17/08/2006 08:00 | Сергей Хлюпин

Женщина и DVD: выбор домашнего кино

Теги: , DVD, , , , Sanyo, , hi-fi, Dolby Digital

Я понимаю, что не права, но не могу перебороть лень, когда надо включать и настраивать DVD. Я предпочитаю уставиться в тупую (за исключением, наверно, КВН) телепрограмму, а просмотр содержательных DVD все время откладываю. Женщины поймут меня. Поймут и автолюбители. Для одних прокатиться по пустой ночной Москве с ухающим из сабвуфера «шансоном» – отдых, для других (как и для меня) – продолжение работы, которая и так связана с поездками. В моей машине и музыка-то вся – на штатном радиоприемничке. Музыку я люблю слушать дома, забравшись на холодный кожаный диван.

Как жаль, что нет голосового робота, которому можно крикнуть прямо с дивана: «Включи и настрой DVD!» Им мог бы быть муж, но мне еще больше лень «настраивать» (стимулировать) его на такую работу. И потом - муж решительно не разделяет моих вкусов… нет, правильнее сказать: я не разделяю его. Он профессионал-рецензент и все время смотрит fiction с компьютерными эффектами или слушает (вернее, принимает дозу) фолк-рок. Без него я бы, наверно, не заподозрила, что DVD имеет собственное меню с выбором языка, субтитров, режима звука… Тем более я бы не узнала, что в наборе «растяжек» изображения нашего Sanyo есть специальный панорамный режим Full. Он искажает образы на программах формата 4:3, а широкоэкранные фильмы подает, как в «большом кино». Я хочу сказать, что не стала бы специально выискивать такую информацию, читать журналы. Будем считать, что мне это скучно. Я не буду делать скучное, чтобы потом мне стало весело.

Иногда под настроение я выключаю телевизор и начинаю перебирать диски в поисках подходящего. Видеокассеты с какими-то фильмами тоже лежат, но я к ним не прикасаюсь. Мне кажется, что их просмотр – труд, а не отдых. Разве что если посмотреть семейные съемки иногда…

Мне пришлось пересилить скуку, чтобы освоить основные кнопки на ресивере. Иначе просто нельзя включить звук к фильму. На нашем ресивере достаточно нажать кнопку Auto Decoding и, конечно, выбрать источником DVD/CD. Дальше ресивер сам определяет формат звука и включает все 5 колонок. Когда звуку явно не хватает баса, я вспоминаю, что надо еще включить в сеть сабвуфер. Наш сабвуфер стоит по противоположной стене и воткнут в другую розетку. Очень глупо и обидно слушать саундтрек Dolby Digital без сабвуфера. Особенно это относится к концертам на DVD – моему любимому жанру. Я уже говорила, что самый ненавистный жанр – кровавые боевики и абстрактная фантастика. «Матрицу» я не только не понимаю – я на ней сразу засыпаю.

Я считаю технику безумно скучной – как институтские лекции. Мне лень говорить и думать о технике, если я пришла погружаться в волшебство кино. Я не из тех, кто перед просмотром сверяет формат изображения и режим звука на системе и на коробке. Если меня что-то не устраивает, я понажимаю кнопку пульта наугад, пока не получится что-то приятное. Не буду регулировать четкость, яркость, цветность – пусть уж лица героев будут желтыми, а трава – ядовито-изумрудной. Говорю это - и не стесняюсь признаться в обладании диплома методиста культуры.

Я хочу сказать женщинам, что им лучше всего иметь собственную, постоянно настроенную «под себя» видеосистему. К ней не надо подпускать супруга или (если вы живете с родителями) кого-либо еще. Даже ручку громкости лучше не трогать. Чем меньше движений вам останется сделать (загрузить диск, включить в сеть) – тем лучше. Вот когда вы сразу предпочтете DVD телепоказам. Очень хорошо однажды потратить время и перевести включение всех блоков системы на одну кнопку одного большого пульта. Но обучить пульт равносильно перебору карбюратора в машине, и пусть уж лучше этим позанимается муж. Один раз его можно и собла… простимулировать.

Мы, женщины, не любим просить и объяснять – даже если дело касается такой мелочи, как настройка. Иду ли я получать удовольствие от DVD или писать квалифицированный отзыв – к моему приходу все должно быть подготовлено. Я люблю, когда у дивана предусмотрительно поставлен стакан шипучей ром-колы со льдом и непременно с «обсахаренными» краями. Люблю, чтоб от просмотра ничто не отвлекало. Иначе не буду смотреть.

Я не признаю субтитров и плохо отношусь к закадровому переводу, потому что он какой-то нечеткий, особенно – у пиратских изданий. Пиратские DVD – это беда, в них все время что-то не работает – то не включается меню, то пропускаются целые сцены. Еще беда – так называемые кинотеатры в одной коробке. Не знаю, кто придумал про их «удобство и простоту». Нет ничего неудобнее и уродливее. Женщины, если уж у вас нет денег на блочную hi-fi-систему, подключайте плеер к большому телевизору (советую плазму, а не ЖК!) и будьте довольны.

Благодаря мужу я знаю что-то про устройство аудио и видео. Мои коллеги и подруги считают меня спецом, они не догадываются, как я безразлична к этой технике. Одну из моих статей о наушниках читатель может помнить – муж прошелся по ней «редакторской рукой», хотя я возражала. Я точно знаю, что биваеринг (это когда позади колонки болтается целая лапша, а не одинокий провод) – лучше, чем «простое» подключение колонки одним проводом. Я знаю про температурные режимы изображения и предпочитаю теплые холодным. Я могу выудить из памяти много технических тезисов, но не вижу смысла напрягаться. Главное в просмотре – это сам материал. Кино. Вот почему я очень люблю смотреть новинки проката на большом экране в Dolby Surround, который грамотно выстроили для меня специалисты до моего прихода.

Фильмы со смыслом?

Теперь – о том, как бы я выбирала себе фильмы, и какие. Я этого не делаю только потому, что это делает муж, а я только высказываю свои пожелания. Я не одинока, мой вкус разделяют мои подруги и женская часть нашего отдела. За большую часть нескончаемой лавины фильмов я бы не стала платить денег. За что бы стала? Вот за что:

Какая-нибудь киноклассика, экранизация - отечественная («Война и мир», «Преступление и наказание») или зарубежная (что-то из Феллини). Надо приобщаться к прекрасному.

Современная импортная комедия, предпочтительно – динамичная французская комедия положений. Чтобы герои сыпали смешными фразами, которые переводчик не испортил бы. Чтобы не думать, и чтобы было сделано умело, тонко и весело.

Один музыкальный фильм. Если не найду «Крепостную актрису» (она же – классическая экранизация!), то можно, например фильм про Фрэнка Синатру, про его жизнь и песни. Я совершенно равнодушна к Джо Дассену и к Мэрилину Мэнсону.

Новое авторское кино. В лентах Михалкова я разочаровалась, они все какие-то однотипные, а вот Квентин Тарантино не перестает удивлять, несмотря на переизбыток крови в его картинах.

Мультик. Без претензий. Просто на всякий случай. Чтобы был.

Я считаю, что при нашей занятой жизни можно выбрать один магазин, где появляется всего понемногу и без пиратского брака. Можно туда заглядывать раз в сезон, не чаще. Несколько купленных фильмов хорошо растянуть на несколько уик-эндов. Хорошо смаковать перспективу просмотра и откладывать его на потом, под еще лучшее настроение. Хотя одна знакомая любит смотреть все подряд и сразу, в большой компании, до 5 утра.

По этому принципу я отправилась отбирать материал для данного обзора. В большом зале Пурпурного Легиона на Новокузнецкой нашлось немало переводного кино и (ура!) немало «музыкалок». Понравились их (фиксированные!) цены. Здесь вам не назначают цену, быстренько оценив ваши возможности по внешнему виду. На рынке иногда так происходит.

К сожалению, точных соответствий моим требованиям среди последних поступлений я не нашла. Например, эпическая экранизация «Преступления и наказания» и легкая мелодрама «Реальная любовь» вышли значительно раньше и не попадают в обзор по срокам, которые я наметила (раз в сезон!). Но мне удалось набрать комплект, который я уверенно рекомендую таким же женщинам, как я. Который я стала бы пересматривать. И который бы украшал мою книжную полку.

Вся правда о любви

Англия, 2004 г. Реж. Джон Хей, в ролях Дженнифер Лав Хьюитт, Дегрей Скотт, Джимми Мистри, 94 мин. Особенности дизайна: коробка - стекло.

Вся правда о любви

Привлекло название и картинка – двое молодых людей в романтическом обличии. Смутил год издания, но это действительно свежее поступление нашего издательства «Союз». Сюжет оказался перегруженным. Но хуже, когда вы покупаете заведомый блокбастер и видите избитый сюжет, слишком уж знакомые лица, трафаретные ходы и условности, шаблонную игру. Здесь актеры стараются и показывают свои настоящие чувства, а не школу. История – как минимум небанальная, динамика событий – безудержная.

Я не берусь пересказывать сюжет. Открою лишь, что в центре внимания – молодая пара, и она попадает в вереницу неуправляемых событий, словно в веселый водоворот. Интересно следить за самими героями, за нюансами их взаимоотношений, за курьезными выражениями лиц. В самые «дебри абсурда» пара не попадает, все заканчивается happy end. Достоинства фильма перевесили его недостатки (перегруженность). Я бы хотела пересмотреть этот фильм в компании людей, которые еще его не видели. Так мне бы открылись новые тонкости. По моей шкале приоритетов, это позиция 2.

Оружейный барон

США, 2006 г. Сценарий: Н.Кейдж, реж. Эндрю Никкол, в ролях Николас Кейдж, Джаред Лето, Итан Хоук, Ян Холм. 122 мин. Особенности дизайна: книжный переплет.

Оружейный барон

Я не пропускаю фильмов с Кейджем. Для меня он такое же авторское кино (позиция 4 по приоритетам), как, скажем, Д.Линч. В прошлогоднем замечательном «Сокровище нации» Кейдж исполнял героическую роль. Он не снижает градуса и наращивает интригу, исполняя теперь роль подпольного «трафикера» (торговца оружием). Действие подано очень масштабно, оно захватывает все «горячие точки» планеты, включая, конечно же, и город Одессу - один из центров мировой контрабанды (так создателям фильма кажется).

В одном из эпизодов эмигрантский отпрыск Юрий Орлов (Кейдж) восхищается автоматом Калашникова. Если у другого актера это вышло бы как пропаганда насилия с экрана, то Кейджем хочется только восхищаться. Как элегантно на нем сидит черный костюм! В другом эпизоде он коряво лопочет по-русски - и снова выигрывает на фоне собеседника, генерала российской армии. В третьем – находчиво предлагает крупную взятку пограничнику-абреку в некой экзотической стране. Он лощен, вышколен и прекрасно сложен. Он – куда более Джеймс Бонд, чем все претенденты на эту роль. Наиболее эффектна концовка: камера берет Кейджа крупно, держит его долго и медленно отплывает, оголяя местность, усыпанную гильзами. Кейдж продолжает олицетворять американскую правоту, самоуверенность.

Настоящая любовь

США, 1993 г. Сценарий: К. Тарантино, реж. Т.Скотт, в ролях К.Слейтер, П.Аркетт, Г.Олдман, Б.Питт. 115 мин. Особенности дизайна: подарочное оформление - 2 DVD.

Настоящая любовь

Читатель уже догадался, что я не могла не соблазниться названием – оно почти что «Реальная любовь». Мистер Непредсказуемость – Квентина Тарантино ограничился написанием сценария. Получилось драматично и несколько предсказуемо. В созвездии актеров выделяется исполнительница главной женской роли Патрисия Аркетт. Она работает то ли под Гвен Стефани, то ли под «кислотную» Мерилин Монро. Временами действие перерастает в очевидный фарс, пародию на классического Тарантино. В этой «вакханалии искусства» сер и непримечателен любимец девушек всего мира Бред Питт.

Фильм напоминает паззл, который зрителю предлагается собрать. Фильм вполне можно было бы сделать интерактивным, то есть – дать возможность зрителю срежиссировать собственный финал. Отчасти это сделано в дополнительных материалах на втором диске комплекта. Здесь дан «альтернативный» (не вошедший в фильм) финал. В моей подборке эта позиция – самая обманчивая на вид. Она – явная кандидатура на продажу после одного просмотра. Я бы удержалась от этого шага только благодаря личности Тарантино – современному Достоевскому от кино. В общем, сойдет как экранизация классика жанра. Рекомендую этот фильм для авантюристок в душе.

Через тернии – к звездам

К/c им.Горького, 1980 г., переиздание и реставрация 2006 г. Сценарий: К. Булычев, реж. Р.Викторов, в ролях Е.Метелкина, В.Ледогоров, А.Лазарев, Г.Стриженов. 140 мин.

Через тернии – к звездам

А вот и долгожданный артефакт советского искусства (приоритет 1). Старое кино интересно и востребовано, когда вы хотите «сбавить обороты», окунуться во что-то комфортное и в то же время – искусно сработанное. Операторы и режиссеры советских фильмов работали на совесть. Тематически фильм рассчитан на детскую аудиторию. Как таковой, он получил Госпремию СССР – это как нынешняя премия Ника. Но с большим основанием картину можно считать «видео-книгой» одноименного романа писателя Булычева, мастера фантастических бестселлеров своего времени.

Героиня фильма – клон-гуманоид Нийя, привезенная с борта заброшенного космического корабля. Девушку селят в семью, а ученые проникают в тайны ее мозга: вдруг она создана для убийства? Оказывается, что в ее мозг зашита программа выполнения более важной миссии. Вымысел в фильме перекликается с реальностью. Поэтому с одной стороны он смотрится как учебное пособие, с другой – является индивидуальным креативом. Е.Метелкина создала запоминающийся образ кибера «с человеческим лицом», и фильм ценен тем, что он – единственный с ее участием. Больше она нигде не снималась, стала простой продавщицей.

Хочется отметить музыку композитора А.Рыбникова. Эти мотивы можно проследить и в его известнейшей рок-опере «Юнона и Авось». Рок-опера недавно вышла в новой постановке в театре Ленком.

Об изображении. Здесь мы смотрим не просто формат 16:9, а именно кинотеатральный широкоэкранный формат. Вы смело ставите самый «широкий» из режимов в меню вашего проигрывателя и телевизора – и вкушаете реализм и панораму: головы и фигуры людей не раздаются вширь на первом плане, а сохраняют пропорции и как бы выдвигаются вперед. Вы четко видите передний и задний планы, предметы не расплываются. Для такой старой картины это - достижение. Достоинство этого фильма в его раритетности, коллекционности. Очень мало современников вообще припомнят это название.

Моби Дик и загадка Му

Анимация, Франция, 2004 г. Сценарий: Э.П.Маре, реж. Б.Петит. 5 новелл по 25 мин.

Моби Дик и загадка Му

Когда не предъявляешь жестких требований к фильму, получаешь подарок. Так и с этим последним приоритетом моего списка. Анимация выходит на рынок с завидной регулярностью и стала столь же популярной, как и боевики. Мультик в доме – значит, ребенок в доме. Это благодатный жанр для домашнего кинотеатра, он всегда хорошо демонстрирует цвет, имеет качественный звук, много музыки.

Кроме жанра, меня привлек образ, знакомый еще по песне группы Led Zeppelin - легендарный кит Моби Дик. В «новых приключениях» киту помогают новые друзья. Вот например… Затоплен континент и погибла цивилизация нации Му. Отдельные «муитяне» спаслись, выплыли на китах, обосновались в 24 поселениях в разных точках мира, а свои послания зашифровали в священных камнях. Кто составит вместе все камни, тот расшифрует заклинание. Это суждено сделать мальчику Роми. Ему помогают девочка Сатия, попугай Зу и кит Моби Дик. Мультик захватывает, он искрится мудростью и юмором. Мудры изречения старейшины Камала: «Признать свои ошибки может только сильный человек». Юмором радует попугай: «Птица – это желудок с крыльями». Рисунки гротескны и хорошо передают динамику событий, богатство пейзажей. Вновь привлеку внимание к официальной версии, а не к пиратской. Русскоязычный перевод здесь - не пошлый и не «стёбный», а нормальный, литературный. К тому же – отключаемый, то есть можно включить английскую версию в DD 5.1 и в 2.0 (стерео). После просмотра каждой новеллы вы попадаете в общее меню. Вам подсказывают, что теперь время укладывать ребенка спать.
 
Ваниль и шоколад

Италия, 2004 г. Сценарий: Ф.Феррини, К.Иполита, реж. К.Иполита, в ролях М.Г.Кукинотта, Х.Кортес, А.Прециози. 99 мин. Особенности дизайна: коробка - стекло.

Ваниль и шоколад

Я отобрала этот диск с первого взгляда на стильную обложку: пара влюбленных под дождем. Он попадает сразу в несколько пунктов моей «табели о рангах». Красивый романтичный фильм итальянского режиссера проходит как авторское кино благодаря бесподобному Кортесу в роли художника-обольстителя порочных женщин. Фон для его чар - подходящий. Он и она: Пенелопа и Андреа 20 лет провели вместе, у них трое детей. Казалось бы – счастливая жизнь удалась, но Андреа систематически изменяет жене. Узнав и не вытерпев, Пенелопа оставляет мужа и уезжает к бабушке. Здесь она попадает под влияние Карлоса, и увлечение перерастает в любовь.

Парадоксально, но счастье вновь улыбается супругам в разлуке. Они понимают, что любят друг друга. Романтика сквозит в аллегории: в детстве оба попробовали пирожное со вкусом ванили и шоколада (официант в ресторане убедил их, что эти продукты отлично сочетаются). И вот спустя 20 лет они по настоящему пробуют этот рецепт. Красивая форма и изрядная романтика вводят фильм в разряд серьезного кино (пункт 1 моего списка). Смакование же порока делает фильм типичным «кино не для всех» – жанр, который я не принимаю. Допускаю, что могу встретить этот фильм уже в блеклой упаковке и на болванке DVD-R в каком-нибудь «альтернативном» павильоне. Это самый загадочный фильм из всех, отобранных по моим критериям. Он напрашивается на пересмотр. Отсюда рекомендация: для неоднозначных, противоречивых и капризных натур.

The Who. The Kids Are Alright

Англия. 1979 г. BMG-Россия. Сценарист и реж. Джефф Стайн, заняты участники рок-группы The Who, Р.Старр, С.Мартин, Т.Смозерс, др. 110 мин. Особенности дизайна: коробка - стекло.

The Who. The Kids Are Alright

Позиция 4 - музыкальный фильм, а фактически – последовательность интервью, клипов и концертных номеров одной из легендарных и влиятельных рок-групп Англии, которая подготовила приход и триумф группы Oasis и многих других. Группа была глашатаем «тинейджерского непослушания» в 60-е годы, потом перешла в разряд маэстро и виртуозов, а 2 года тому назад дала амбициозный концерт в престижном лондонском зале Альберт Холл. «За» и «против» просто не обсуждаются.

Я сняла диск с полки без колебаний. Ведь если мне не нравится, как Пикассо изобразил свою «Девочку на шаре», то это еще не повод отказать полотну в месте на стене дома. Для очень многих неуверенных молодых рок-музыкантов фильм может стать больше, чем увлекательным времяпрепровождением на 2 часа. Он может стать открытием и подсказкой в выборе собственного стиля игры. Лично меня впечатлило выступление гитариста Пита Таунзенда на историческом рок-фестивале в Вудстоке. Вернее – убийственная пауза притихшей аудитории после отзвуков последнего аккорда в сумерках и этот глухой голос ведущего концерта: «Леди и джентльмены… это были… The Who».

Фильм нетипичен для жанра в том смысле, что отсутствует русский перевод. Но отечественный издатель «лицензии» поступил правильно, просто скопировав оригинал-дизайн. Лишняя звуковая дорожка была бы неестественной, да и «разговорных» эпизодов всего на 10 минут. Моего знания английского хватило, чтобы получить удовольствие от одного из них: корреспондент спрашивает у музыкантов, женаты ли они. В ответ они начинают обрывать рукава рубах друг у друга, чтобы как-то отвлечь внимание от «сложного вопроса», а потом набрасываются на корреспондента: «Что, боишься за свой рукав? А он у тебя такой симпатичный, так и просится оторваться! Ладно, не хочешь рвать рукав – тогда сам расскажи нам о своей супружеской жизни, не стесняйся!». Я не скоро захочу вновь слушать шумный рок группы The Who, но если б диск оказался на моей полке, я б не стала продавать его. Это же Пикассо.

Напоследок…

Я предвижу, что читательницы, которым сие адресовано, скажут: мы не знаем ни одного названия из этих фильмов. Мне кажется, что здесь надо радоваться. У нас такой большой рынок, что каждая женщина может составить собственный хит-парад или фильмотеку. Я никогда не ориентируюсь на официальные премии и награды, не вникаю в списки бестселлеров. Я смотрю и выбираю то кино, которое мне импонирует. Там, по ту сторону компьютерного экрана должно быть немало таких же, как я. Счастливого вам просмотра, подруги.

Комментарии: