Чтобы вы себе представили, о каком мероприятии вы будете читать в этом аналитическом репортаже, процитирую официальный сайт. «Выставка «Музыка Москва» прочно занимает лидирующее место в ряду отечественных музыкальных выставок, являясь крупнейшей на территории России и СНГ и третьей по величине в мире среди выставок, на которых представлены музыкальные инструменты, профессиональное звуковое, световое, радио- и кинооборудование, студийные и сценические технологии.»
Чем это может быть интересно? Вы можете пощупать любые интересные вам девайсы, если вы музыкант, или найти себе деловых партнеров. Можете ознакомиться с новинками этого года, если не следите за их появлением в Сети или периодических изданиях. Также вы можете и потрогать успешно продающиеся на рынке изделия, которые могли бы вас заинтересовать. В общем, достаточно широкий простор для деятельности.
Выставка проводится уже двенадцатый (!) год подряд, и, как правило, я стараюсь ее посещать с целью как ознакомления с продуктами рынка, так и чтоб просто опробовать различные интересные для себя инструменты, благо это можно делать хоть весь день.
Проходит выставка в нескольких павильонах в Сокольниках, в этом году это было с 12 по 15 октября.
Хочу сразу же озвучить некий дисклеймер: вы не прочитаете здесь о новинках этого года; со всеми наиболее значимыми из них вы можете ознакомиться в новостях этого раздела. Я хотел бы просто рассказать о собственных впечатлениях как посетителя выставки, который интересуется многими областями музыкальной индустрии, а также поговорить о тенденциях развития «Музыки-Москвы», благо есть возможность сравнивать ее с предыдущими годами.
Отличия были заметны сразу. И не в лучшую сторону.
Для начала поговорим про саму организацию выставки. Если вы заглянули на официальный сайт и посмотрели там тематическое разделение павильонов – не верьте глазам своим. Просто потому, что на самом деле все было не совсем так. У меня создалось такое впечатление, что первоочередных арендодателей расположили правильно, в соответствии со схемой, а всех опоздавших запихнули куда попало. Поэтому ориентироваться было немного сложно: идешь в одно место, а встречаешь там тех, которые должны были базироваться совсем в другом павильоне. Просчет или просто халатность? Не мне судить.
Перейдем непосредственно к самой выставке.
Некое непонимание смысла жизни вызвал так называемый «громкий павильон». По замыслу он предназначен для демонстрации концертных и туровых акустических систем. В отличие от всех остальных, он тематику, как ни странно, соблюдал почти полностью. Как вы видите на фото, он огромен, но все экспоненты ютятся по стенам. На деле всевыглядело так: на весь этот ангар громко бухала лишь одна инсталляция, перекрывая робко пищащие все остальные. А если встать к ней слишком близко, то появлялось ощущение, что тебя разрывает изнутри.
Стенд фирмы Bose уныло смотрел на меня тремя колонками и отсутствием интересующихся. Непонятно, почему организаторы не использовали для выставки свои вуферы в виде больших труб – в прошлом году они привлекали очень большое количество посетителей.
Так же хотелось бы отметить диджейские стенды. Вот одно из отличий (но позитивных или негативных – не мне судить), мной подмеченных в этом году: популяризация профессии диджея. Стендов с оборудованием, да и DJ-школ в этом году было представлено в разы больше, чем в предыдущем. Особый интерес крутящей публики вызывал стенд ProDJ, где в изобилии стояли cd-деки Pioneer.
Вообще, Pioneer к выставке подошла серьезно: несколько выставочных мест, причем довольно оживленных. Плюс ко всему реклама собственной DJ-школы.
О чем это говорит? О том, что профессия диджея из разряд элитных усилиями производителей (вроде той же Pioneer, открывшей собственную школу) переползает в разряд массовых. Что из себя представляют диджей-школы, я уже писал ранее в рассказе о посещении интро-семинара одной такой школы. Которая, кстати, тоже нарисовалась на выставке, причем прямо в павильоне регистрации (и что она там делала, когда должна была быть или в павильоне 11.1, или в четвертом?). Тенденция неутешительная: просто-напросто на этом начинают делать большие деньги. А для тех, кто не может отдать большие деньги за оборудование (а Pioneer – одна из самых дорогих марок), было предложено бюджетное решение: стенд от i.s.p.a с продукцией Gemini, которая в неофициальных «анти-топ-парадах» лидирует в категории «самое некачественное оборудование». Не мытьем, так катаньем, как говорится.
Что же касается концертов, проходящих традиционно после 18 часов, то репертуар у меня вызвал мягко говоря, недоумение (не говорю про традиционный конкурс барабанщиков – тут все в порядке). Ведь как было раньше? Один день отдавался блюзовым музыкантам, один – рокерам, и так далее. Выступают обычно мало- или неизвестные музыкальные коллективы, но весьма талантливые, по моему скромному мнению. Хотя были и такие, которых слушать было невозможно.
В этом же году все сделали черте как. Отдельные группы можно пересчитать по пальцам рук, и три дня из четырех (!) были отданы на откуп гитаристам. Выразилось это в различных «гитарных шоу» - и ничего более. Не пинайте меня конечностями, я ничего не имею против этих длинноволосых ребят-пилильщиков; но вообще-то (нотабене к организаторам) есть и другие категории музыкантов. Все концерты проходили под лейблом «Musicboxfest». Сразу же навевает скучные воспоминания о «Мьюзикфесте», который проходил летом. Пустующие стенды, немногочисленная публика – и тонны гитаристов. Вероятно, из-за того, что организаторы - владельцы журнала Music Box.
Теперь обратим наш взор к мероприятиям под названием «семинары» и «мастер-классы».Здесь все еще мрачнее. Количество семинаров сократилось раза этак в два, причем часть из них опять-таки повторяли репертуар уже икающего «Мьюзикфеста». Не знаю, как у них было с посещаемостью, но вот на «Мьюзикфесте» она была почти никакая. Человек пять-десять. Я не имею ввиду мастер-классы гитаристов – тут своя публика. Видимо, на нее и рассчитывалось все на этой выставке: большая часть семинаров и почти абсолютная - мастер-классов – была посвящена именно игре на гитаре. Как непотомственный клавишник заявляю, что это полная дискриминация и неуважение к остальным музыкантам. Мастер-классов, например, для клавишников было ровно два (2). И один семинар. Зато для гитаристов того и другого – больше десятка.
Рекламные семинары особого интереса не вызвали. В отличие от, к примеру, прошлогодних, они явно рассчитывались на оптовых дилеров, а не на простых музыкантов или других категорий посетителей; даже несмотря на то, что было их – кот наплакал.
Продолжая тему гитаристов, хочу сказать, что и в обычных павильонах для них было отведено достаточно много стендов. Больше, чем всем остальным – это явно. Конечно, там выставлялись не только обычные классические или электрогитары, но также проходили распродажи...
...были и просто красивые разукрашенные гитары (например, в стиле виски JimBeam)...
– но быть может, мне совсем неинтересны были гитары? И многим другим людям? Я вот в упор не могу понять – почему. Даже версий нет. Может быть, вы знаете? Тогда просветите меня: почему в этом году выставка повернулась интерфейсом к гитаристом, и другим местом – ко всем остальным?
Павильон световых и концертных систем (4.1.) у меня вызвал тихий ужас. Да, красиво, да, лазеры на входе светят прямо в глаз. Хорошо, хоть не насмерть.
Нет, весь кошмар этого павильона заключался в том, что господа организаторы совершенно не продумали систему вентиляции. Дым-машины выставляющихся дымили совершенно исправно и в большом количестве. И весь павильон, что естественно, был окутан дымом. Дышалось с трудом, глаза слезились, температура воздуха была не лучше, чем в июле в Москве. То ли в этот день все кондиционеры взяли выходной, то ли это фишка такая.
Но в итоге все это выливалось в то, что там находиться было совершенно невозможно. И это несмотря на то, что в 4.1., помимо торговцев различных световых и клубных штучек, сидели совершенно нормальные люди – как просто компании, торгующие звуковой техникой, так и диджей-школы, и периодика, и даже продавцы оленей с Санта-Клаусом. Жаль.
В такой обстановке мне, как потенциальному покупателю, хотелось не знакомиться с аппаратурой (и тем более что-либо покупать), а поскорее свалить оттуда.
Помимо вышеозначенных крупных недоделок были и мелкие. Например, павильон номер 17 разочаровал совершенно откровенно и неприкрыто. Ибо почти полностью был занят продукцией Proel (кто не знает – компания производит в основном различные хорошие проаудио-кабели, тем и известна. Ну и всякое звуковое оборудование по совместительству).
Во второй половине павильона был унылый проектор и еще какая-то световая фигня. В прошлом году этот хоть и самый маленький, но павильон, был куда плотнее заставлен и был намного интереснее, чем в этом. После его посещения появилось стойкое впечатление, что либо организаторам в этом году не хватило экспонентов, либо наиболее наглые выкупили площади побольше. К этому впечатлению можно присовокупить и то, что тот тут, то сям рабочие места попросту были не готовы.
А треть третьего павильона (каламбур) была и вовсе занята собственным ремонтом.
Подводя итоги, хочу сказать, что Музыка-Москва’2006 все-таки разочаровала. Я ожидал увидеть какие-то позитивные изменения по сравнению с прошлым годом, но в какую степь начала тихо передвигаться выставка, я так до конца и не понял. Позитивных изменений не было вообще, негативных была масса. Сильно урезанные по количеству и качеству семинары и мастер-классы, почти полное отсутствие разнообразных концертов, общая нацеленность всей выставки на гитаристов, жизнь без кислорода в одном из павильонов, размещение четверти экспонентов там, где им быть по регламенту не положено… Все это весьма взгрустнуло.
…Наверное поэтому посетителей было гораздо меньше, чем в прошлом году.
p.s. Правда, немного фана все же было. Например, иногда диджеи ложились отдыхать прямо на пульт.