно нишевым сервисом, то сейчас они становятся все более распространенными. В связи с этим может получиться так, что на рынке появится много предложений, несоответствующего качества. Кроме того, чем дальше, тем сложнее ситуация с обманом пользователей на игровом поле, когда вместо игровых приложений им предлагаются слайд-шоу или банальные аплеты.

Что касается развития игрового сегмента, то в этом году запланирован запуск сразу нескольких многопользовательских игровых проектов. Это, безусловно, положительным образом скажется на развитии игрового сегмента.

Серьезно на рынок может повлиять изменение стратегий и ценовой политики операторов, в том числе в отношении GPRS-трафика для абонентов. Снижение стоимости GPRS-трафика или расширенное внедрение тарифных планов с включенным в абонентскую плату трафиком позволит увеличить объем продаж «тяжелого» мультимедийного контента и сервисов.

В этом году вполне могут «исчезнуть» компании, до сих пор живущие «в долг», на инвестиции. Могут уйти с рынка и разработчики, предлагающих некачественные дешевые игры».

Немного о будущем

Таким образом, с каждым днем конкурентное противостояние между контент-провайдерами обостряется. В совсем недалеком будущем абонентов сотовой связи будут обслуживать лишь самые сильные из них, предоставляющие наиболее качественные и актуальные услуги. Операторы нацелены на укрупнение основных участников рынка, поскольку им невыгодно работать с маленькими фирмами-однодневками. Для нормального существования новым игрокам рынка мобильного контента будет выгодно делать только одно – сотрудничать с операторами связи через уже существующих контент-провайдеров, выполняя при этом роль генераторов трафика. Именно так сегодня обстоят дела в Европе. Именно так будет в ближайшем будущем и у нас, в России.

По прогнозам ведущих специалистов, рынок развлекательного контента стабилизируется в ближайший год, максимум – два. Услуги закрепятся в своей нише, а спрос на них существенно вырастет. Игры, мелодии и картинки будут актуальны всегда, так как частое обновление и разнообразные вкусы аудитории не дадут им устареть. Но на первое место выйдут информационные сервисы и услуги по заказу различных материальных и нематериальных товаров.

По своей природе человек всегда стремится к комфорту, и в дальнейшем это подвигнет его к использованию своего мобильного телефона в самых различных ситуациях, будь то получение информации о происшествиях на дорогах, заказ еды на дом или запрос прогноза погоды на завтра или на всю неделю. Вектор роста потребностей абонентов в справочных услугах растет уже сейчас. А в недалеком будущем информационно-справочные службы вообще станут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

© Артур Инджиев, 2007. Специально для Cyberstyle.ru.  
©
Cyberstyle.ru, 2007.

Комментарии: