Online Reporter сообщил о сенсационном завершении двухлетнего расследования, которое предприняла компания NEC. Фирму завалили претензиями недовольные покупатели, отоваривавшиеся в респектабельных салонах Пекина и Гонконга. Как оказалось, все они принадлежат параллельной фирме с тем же названием. Фирма-двойник начала с отслеживания и тиражирования текущих моделей NEC, а затем освоила новые рынки и стал поставлять собственные hi-tech-модели аудио и видео под тем же логотипом, при должной гарантии и сервисе. Среди 50 собственных моделей “фирмы” некоторые DVD и MP3-плееры и даже батарейки получили высокую оценку экспертов. Почву из под ног юристов выбивает факт аккуратной уплаты налогов и авторских отчислений за “использование лицензии и интеллектуальной собственности”. В большом делопроизводстве подлинной NEC эти документы прошли незамеченными, не вызвав подозрений.
Случай сам по себе любопытный и ставит перед потребителем важный вопрос: “Кому верить-то?”. Мы поставили его же перед специалистом-маркетологом, который вот уже 10 лет руководит крупной фирмой, представляя 40 аудио-марок, подобных NEC. В силу щекотливости вопроса, наш респондент пожелал сохранить инкогнито.
СyberStyle: - Как бы вы прокомментировали происшествие с компанией NEC?
Ответ: - Во многом, компания сама напросилась. За исключением проекторов, ноутбуков да телефонов, NEC с 80-х годов придерживается избирательного регионального маркетинга электроники. В образовавшиеся “дыры” и рванули аферисты. Еще немного – и в целом безумная идея (подменить всю структуру фирмы) привела бы саму NEC на скамью подсудимых.
Можно понять покупателей, нарвавшихся на дефекты. Для них NEC – загадка, которая “на слуху”. Они могут иметь о фирме обрывочные знания, но как-то доверяют имени. Между тем, псевдо-NEC, собранный в неадекватных условиях по неадекватной комплектации и неадекватными кадрами – обречен ломаться и выходить из строя неприлично быстро. При таком производстве достаточно одной оплошности – например, неграмотно выведенного заземления на одном участке или узле, чтобы вызвать искажения и перегрузки во всей схеме аппарата. Я уже не говорю о неподобранных номиналах деталей. Всеми этими отклонениями часто (но далеко не всегда!) грешат наиболее дешевые модели, изготовленные по базовой оригинальной схеме. Так называемый OEM (original equipment manufacturer).
СyberStyle: - Если случай с NEC сводится к феномену OEM, то конкретизируйте его для читателя.
- OEM - значительно более широкое понятие, хотя включает и подделки, грубые или точные имитации. Большинство техники на рынке и в домах, даже элитных - ОЕМ. Явление возникло на китайских заводах, где систематически размещалось производство крупных западных брендов. Поскольку у каждого завода в орбите было несколько (а иногда и по нескольку десятков) таких заказчиков и поскольку заказы постоянно перебрасывались – то технологии распространились совершенно бесконтрольно и вопреки оговоркам в контрактах. Правда, в обобщенном виде. С изъятыми дорогостоящими “изюминками”.
Первые несколько лет такого “выполнения заказов” послужили для китайцев своеобразными курсами переподготовки. Возник даже феномен - “китайский” характер звука и изображения. Звук – невероятно сладкий и монотонный по мид-басу. Изображение – игривое, сочное, несколько расплывчатое. Постепенно на этой “дикой” почве сформировалась практика: группа инженеров, вдоволь поработав с Западом, опрощает наиболее типичный дизайн и рассылает его по заводам как коммерческое предложение. Или же они могут наклепать сотни готовых модулей минус внешнее оформление, запаковать их в лоты-контейнеры под инвентарным номером и отправить на завод для вкусовой доводки по оптовому или индивидуальному заказу. Заказчиком может выступить любой – как и при изготовлении книги тиражом от одного экземпляра до нескольких тысяч.
СyberStyle: - Так что же, ОЕМ – это хорошо или плохо?
Начнем с того, что ОЕМ “оему” – рознь. Растиражировать может что угодно – панель, процессор окружающего звука класса THX, 3-чиповый DLP-проектор с входом по HDMI, красиво секционированные колонки, ламповые 300-ваттные ламповые стерео-усилители, CD-транспорты и ЦАП-блоки. Такие вещи по определению составляют дорогой хай-энд, и он выигрывает в цене против исходного (единичного и одухотворенного) продукта. “Верхним” ОЕМ однако занимается ограниченное число заводов со специальным штатом и оборудованием. Другое дело, что суть и характер ОЕМ-аппаратуры един.
В данном случае слово “оригинал” в названии “ОЕМ” не должно никого обманывать, даже в отношении хай-энда. Речь идет о банальной штамповке, созданной на базе разработки, которая в основе своей заимствована, а не выстрадана. ОЕМ стал обозначением для огромного и циничного бизнеса — производства всевозможной стандартной и обезличенной продукции. Заводу все равно, что выпускать – чайники, телефоны или домашние театры. ОЕМ – это комбинация модулей. Разбираться, что и как тут работает - не есть задача инженеров.
СyberStyle: - Многие прагматичные пользователи не возражают против обезличенной, но добротной штамповки. Насколько целесообразно останавливаться именно на ОЕМ-моделях?
ОЕМ – это нормальная дань рационализации. ОЕМ выполним лишь на большом штамповочно-роботизированном производсве, а никак не на маленький частной фабрике ручного труда. Пожалуй, более всего ОЕМ укоренился в кар-аудио, где удивительным образом востребованы обе крайности: агрессивно-индивидуалистичный hi-tech и простейшие магнитолы с минимумом функций. В разных точках мира постоянно проводятся ОЕМ-выставки, где – в пылу переговоров сторон - зачастую рождаются новые торговые марки, озадачивающие покупателя кажущимся разнообразием выбора. ОЕМ – это и явление массового зомбирования, когда хочется верить в изобилие и благоденствие. Именно такие чувства будит красивый торговый центр, мельтешащий миллионами павильонов и ОЕМ-логотипов. И под всем этим скрывается один и тот же дизайн!
Наконец, ОЕМ – это действительно низкая цена, которую мы напрасно принимаем как должное или как явление технического прогресса. Комплект домашнего кинотеатра “в одной коробке” может предлагаться заказчику на заводе в пяти типовых дизайнах и комплектациях по цене 100 - 300 у.е. (за единицу). Цена колеблется от объема заказа, от комплектации (например, от подбора колонок). При объеме заказа 10 - 20 тысяч единиц в год, вы имеете право на нидивидуальные условия: например, поставить особые разъемы (XLR) или (крупные) конденсаторы. Скажем, первое обойдется в 4,32$ доплаты, второе – в доллар. Все это будут формальные улучшения, а по отдельности те же детали обойдутся вам в десятки раз дороже.
Такая удивительная “уступчивость” изготовителя объясняется просто. Он экономит на вас человекочасы, ведя сборку без подбора параметров и номиналов, без проверки работоспособности и надежности схемы. Именно это имело место с продукцией лже-NEC, и неслучайно целого ряда моделей под данной биркой не оказывается в официальном каталоге фирмы. Впрочем, бывает, что официальная модель “компромиссного качества” или, скорее, базовый “скелет” выпускаются преднамеренно, в рамках конкретной акции, в популистских целях. Например, для сети дискаунта.
СyberStyle: - Хорошо, тогда научите читателя различать ОЕМ с первого взгляда. Может быть, по цене?
Визуальные близнецы, различающиеся между собой лишь биркой, стоят предельно дешево. Но и бирка небесплатна. Парадоксально, но иерархия существует не только среди официальных (brand name) марок, но теперь уже и среди вымышленных (no name). Бренды, которые все же как-то дорожат своим лицом и стилем, заказывают особую отделку. Но и это обман потребителя, ведь внутри – ОЕМ, унифицированное решение, удешевленное на каждой стадии. Наконец, еще один аспект экономии и удешевления продукта – это дистрибуция, система реализации. Если мы говорим о наидешевейшем продукте, то искать его следует в “стэках” (stack) – коммерческих предложениях, циркулирующих в интернете. Здесь почти сплошь - низовой no-name. Скажем, пошлейший универсальный DVD-проигрыватель тонкого профиля с зеркальной панелью по “стэку” обойдется в 28 евро.
Заключение
Если вы отовариваетесь не в Гонконге, а в Москве, то вы уже отгородили себя от подделки, поскольку нашим крупным дилерам поставляют только официальные фирмы. По крайней мере, случаи подделок неизвестны. Что касается штамповок, то спасения от них нет, так как даже мировые лидеры пользуются ОЕМ-дизайном. Например, фирма UltraLink, не будучи самой известной маркой на рынке кабелей, поставляет свой ОЕМ для целого ряда фирм первого эшелона, включая сюда респектабельную XLO. У каждого заказчика получается собственный последовательный звук, так как в дизайн и конструкцию вносятся характерные изменения. Такой ОЕМ стоит приветствовать.
Не совсем ясно, из какого такого теста слеплены компоненты Cadanz, Opera, но от них веет украденными с Запада идеями и… китайским звуком. С другой стороны, вы платите за масштабный и увесистый CD-проигрыватель Opera треть цены полупустого проигрывателя Arcam. С третьей стороны, именно Arcam (а не Опера) отмечен за использование первоклассного ЦАП Wolfson, который беспрецедентно и без потерь распакует сжатые записи. С четвертой стороны, Аркам играет жалко и плоско против той же Opera… На этой стадии нам понадобятся аптекарские весы для взвешивания шансов претендентов на права нести знамя хай-энда.