Вот мы тут в редакции почти все носимся с новым то ли блогосервисом, то ли гигантской социальной сетью под названием twitter. Зарегистрировались, пишем туда частенько, даже завели себе общий аккаунт twitter.com/cyberstyleru... Но большинство нормальных с точки зрения этого же самого большинства людей о «Твиттере» ни сном, ни духом. В России и ближнем зарубежье микроблоггинг находится еще в таком состоянии, что услышав слово вроде «зафоллоуить», человек далекий от темы делает вот так — o_0 — и переспрашивает: «Что-что, простите, сделать?»
Зафоллоуить, товарищи, зафоллоуить! Это на языке психов-твиттероидов вроде меня значит «зафрендить» или, если по-человечески, — подписаться на новости от определенного человека. Однако я забегаю вперед. Для того чтобы понять, что есть микроблоггинг и, в частности, twitter, нужно переместиться во времени на три года назад — в март 2006-го — и посмотреть, чем это там занимался подкастер Джек Дорси. А он занимался тем, что набрасывал у себя в блокноте примерный внешний вид сервиса, который позволил бы ему не задавать друзьям дурацкий вопрос «Чем занимаешься?»
Вместо этого они бы сами писали об этом SMS, которые приходили бы не конкретному человеку, а публиковались на специальной страничке, откуда их мог бы прочитать любой желающий. То есть, нужно вам, допустим, сказать своим камрадам, что вы опаздываете на встречу, а писать каждому лично — это долго и дорого, и вы просто берете и строчите: «Ребят, опоздаю минут на 20, простите» и отправляете это на специальный номер. А после этого все, кто подписался на вашу страничку, синхронно получают себе на мобильники эту самую SMS-ку.
Как видите, идея проста как пять копеек, но этим она и оказалась хороша. Сначала на сервис, который в то время еще носил имя my.stat.us, плотно подсела аудитория сайта Odeo, а потом гипнотизироваться начали и другие, ибо новости о «клевом стартапе» разлетались, как обычно это происходит в Интернете, очень стремительно. Оказалось, что писать о том, что ты делаешь, — это нереально прикольно, особенно учитывая то, что длина сообщения не должна превышать 140 символов. Это ограничение, выросшее из привязки к SMS, дало название микроблоггингу, и заставило многих пересмотреть отношение к выражению мыслей: стоит перечитать несколько раз обычную фразу, и в ней найдется много-много лишних слов-паразитов и другой несущественной информации, которой вполне можно пренебречь. В итоге получаются рубленые фразы типа: «Охренительный ливень за окном. Высунулся по пояс, подставил морду под капли. Жизнь хороша».
Уже к осени 2006 года количество публикуемых сообщений (твитов) стало удваиваться каждые несколько недель, а в 2007-м официально было зарегистрировано три полных отказа сервера из-за наплыва пользователей. Примерно в то же время администрация сервиса, выкупила занятый до того момента домен twitter.com. С тех пор размер аудитории «Твиттера» все время увеличивается. По данным исследовательской компании Nielsen Online, в мае 2009 года количество пользователей Twitter составило 18,2 млн человек, что на полторы тысячи (!) процентов больше года 2008-го.
Однако, как я уже говорил в начале материала, большая часть этих миллионов находится за морями-океанами. И, кстати, как это ни парадоксально, основная масса твиттероводов — это вовсе не компьютерные гики, а самые обычные домохозяйки, которые рассказывают своим многочисленным подругам о том, что они вот прямо в данную секунду готовят, или какой кульбит сегодня утром сделало их чадо. Хотя наряду с обывателями свои микроблоги ведут и актеры, певцы, дизайнеры, телеведущие и даже целые телеканалы с президентами. Ну а в России основа аудитории «Твиттера» — это пока только активные интернет-пользователи, у которых, скорее всего, уже есть один или несколько классических блогов. И главная причина по-моему тут состоит в отсутствии поддержки сервиса со стороны операторов. Писать твиты с помощью коротких сообщений еще как-то можно (хотя цена отправки SMS за границу все равно кажется чересчур высокой — в районе 4–6 рублей), но вот следить за обновлением ленты друзей с мобильного без установки соответствующего ПО невозможно в принципе.
В связи с этим, а также с тем, что «Твиттер» постепенно становится уже не таким простым, как задумывался изначально (например, появилась служба добавления фотографий twtipic), на свет стали появляться различные клиенты, дающие возможность рассказывать о себе и происходящем вокруг еще оперативнее и полнее. Сейчас существует специальное ПО практически под любую платформу: PC, Mac, Symbian, Windows Mobile, Android, J2ME, iPhone OS. Кроме того, очень популярны браузерные плагины. О последних сказать, к сожалению, ничего не могу — не пользуюсь, так как считаю оригинальный интерфейс twitter.com и так довольно удобным — а вот о полюбившихся мобильных клиентах напишу пару строк. Для Symbian и обычных телефонов могу посоветовать twibble, для WM — PockeTwit, для гуглофонов есть прекрасный twidroid, а для iPhone — Twittelator. Эти программки умеют делать все, что можно сделать с «большого брата» через браузер, так что обделенным себя не почувствует никто. Кроме того, если кому-то лень что-то качать, он через мобильный браузер может вполне спокойно зайти на m.twitter.com и в несколько урезанном виде лицезреть все тот же «Твиттер».
В общем, если стало интересно, инструкция проста: http://twitter.com/signup → вводим желаемые логин и пароль, а также электропочту → пишем свой первый твит. Все остальное (добавление личной информации, настройка постинга через SMS и т. п.) произойдет как бы само-собой. Ну а если острого желания писать о своей жизни не возникло, надеюсь хотя бы, что теперь, услышав слово «зафоллоуить», вы не станете делать так — o_0.