Очевидно, интересен подбор материала, позиция и оценка, которые перевешивают вкус к ущербно-пораженческой музыке, особенно - в ее «коронных» жанрах. Тем более, что при сверке такое «противостояние» окажется созвучным какой-нибудь газете Times Of Japan или американскому журналу Rolling Stone (не путать с отечественным!). Ведь читатель не желает отставать от мировых тенденций? С этой установкой мы обошли представительства рекорд-компаний и собрали стандартный урожай промо-новинок, которые выдаются рецензентам журналов плюс немного на наш собственный вкус. Срез импорта этого месяца сложился из новых поставок Пурпурного Легиона, БМГ-Россия и Юниверсал-Россия.
Дешевле диски обходятся по заказу из каталогов мировых дистрибьюторов, но лучше диск "пощупать" и послушать. Каталожная выписка хорошо поставлена у Правительства Звука (ул.Орджоникидзе), там же - неплохой и "честный" склад. Второй по величине дистрибьютор - Союз, чей неплохой (дороговатый!) магазин расположен в частности в ЦУМе. Наконец, первое во всех отношениях место в городе занимает Пурпурный Легион (Новокузнецкая ул.). В каждом из 3 салонов ПЛ ежедневно реализуется по 500 экземпляров дисков: японские диски - долларов 20, диски в комиссионке - от 100 руб., беспрецедентно представлены джаз и блюз, есть пробелы по культовым и серьезным коллекционным рок и поп-позициям, но для неискушенной публики - всего предостаточно.
Кратко о пиратах. Следует приветствовать практику поиска и качественного выпуска частными лицами редкого материала, которого по разным причинам нет на рынке. Недаром официальные каталоги признают релизы такого рода (бутлеги). Вместе с тем, фирмы не имеют морального права выпускать диски заведомо ущербного, неполноценного качества и оформления. Если на рынке появляются имитации и близкие к оригиналу подделки превосходного потребительского качества, то значит, фирмы-импортеры недорабатывают где-то. Грубые подделки вообще недопустимы, так как портят вкус еще больше и в принципе являются аудио-гламуром. Нынешняя форма обзора в разделе – опытная, временная. Она будет совершенствоваться, как и сам жанр обзора. Здесь иллюстрации сопровождают выборочные и рекомендуемые позиции.
"Made To Measure" (жанр: саундтрек, cокращенно OST) Реквизиты диска: время 1:03’21”, фирма Universal-Россия Отечественный представитель самой богатой и большой рекорд-корпорации "порадовал" сразу тремя саундтреками, из которых данный является ординарным ретро-сборником соула. Мартин Фриман, автор мыльных опер, на этот раз дал волю сентиментам и создал небольшой клон фильма "Форест Гамп". Музфоном он взял песни своего детства. "Детство" представлено вторичными номерами и одним бесспорным хитом Jackson 5 (с участием раннего трогательного Майкла Джексона). Рекорд-компании почти перестали выпускать саундтреки на CD, т.к. все смотрят DVD.
Трудная судьба ждет саундтрек "Munich" - последовательность симфо-нью-эйджевских размывов узнаваемого почерка композитора-фильмовика Джона Вильямса. Или "Jarhead", где положение американцев в Ираке выражено в виде тревожных и дискомфортных песен Тома Вейтса, Бобби Макферина и Public Enemy. Нас сегодня нет в Ираке - так за что же, Юниверсал-Раша?!
Stan Getz "More Stan Getz. Getz For Lovers" (жанр: ретро-сборник джаза) Реквизиты диска: время 56’22”, фирма Verve / Universal-Россия Не иначе как этот сборник (вся "романтическая" серия!) созданы российским отделением как свалка треков, которые малоизвестны или малоинтересны сами по себе. С тем же успехом диск можно было назвать "Гетц - для отъема 50 рублей". Однако, существует целая когорта слушателей, которые охотятся именно за таким "вторсырьем" и даже сильно привыкли к нему. Оно проходит под флагом "раритета". К чести релиза, записи конца 50-х / начала 60-х действительно обладают несказанно теплым интимным звучанием (ламповая студия?), ну а манера Гетца лишь усиливает настроение. Поздний Гетц - уже более аналитичный, менее человечный. Ну и не последняя роль - за составами, которые словно набраны по энциклопедии старого джаза. Недостаток, как всегда в таких случаях - существенная жертва по динамике в угоду равноценному уровню треков, переведенных с разных альбомов.
Raconteurs "Broken Boy Soldiers" (жанр: бритпоп) Реквизиты диска: время 33’42”, импорт фирмы V2 Состав, набранный Джеком Уайтом (экс-the White Stripes) и Бренданом Бенсоном (сам по себе), записал за год альбом, который (при всей укороченности общего звучания) подает пример всем новым и новомодным молодежным группам. И вступает со многими из них в противоречие. А именно: вокал а-ля "Magical Mystery Tour" (Beatles), инструментал а-ля поздние Kinks/ранние Blur, композиция а-ля-The Herd/The Inimitables. Во всем этом тон, по счастью, задает Бенсон. Кислотность Джека никак не проявляется. При всем этом, альбом приятен, динамичен и разнообразен, лишен пустозвонства, которое как раз характерно для нынешнего хард-кора вроде Kid Rock и рокапопса вроде Coldplay. В общем звучании есть нечто раздольно-привольное американское. Так и есть: все писалось в Америке, а сам ключевой чел - выходец легендарного музучилища Беркли, стены которого помнят похожую группу Detective. В 70-х такие неплохие составы бесследно растворялись в индустрии после первых двух релизов.
Dinosaur Jr "Green Mind" (жанр: инди-рок) Реквизиты диска: время 55’01”, импорт фирмы Sire / Rhino Один из немногих выживших и не изменивших делу составов периода и стиля College Rock на самом деле остался все так же интересен - чего никак не скажешь о ренегатах U2. Свидетельством "интересности" служит переиздание альбома 1991 года, выпущенного в зените славы. Есть, значит, "социальный заказ", как говаривал кремлевский аналитик, а ныне тихий функционер Валентин Зорин! Ключевая фигура состава, альбома и проекта - Масцис, типичный гитарист второго эшелона школы андеграунда начала 70-х, хаотичный и грязный стиль которого лишь кажется таковым, а на деле делает честь движению, объединившему последователей Хендрикса, МС5, Cactus. В принципе, это школа Беркли, оказавшая на ранний андеграунд не меньшее влияние, чем Greenwich Village. Вопреки мнениям, композиции и исполнение на этом диске мало отличается от недавнего сольного альбома Масциса на EMI. Пожалуй, применительно к этому альбому можно лишь утверждать: он демонстративно рок-гаражный в противовес декадентско-синтезаторной моде начала 90-х.
Neil Young "Living With War" (жанр: фолк-рок) Реквизиты диска: время 41’52”, импорт фирмы Reprise Выигрышный гимн "America The Beautiful" отмечает трек-листинг нового альбома неуемного и продуктивного фолк-рокера, который продолжает котироваться в собственной среде. От предшествующего альбома данный отличается несколько меньшим концептуализмом и автобиографичностью, большей политизацией и морализацией на одну из вечных тем для рок-музыки. В отличие от известного благотворительного концерта памяти жертв 11 сентября, здесь в песнях нет назойливого муссирования понятия личной индивидуальной свободы человека и восхваления западного образа жизни. Янг не изменяет своему кредо - ассоциативно-метафорическая поэзия, напетая "обкуренным" (не прокуренным!) голосом на фоне расслабленных "слайдов". Где-то он и состав пускаются в кантри-рок а-ля-Eagles, но только значительно лучше них. Впрочем, слегка утяжеленные, томные и туманные баллады остаются его форте. Кстати, не говорите «Нил» - это моветон. Neil читается, как пишется.
"Impulsive! Unmixed" (жанр: джаз, сборник разных исполнителей, то есть V/A) Реквизиты диска: время 55’04”, фирма Verve / Юниверсал-Россия Элетроника и джаз - во времена оригинал-записей мастеров ортодоксального джаза и "фьюжена" эти понятия были почти антагонизмом, но сегодня они соединены в хаотичную подборку, которой с трудом найдено концептуальное оправдание: "клубная культура". По всей видимости, перед отечественным представительством рекорд-концерна стояла задача "освоить" разрозненный и не шибко востребованный архив. Отечественная матрица, на этот раз из рук вон плохая, довершила расправу над "Импульсом", а именно: изъяла оный из звучания. Тем не менее, взятые по отдельности и пропущенные через эквалайзер с легкими линейными искажениями, неремикшированные треки именно этого релиза серии очень хороши для посвящения в жанр. Особенно, богатая медью композиция “A Helluva Town” Рассела и экспрессивно-женственная “Attica Blues” состава Арчи Шеппа.
Jack Johnson and Friends “Curious George” (жанр: фолк) Реквизиты диска: время 40’16”, фирма Brushfire / Universal-Россия Бен Харпер сегодня - не только продолжатель дела хорошего балладиста Рэнди Ньюмана, но и "в каждой бочке затычка", особенно когда дело касается саундтреков, где хорошо платят артистам клубно-культовой категории. В данном проекте Харпер вдохновляет, направляет и обогащает менее опытного Джека Джонсона. Остальные "друзья" не в счет. Альбом получился что называется "никакой", ни рыба - ни мясо, то есть именно то, что востребовано на экране, дабы не перевешивать, а дополнять действо. По всей видимости, с точки зрения сценария, производства и актерских работ, фильм - очередная модная "пустышка". Тем не менее, легкий традиционный облик "сингера-сонграйтера" с его обезличенными песенками нашли применение на рынке потребления в виде "сезонной" семейной и детско-подростковой музыки. Одна песня попала в чарты. Как однако обмельчал Юниверсал!
Rolling Stones "Flowers" (жанр: переиздание рок-архива) Реквизиты диска: время 37’20”, импорт фирмы Abkco Японское издание в картонной упаковке точно копирует дизайн и оформление оригинального винила и тем самым обречено на спрос. "Стеклянно-оловянная" аналитичность 24-битных (а фактически битстримных!) DSD-записей сведена к минимуму, если не к нулю. То, что остается после такого жесткого фильтра - просто и бесхитростно заносится на диск. Как только инженеры освободились от этой "обузы", им (и самой музыке) стало легче. Напомним: часть бунтарского имиджа The Rolling Stones составлял микс, намеренно "ватный" и кашеобразный (в отличие от "грамотного" разборчивого), и именно так всегда и звучала "Let's Spend The Night Togetheт". Здесь ее рояльные "тюканья" узнаваемо "жирны" и давят прочий аранжемент. За исключением еще более жирного вокала молодого Мика. О вложении членской карточки-купона клуба группы я и не говорю. Пусть говорит за меня лозунг, вывешенный на Горбушке: "День твой последний приходит, пират!"
Shirelles “Greatest Hits” (жанр: традиционный поп) Реквизиты диска: время 57’20”, импорт фирмы Repertoire Черная девичья вокальная группа уступила рынок коллегам из Supremes, Sonny & Cher и даже Тине и Айку Тернерам. Группу подвело излишнее старание, когда академизм напрочь задавил индивидуальность. Прослушивание этой мощной подборки-ретроспективы показывает, как явно состав нуждался в лид-вокалистке с более характерным вокалом. Впрочем, в 60-х годах критерии успеха были иными, и группы "искали ключ" не там, где обронили его. Группа сделала, пожалуй, самую скучную версию "Baby It's You", а больше всего преуспела на "Please Mr.Postman". Но за пределами "битловатого" репертуара "ширелки" абсолютно утрачивали чувство реальности и причастности к поп-музыке. Чем больше пытаешься вслушаться в их песенки, тем больше понимаешь: их погубило то же, что The Platters. Как все черные группы, они мнили себя "не хуже" белых и пытались обойти тех по части "ду-ап" (doo-op). Когда из разряда моды "подвывание" перешло в разряд узкого профессионализма (The Persuasions!), "Ширелз" уже выдохлись и растворились в бизнесе бесследно.
Blackmore’s Night "The Village Lanterne" (жанр: поп/фолк) Реквизиты диска: время 1:00’52”, импорт фирмы SPV Блэкмор продолжает находить свое удовлетворение в лоно Кэндис Найт, а та держит его "на коротком поводке" (примерно как Запад - Россию) в строго "ограниченном" электро-гитарном формате. Это понятно: на паритетных началах и в свободной форме музыкального выражения Ричи, со всей его ленью и дамским угодничеством, не оставил бы златокудрой чаровнице и шанса. По этой причине Кэндис, как само-провозглашенному художественному руководителю, необходимо во-первых держать большой антураж (от техников и декораторов до музыкантов) и во-вторых создавать видимость динамики и генезиса этой своей сомнамбулы. Она отлично пользуется конъюнктурой и на сей раз перенесла "центр тяжести" из немецкой бюргерской провинции в поля и дубравы Южной Англии, где "живо предание". Интересно, что переправа с берегов барокко да на фолк-кельтику ("Streets Of London") выполнена без даже "смены лошадей". На данном диске все столь же одинаково, как на прежних. Если не больше.
Eric Burdon "Soul Of A Man" (жанр: тяжелый блюз) Реквизиты диска: время 1:00’50”, фирма SPV / Союз Экс-анималист окончательно порвал с тяжелой балладой и органными аранжировками типа бесссмертного шедевра "House Of The Rising Sun". Он также порвал с позитивным экспериментально-исследовательсккм андеграундом ("Sky Pilot") и обрек себя на ординарный предсказуемый блюз. Весь альбом представляет собой последовательность однотипных "квадратов", и невольно припоминается дурная новинка DVD, фильм "The Cube". Конечно, под релиз подведена база - "артист искал талантливое неизученное наследие в глубинке Америки" и прочее, но фактически перед нами типичный filler, благозвучный альбом "для порядка" и "чтоб не забывали". Надо также признать, что во всех отношениях отечественная лицензия очень хороша. Тем не менее, объективно эта новинка проигрывает другой: "греческому" альбому "Athens Traffic Lights" (аудио + DVD), чей твердый "книжный" переплет и богатый дизайн призваны однако замаскировать все тот же слишком очевидный факт. Бердон не нашел себя в новой структуре рынка и отказался претендовать на место лидера, что оказывается совершенно необходимо для выживания в рок-музыке вообще. Пример - хотя бы Джони Халидей.
Chris Botti "To Love Again" (жанр: джаз) Реквизиты диска: время 58’43”, фирмa SonyBMG-Россия Sony Music принялась разрабатывать эту новую "джаз-звезду" с той же одержимостью, с какой она отмела маркетинг The Byrds и Боба Дилана на зарубежных рынках. А напрасно! У последних есть первоклассный материал и вкусный стиль, у Ботти же нет ни того, ни другого. Он берет плохие композиции и делает их хуже, чем это кажется возможным. Хуже - значит, мрачнее, тоскливее, заунывнее, суицидальнее. Он приглашает таких же вокалистов - прежде всего, Стинга. По форме альбом - дуэтный, но новая (для артиста) форма не меняет содержания. Если вы слышали прежние композиции Ботти, вы не откроете ничего особенного в новых. Монотонный поп-стандарт "I’ll Be Seeing You" во все времена спасало романтичное исполнение, здесь же он лишен всех драпировок и предстал тоскливым. Удивительно, что то же самое Ботти и его напарник Мишель Бабле сотворили с "Let There Be Love". Единственное, в чем Ботти преуспел - это доказательство, что на трубе трудно быть изобретательным, если ты не Майлс Дейвис. Гораздо легче быть "еще одним" Колтрейном.
Lemon "Lemon With A Twist" (жанр: поп-пародия) Реквизиты диска: время 43’40”, фирмa Freshly Squeezed / Союз Бесшабашная группа кросс-культурных джазменов, которые неравнодушны к бразильским фестивалям и к стилю калипсо - вот что можно заключить об этом составе, если пару лет назад вы уже слышали их многообещающий и неортодоксальный дебют на лицензионном диске. "Won’t You Join Me For A Drink?" благополучно продолжает мотив, тему и имидж (скучающей, капризной и сумасбродной светской львицы), начало которым положено еще тогда. В дополнение, тут имеем немного стиля "серф" (кусачая неподзвученная и простенькая гитара) и совсем не имеем стилей "ска" и "регге" (электро-попсовая стилизация карибской музыки), которыми декадентские группы явно злоупотребили. Можно не согласиться с муссированием образа лимона, так как стакан спрайта освежит получше этой музыки, но в общем альбом - отличное пополнение коллекции ценителя каталога Irma Records (экспериментальный джаз). "Неценитель" найдет здесь желанное разнообразие, а студийный профессионал - нетривиальное звучание и ходы.
Electrelane "Axes" (жанр: грандж) Реквизиты диска: время 59’31”, фирмa Beggars / Союз Группа, которая в момент написания рецензии собирается дать концерт в Москве, считается женской, хотя аннотация именует каких-то мужчин. Ее отличает массивный и несколько удаленная "стена звука" в стиле Фила Спектора, хотя никакой эпики вроде "Unchained Melody" не преподносится. Группа "сфабриковала" некий искуственный стиль, который заключается в сплетении и чередовании 3 совсем разных партий: рок-н-ролльного рояля, тяжелого гитарного риффа, фолклорного 2-голосого вокала. Непонятен адресат этого релиза: слишком поверхностно для любого культового и серьезного восприятия, слишком вычурно для коммерции, слишком заданно для джаза, слишком акустично для электропопа. Группа ошибочно полагает, что она оригинальна в таком всеобщем неприятии.
El Presidente (жанр: рок-пародия) Реквизиты диска: время 44’24”, фирмa SonyBMG-Россия Гари Глиттер, T Rex, Mud, Slade - сразу несколько победоносных формул "золотой эры" поп-музыки. Вокальные тембры слились в одном составе, на одном диске. Если по вашему мнению вся музыка началась с 2000 года, то и здесь приведем аналоги: Bodyrockers, Electric Six. Сопоставления не столь важны, коль скоро группа, взявшаяся из ниоткуда, столь убедительна, самодостаточна и технична. Группа явно не выстроена по сэмплам, чужим или своим. Она явно может точно так же "живьем", и ее приезда стоит дожидаться и даже требовать. В крупных сетевых ресурсах информации о группе и диске нет, аннотация издателя в лучшем случае беспомощна, в худшем - дезориентация (как всегда с нашими горе-рецензентами). В частности, от Beach Boys здесь нет ничегошеньки, просто "рецензент" решил блеснуть эрудицией и не мог выразить свое "дежа вю".
Etta James "All The Way" (жанр: джаз) Реквизиты диска: время 51’37”, фирмa SonyBMG-Россия Этта Джеймс, к сожалению или преднамеренно, производит впечатление усталой "мадам Бровкиной", которая еще держится на большой эстраде. Примерно то же отсутствие мотивации и пустота отмечали последние "стилистические" релизы Рода Стюарта. С тем же чувством опустошенности можно сегодня пересматривать "Клуб Коттон" Копполы. Хиты звезд эстрады разных эпох ("Imagine", "It’s A Man’s Man’s World", "Purple Rain") звучат выхолощенно и словно с грамофонных пластинок, которые пытаются озвучить на подчеркнуто "аскетичном" Hi-End-проигрывателе и системе. Если на то пошло, Этта всегда была склонна к типажу "отфильтрованной" Эллы Фитцжеральд. Элла минус эмоции равняется Этта. На этой эстетике специализируются целые лейблы. Зачем? Очевидно, такова "ортодоксальная" ветвь современного джаза, который с одной стороны уходит в техничное проработанное звучание и звукоизвлечение, с другой - претендует тем самым на аудиофильский и эталонный статус. Этим артистам чуждо понятие "грязь".
Chris Jagger’s Atcha! "Act Of Faith" (жанр: фолк-рок) Реквизиты диска: время 55’12”, фирмa Atcha! / Союз Брат Мика (лидера The Rolling Stones) мудро придерживается сермяжного фолклора. Это позволяет ему не пускаться в заведомо проигранную гонку на коммерческой ниве и вместе с тем козырять родством. Не говоря уже о наследственных и родственных талантах. Нет слов, на этом альбоме Крис Джеггер хорош. Он демонстрирует и бешеную пальцевую технику, и красивую композицию, и изобретательную аранжировку, и даже конъюнктурную политику. Вряд ли иначе к нему подключился бы Мик Джеггер со товарищи. Альбом значительно превосходнее прежних "Атчей". Кстати, и название состава гулбокомысленное: "да" на разных индуистских языках. Можно дать гарантию: после этого альбома вы на милю не подойдете к Цезарии Эворе.
Roy Orbison "The very best Of" (жанр: поп-истэблишмент) Реквизиты диска: время 1:10’26”, импорт фирмы SonyBMG Если не считать коронную "Pretty Woman", то Орбисон создал еще одну незабываемую версию: "I Drove All Night". Гитарист он был никакой, вокалист - нераскрывшийся, и уникальная мелодия в данном случае спровоцировала его голос на редкостные эскапады и экскурсии. "Unchained Melody" удалась ему гораздо хуже, что тоже характеризовало Орбисона как весьма закомплексованного и потому вторичного артиста. Если видео почти невозможно смотреть без зевоты, то аудио-сборник хотя бы адекватен для коллекционера раннего рок-н-ролла, который уже собрал Дейва Эдмундса и Билли Фьюри. Один из многочисленных и стандартных сборников артиста может осесть в коллекции при одном условии: у вас еще нет Орбисона и вы очень хотите.
Pink "I’m Not Dead" (жанр: поп) Реквизиты диска: время 58’05”, фирмa Laface / SonyBMG-Россия Свежий альбом единственной рок-певицы в современном поп-пантеоне Запада, как всегда, неплох. С ней поют фольклористки Indigo Girls, что придает альбому разнообразие и охлаждает пыл. В целом же это песни, сделанные на совесть и с той же самоотдачей, что и у Робби Вильямса. Пинк начисто лишена "хип-хопа" и "ню ритм-н-блюза". Иногда даже кажется, что она строго цензурует себя, продюсера, состав. Характерно, что она охотнее и свободнее уходит в "power pop" стилистику, когда того требует ход композиции. Но никогда - в "фабричные" виляния голосом, в так называемый тирольско-ирландский "йодел". То, что она не делает, важнее того, что делает. Тем более, когда речь идет об отечественном приоритете в политике большого концерна. В принципе, как таковая, Пинк значительно важнее и целесообразнее в роли идола или "иконы" поп-музыки, чем, скажем, Мадонна или Шакира. Хотя бы потому уже, что она не позволяет себе сэмплирование риффа Abba/Man For The Midnight. Напротив, ее вокальный диапазон значительно превосходит "Аббовский".
Frank Zappa "Zappa In New York" 2СD (жанр: авангард) Реквизиты диска: время 53’51”+48’04”, импорт фирмы Videoarts-Japan / Ryco Заппа в Нью-Йорке - один из многих "концертников" покойного отца рок-авангарда, записанных в плодотворную пору 60-х и 70-х годов, когда Заппа открывал, привлекал и раскрывал таланты. Здесь, в 1977 году настала очередь братьев Бреккер, которые ныне превратились в столпов респектабельного джаз-рока. Брекеры однако - самые малоинтересные участники этого действа, в котором второй диск занимают исключительно пространные импровизации. Любопытно, что тираж изготовлен в Японии по заказу "интеллектуально нацеленной" компании Ryco Disk и несет не только первоклассный насыщенный джаз, но и аудиофильское качество так называемого "прямого тракта" записи. Иными словами, никаких студийных овердабов или иной работы с концертным звуком. Лучшие аналоговые концерты всегда прославляли аналог. Так и ныне - в формате так называемого "мини-винила", то есть CD-издания с особым консервативно выдержанным мастерингом. Это отчетливый разборчивый и яркий, сочный звук с "закругленными", но "стелящимися" низкооктавными инструментами. Диски вложены в "хрустящий" полиэтиленовый "мини-конвертик. Вот бы еще и цветную пластмассу...