21/07/2006 08:00

Как стать диджеем, или еще один неплохой способ заработать

Теги: Numark, Action, turntable, , , , ,

Имея в своей душе склонность к диджеингу, я с интересом слежу за развитием данной индустрии в Москве вообще и в России в частности.

По моему мнению, диджеинг из креативной, творческой профессии в настоящее время превратился в чисто техничное зарабатывание денег. Это очень модная профессия, высокооплачиваемая, и любой человек с лишними деньгами легко может пойти в диджеи.

Возникает вопрос: а как такому человек стать диджеем (креативную сторону пока опять отодвинем на время)?

Здесь есть два пути: можно собрать студию у себя дома (по личному опыту скажу, что это обойдется как минимум в 1500 долларов за комплект вертушек, микшера, наушников, коммутации и звукоусилительной аппаратуры) и тренироваться у себя же, а можно просто пойти в диджей-школу, и там тебя научат всем приемам, даже если тебе медведь наступил на ухо. Запомнишь ли ты все, есть ли у тебя музыкальный вкус, есть ли слух — в DJ-школе это никого не волнует. Ибо это деньги. Обучение обойдется в раза в три меньшую сумму, чем сборка студии (то есть где-то 250-500 долларов США). Или даже еще меньше.

Обнаружив как-то в своем ящике приглашение посетить бесплатный семинар «Клубный DJ. Продвинутый курс. PR, продвижение себя, как DJ и как музыканта. Схема работы лейбла. Секреты мастерства DJ», я решил на него сходить. Надо сразу сказать, что из всех заявленных тем ведущими была раскрыта только самая первая и чуть-чуть из последней.

Семинар проходил в одном клубе в центре города. Придя туда за пять минут до начала, я почему-то не был удивлен пустынностью зала, переоборудованного в лекторий. Впрочем, не был удивлен я зря: приблизительно полчаса еще подтягивался народ, и в итоге помещение наполнило человек 25. Что меня-таки удивило — примерно треть из присутствующих составляли девушки, была даже одна... девушка лет тридцати с чадом лет шести. Как сказал молодой человек, сидевший рядом со мной, скоро девушек в диджеях будет столько, что парни окажутся в меньшинстве. Не вижу в этом ничего плохого, кстати. Будет даже забавно.

И минут через сорок после объявленного начала появился он — ведущий. Диджей. Весьма уверенный в себе молодой человек, который сразу же рассказал о программе мероприятия: он поведает нам, в чем заключается мастерство диджея (то есть чем диджей по сути занимается) и покажет нам оборудование. К слову, показ оборудования выразился в рекламе продукции компании Numark. Ничего не имею против нее, компания выпускает достаточно широкий спектр качественной диджейской продукции, но ограничиваться только одной маркой, является, по моему скромному мнению, ошибкой. Даже если эта одна марка — спонсоры. Например, не было ни слова сказано ни про Pioneer, ни про Vestax — не менее популярные и качественные марки.

Лекция товарища ведущего меня не впечатлила. Возможно потому, что все, чего он рассказывал, мне было известно и ранее. Судя по всему, эта лекция рассчитывалась на тех людей, кто из диджеинга знает только слово «диджей». И не имеет представления ни о том, чем диджей занимается, ни хотя бы мало-мальски начальных знаний об оборудовании. У меня по ходу этой лекции возникал вполне логичный вопрос: зачем эти люди сюда пришли? Ведь для того, чтобы заниматься диджеингом, надо хотя бы знать немножко больше того, что «есть такая профессия, и это круто». Однако же, каждому свое, не мне их судить.

Еще одной ошибкой ведущего было демонстрируемое оборудование. Про то, что это только Numark, я уже сказал. Ошибка была даже не в том, что у него стояли очень крутые и дорогие вертушки, а в микшере. Микшер был из высокой ценовой категории (около 700 долларов), пятиканальный и с эффект-процессором. Вопрос у меня возник такой: скажите, зачем людям, которые даже не знают, чем занимается диджей, смотреть на такой крутой микшер? Мне кажется, что обучение надо начинать не с такого оборудования, которое ни один из присутствующих слушателей себе позволить не может, а с чего-нибудь более простого и доступного. Есть такой хороший принцип: «От простого — к сложному». Но это опять же мое личное мнение.

Не буду даже подробно рассказывать о том, что диджей обозначил мэйнстримовые стили клубной музыки, причем рассказывал о том, чем ломаная бочка отличается от прямого ритма, что такое BPM, что такое сведение треков... Это безусловно нужная информация тем, кто вообще не в курсе музыки, но я опять-таки не понимал: зачем сюда пришли люди, которые не разбираются ни в стилях, ни в ритмах, ни в структуре музыкальных произведений?...

Ответ на все мои вопросы нашелся ближе к концу семинара. И тогда все стало ясно и просто, как мандарин.

Вы когда-нибудь бывали на сектантских семинарах в кинотеатрах? Когда со сцены один (два, три, четыре...) человека в чем-то горячо убеждают зал: купить такую-то книгу, записаться в такую-то организацию, или стать МЛМщиками и продвигать товар? Уверен, что все вы слышали о таких «собраниях», а кто-то даже и был. Я однажды был — из интереса. Одновременно и смешно и грустно было видеть всех этих несчастных бабулек, из которых шарлатаны вымогали последние деньги, обещая чудодейственную воду, лекарства, упражнения — в общем, неважно что.

Но у нас на дворе двадцать первый век, и методы выколачивания денег немного изменились. Например, школы диджеев. О них я упоминал в самом начале. Вот ответьте честно: вы можете вспомнить хоть одного действительно хорошего диджея, креативного диджея, который стал таким, когда закончил школу?.. Я не могу. И знаете почему?

Потому что такие школы — это те же видоизмененные секты, занимающиеся выколачиванием денег. Чему вас там могут научить? Могут научить сводить треки, подгонять их бит в бит. Могут научить обращаться с аппаратурой. Вы будете знать, зачем нужен тот или иной фейдер, вот эта ручка, или чем отличаются друг от друга иглы для вертушек. И в лучшем случае, по окончанию такой школы будете обычным коммерческим диджеем, каких тысячи, играющим мейнстримовую музыку. Зарабатывая при этом какие-то деньги. Занимаясь этим только ради денег, а не ради музыки.

В самом начале я говорил про креативный и клубный вид диджеинга. Вот первый тем и отличается от второго, что он направлен на создание чего-то нового, совсем не обязательно чего-то супермодного и продвинутого. Просто — на создание. Таких диджеев в мире (а в России — тем более) крайне мало, можно сказать — это штучный товар. Клубный же диджей, упрощенно говоря, занимается тем, что сводит треки в клубах и получает за это деньги.

Но вернемся к нашим баранам. Итак, как мне стало ясно в самом конце, некая DJ-школа, не буду тыкать пальцем, ибо таких школ — как грязи, организовала этот семинар с целью привлечения новых слушателей к себе. Вот никакого альтруизма в наше время. И правда, чего проще — сделали один бесплатный семинар, показали конфетку — и вперед, к нам. Для того чтобы набрать еще одну порцию <вырезано цензурой>, которые прослушают курс, научатся сводить... и уйдут ни с чем. Потому что им это будет не по силам. Возможно, один-два человека из всего потока и займут свое место в каком-нибудь клубе. Станут клубными диджеями, которые занимаются этим ради денег. И все.

В конце семинара, вернемся опять же, пошел активный product placement, реклама этой самой школы, рассказ о курсах. Даже была выдача анкет, среди которых проводили розыгрыш — 50-процентную скидку на обучение. Молодой человек, который это выиграл, был счастлив до безумия. Под самый конец пришли милые девушки из клуба, которые всем подарили по банке RedBull. Еще одна конфетка, маленькая, но приятная халява.

Ну и в самое завершение семинара пришел еще один достаточно знаменитый (как нас уверяли организаторы, хотя я об этом товарище вообще никогда не слышал) диджей, которые минут десять играл нам свой сет. То есть ставил пластинки и сводил их. Сводил - скажу как человек с имеющимся каким-никаким музыкальным вкусом - отвратительно. Иллюстрируя этим то, что я сказал ранее: чисто техническое сведение. У него не была главного, того, что есть у всех креативных диджеев и музыкантов - у него не было чувства музыки (общая беда почти всех диджеев).

Завершая сегодняшний рассказ, я бы хотел процитировать своего друга-музыканта, с которым я когда-то общался на эту тему. Эта цитата резюмирует все то, что я сказал выше.

«...уйма народу даже среди моих знакомых стала заниматься этим делом только из-за моды. Сейчас, после того как они уже выступали на всякого рода крупных денсах, выясняется что они достигли своей планки, а все из-за того что ни музыкального чувства, ни данных, ни способности писать музыку у них попросту нет. Они смогли натренировать чувство ритма, и, только некоторые научились делать миксы, задумываясь о тональностях, гармонии и стиле. Короче - все они безграмотны и способностей у них нет. Почти все это поняли и стали продавать свои пластинки и вертушки. Все занимаются разного рода делами. Кто-то творческой деятельностью, кто-то пошел на завод. И все до единого признались в том, что "тогда" это было так модно, и им это нравилось».

А я бы еще добавил: это считается модным и до сих пор, только вот карьера большинства безликих диджеев складывается примерно по такому же сценарию.

Комментарии: