Высокотехнологичная отрасль – та часть реальности, относительно которой споры ученых о роли личности в ходе мировой истории совершенно бессмысленны.
В социально-политическом пласте совершенно обоснован вопрос о том, что направляет планомерное историческое развитие: несокрушимые силы самодостаточной истории или кучка великих одиночек. Но если проследить 70 лет бурного развития «высоких» технологий, которые из фантастических мечтаний романтически настроенных учёных превратились в существующую по собственным законам вселенную, радикально изменившую человеческий быт и мышление, то исторические выводы будут полностью однозначными.
Современный мир технологий – как компьютерных, так и, собственно, мобильных – развивается, подчиняясь своей внутренней энергии, но развитие это происходит поступательно, в ритме управляемых скачков. И скачки эти осуществляют не метафизические исторические силы, а стоящие у руля прогресса личности, каким-то чудесным образом умеющие то ли предвидеть развитие на годы вперед, то ли самостоятельно подстраивать будущее под свои нужды.
Эти две сверхспособности – все равно что две стороны Силы: каждая из них притягивает своих адептов, которые собственным, неповторимым способом добиваются успеха. Выяснять, какое искусство плавания в будущем совершеннее – все равно, что пытаться завершить вечную битву Инь и Ян в пользу одной из сторон.
Два «кита» IT-отрасли
Считается, что индустрия персональных компьютеров в настоящее время поделена главным образом между двумя гениями-демиургами, в равной степени определившими ее нынешний облик, – Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом. История из взаимоотношений, в разные периоды варьировавшихся от лютой ненависти до взаимовыгодного партнерства, сильно запутана и полна белых пятен, однако оба великих компьютерных деятеля олицетворяют две противодействующие структуры.
Президент Microsoft обычно воспринимается как некий корпоративный монстр, наживающийся на несчастьях сотен миллионов пользователей, буквально каждый день стонущих от постоянных «глюков» программных продуктов его фирмы. Билла принято обвинять в бестактной конкурентной борьбе, политике приоритета маркетингового труда над программистским, отсутствии нормального вкуса и едва ли не воровстве чужих идей. В итоге фигура Гейтса превращается в подобие сморщенного желтого буржуя, а в вину ему вменяется доведение компьютерной индустрии до тупика.
В то же время даже среди тех, кто не входит в число агрессивно настроенных фанатов Apple, мсье Джобс пользуется репутацией бескомпромиссного гения, для которого прибыли значат куда меньше общечеловеческих достижений (косвенный показатель этого – символическая зарплата в 1 доллар, с которой Стив попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый низкооплачиваемый руководитель высшего звена, что, впрочем, не сильно сказывается на его реальном благосостоянии).
Хамелеон по жизни. Детство, отрочество, юность.
Хамелеон по жизни
Джобс олицетворяет истинно творческий подход к бизнесу и проектированию, ему приписывают таланты, сопоставимые с даром Леонардо да Винчи, а его проекты воспеваются как грандиозные устремления, которые в кратчайшие сроки приведут компьютерный мир к блаженному светлому будущему. Вместе с тем как-то остается без внимания «темная» сторона Джобса: тесно работавшие с ним люди наряду с несомненными достоинствами отмечают его вспыльчивость, излишнюю самоуверенность, неспособность слушать других и не самые блестящие управленческие способности.
Фото: Apple Inc.
Более того, при ближайшем рассмотрении глава Apple, которого считают чуть ли не главным альтруистом компьютерного сообщества, на поверку оказывается точно такой же акулой капитализма, расчетливым дельцом, который может и исподтишка конкурента, и задавить мощным прессом своей отлаженной машины еще не прочно стоящих на ногах молодых соперников, и умело позаимствовать самые перспективные идеи, не поделившись с их авторами ни центом.
Однако даже беглого взгляда на его биографию достаточно, чтобы понять, что этот противоречивый и чертовски обаятельный человек наделен не только завидной целеустремленностью и, как принято говорить, богатым внутренним миром, но и какой-то иррациональной, всесокрушающей энергией, которая всегда помогала ему находить эффективные решения, даже в самых бесперспективных случаях.
Детство. Отрочество. Юность
Хорошим происхождением, которое сильно помогает на начальных этапах карьеры, Джобс похвастаться не может. Он родился в Сан-Франциско в 1955 году. Его мать, Джоанна Кэрол Шибле, родившая первенца от американца сирийского происхождения, некоего Абдулфаттаха Джона Джандали, с которым на тот момент не состояла в официальном браке, через неделю после рождения отдала ребёнка на усыновление. Молодой женщине нужно было поступать в аспирантуру… Впоследствии Абдулфаттах стал профессором политологии, биологические родители будущего компьютерного магната поженились и у них родилась дочь Мона, ныне – писательница Мона Симпсон. Но в результате этот брак окончился разводом.
Приёмные родители – Пол и Клара Джобсы – дали мальчику имя Стивен Пол Джобс. Будущий компьютерный гений никогда особенно не комплексовал по поводу безродного происхождения – однако проявил себя примерным семьянином: Стив считает и называет своими единственными родителями Пола и Клару. Таким образом, детство Стива прошло в Калифорнии, в Маунтин Вью, где жила чета Джобсов. В школьные годы, проведенные в городке Купертино (ставшем впоследствии местом расположения штаб-квартиры Apple), Стив предпочитал направлять свою неуемную энергию не на нужды учебы, а не эксцентричные выходки и оригинальные задумки.
Так, в 12 лет он решил собрать индикатор частоты электрического тока. Столкнувшись с нехваткой редких деталей, Джобс попросил помощи у Уильяма Хьюлетта – основателя известной компании Hewlett-Packard и фактически дедушки компьютерного бизнеса. Своим энтузиазмом Джобс так впечатлил Хьюлетта, что получил не только необходимые детали, но и летнюю работу в HP. И по сей день, читая заметки о тех временах, приходишь в восторг, вспоминая, что было время, когда с гигантами компьютерной индустрии мог на равных общаться 12-летний мальчик.
В 1972 году Стив Джобс поступает в престижный колледж Reed, но, проучившись там всего семестр, бросает учебу и ударяется в творческие поиски. В недавней пламенной речи, произнесенной перед выпускниками Стэнфордского университета, Джобс заявил, что уход из колледжа был лучшим решением за всю его жизнь. «Я не знал, что я хочу делать в своей жизни, и не понимал, как колледж поможет мне это осознать», – сказал Джобс. Отчисление из колледжа, хотя и обрекло его на полуголодное существование и сомнительные перспективы, помогло Стиву почувствовать свободу и заняться тем, что впоследствии станет его любимым делом.
Правда, Джобс все же продолжал ходить на некоторые спецкурсы. В частности, он записался на курсы каллиграфии, где впервые узнал о красоте шрифтов и ее источниках. «Если бы я не записался на тот курс в колледже, у «Мака» никогда бы не было нескольких гарнитур и пропорциональных шрифтов… и у компьютеров не было бы такой изумительной типографики, как сейчас», – не без удовольствия отмечает Джобс.
Каллиграфия была не единственной наукой в новом, импровизированном, образовании Джобса. Остальными составляющими стали увлечение индийской культурой, практика медитации и эксперименты с как раз вошедшим тогда в моду LSD.
Зрелость. Расцвет «яблочного сада». Война «верхов»
Зрелость
Неизвестно доподлинно, в какой степени опыты с расширением сознания способствовали появлению на свет его будущих изобретений, но образ будущего хиппи-шестидесятника надолго закрепился за Джобсом. Взбалмошным анархистом в рваных джинсах запомнят его первые сотрудники будущей Apple inc. Даже сейчас, уже остепенившись и обретя естественное для более чем 50-летнего возраста непоколебимое душевное равновесие, Джобс любит создавать на своих театрализованных презентациях неформальную обстановку, выступая не в подобающем человеку его статуса дорогом костюме, а в джинсах и элегантной черной водолазке.
Обретя желанную свободу, Джобс все больше времени проводил с лучшим другом Стивом Возняком, с которым познакомился еще в школе. Тёзка Джобса, будучи удивительно талантливым инженером, вынашивал мечту: построить собственный компьютер, доступный и легкий в обращении (это при том, что концепции персонального компьютера тогда разве что витала в воздухе). Многообещающий проект Возняка отвергли как в Hewlett-Packard, где он работал инженером, так и в Atari, куда Джобс после ухода из колледжа устроился дизайнером видеоигры.
Замысел безымянного еще компьютера так и остался бы нереализованным, если бы Джобс, едва скопив достаточно денег, не уехал скитаться по Индии. Вернувшись оттуда с нужным уровнем внутреннего света, он убедил Возняка бросить работу в HP и сосредоточиться на реализации амбициозного проекта.
Расцвет «яблочного сада»
Образовавшаяся 1 апреля 1976 года компания Apple Computer inc., незамысловато озаглавленная в честь фрукта, который радует своими яркими цветами и насыщенным вкусом, а также любит падать на головы зазевавшимся гениальным ученым, свободно располагалась в гараже отца Джобса. Первый логотип компании, изображающий взаимодействие двух тел – Исаака Ньютона и летящего яблока, – был нарисован третьим и последним на тот момент участником артели, работавшим вместе с Джобсом в «Атари» Роном Уэйном. Более привычный логотип Apple – цветное яблоко – был разработан также Роном Уэйном. Кстати, одна из версий, почему компанию решили назвать Apple, такова: на тот момент главным конкурентом была Atari, a слово Apple по алфавиту вставало перед именем конкурента в различных каталогах и справочниках. Вот так, романтика – романтикой, но трезвый прагматизм присутствовал в деятельности Apple всегда.
Первый логотип Apple Computer
День и ночь в гараже кипела работа: друзья вручную собирали компьютер, ставший средоточием всех их надежд. Готовый прототип был продемонстрирован владельцу одного из первых в мире компьютерных магазинов Byte Shop Полу Террелу. Харизма и незаурядные актерские способности помогли Джобсу произвести на клиента необходимое впечатление, и Apple получила свой первый заказ.
Молодые дарования Стив Джобс (слева) и Стив Возняк (справа)
Чтобы собрать за месяц полсотни компьютеров, Возняку пришлось продать свой обожаемый научный калькулятор IBM, а Джобсу – расстаться с собственным микроавтобусом. Однако игра стоила свеч: ручной работы компьютеры Apple I в деревянных корпусах разошлись как горячие пирожки по розничной цене в 666 долларов 66 центов (сказалась любовь Джобса к эффектным выходкам). За последующие 10 месяцев было собрано и продано более 200 Apple I.
Тот самый легендарный Apple I
Окрыленные успехом, два Стива при поддержке постепенно увеличивавшегося персонала приступили к проектированию следующего компьютера. Apple II, впервые явивший миру цветную графику на потребительском компьютере, был обречен на феноменальный успех: за все 18 лет, что с минимальными модификациями выпускалась модель-долгожитель, было продано несколько миллионов экземпляров. Такой успех не скоро получится превзойти: следующая модель Apple III из-за проблем с комплектующими и маркетинговых просчетов продавалась со скрипом.
И все же настоящим триумфом стало появление в продаже компьютеров Apple Macintosh, отличавшихся скромной (по сравнению с амбициозной моделью Lisa, стоившей около 10 тысяч долларов) ценой и предлагавшим пользователям полноценный графический интерфейс, в котором не нужно набирать сложносокращенные команды на клавиатуре – достаточно водить мышкой (кстати, еще одно новшество) по столу и щелкать по символизирующим программы и файлы иконкам.
Apple Lisa I
Apple Lisa II
Слева направо: Стив Джобс, Рон Уэйн, Стив Возняк и их детище на переднем плане
Подкрепленные феноменальной рекламной компанией (показанный лишь единожды, во время финала кубка Super Bowl, рекламный ролик «1984 won’t be like 1984» со спортсменкой, метающей молот в экран с Большим Братом, вошел, без преувеличения, во все учебники по рекламе), продажи превзошли все самые смелые ожидания.
Война «верхов»
Ирония судьбы состоит в том, что триумфальный Macintosh стал одновременно началом заката – как тогда казалось – эпохи Джобса в Apple. Джобс мало-помалу разругался со всеми руководителями Apple, к тому времени разросшейся до масштабов гигантской корпорации. Тем казалось, что со своим «Маком» Джобс бежит впереди паровоза и, концентрируясь на домашних пользователях, игнорирует лакомый корпоративный рынок. Да и тираническая политика Джобса, не допускавшего ни малейшего несогласия с его позицией, настраивала окружение Стива против него.
Апофеозом падения стал день, когда управляющий Apple Джон Скалли (которого Джобс сам некогда заманил в компанию) при поддержке совета директоров уволил из компании отца-основателя (вообще, если честно, парадокс какой-то получается!).
Apple без Джобса. Джобс без Apple. Мастер на все руки
Apple без Джобса
В течение десятка с лишним лет, последовавших после ухода Стива, в Apple сменилось три руководителя – Скалли, Спиндлер и Амелио.
Во второй половине 80-х Apple продолжала триумфальное шествие с выигрышными платформами Apple II – доступным и расширяемым домашним компьютером и Apple Macintosh, рассчитанным на профессионалов. Эти платформы, к слову были несовместимы. Но уже к концу восьмидесятых компания под руководством Джона Скалли стала ощущать серьёзнейшее конкурентное давление со стороны платформы IBM PC и её клонов, неумолимо заполняющих рынок. А Apple продолжала продавать обе линейки компьютеров, ориентируя их на разные сегменты рынка: Macintosh продавался по большей части работникам науки и студентам колледжей, а Apple II предназначался домашним пользователям и школам. До конца 80-х компания представила Apple IIc, компактную версию Apple II, и Apple IIgs.
Оригинальный Apple II
Apple IIgs
Apple III
Параллельно расширялась и линейка Mac, которая стала играть более серьёзную роль в структуре продаж корпорации. В рамках семейства Mac были выпущены Mac Plus (в 1986-м), Mac SE, Mac II (1987), Mac Classic и Mac LC (1990). Apple предприняла попытки создать и портативные компьютеры – ими стали Macintosh Portable, выпущенный в 1989 году и ставший провальным по продажам, а после – более успешный PowerBook 1991-го года, который и стал прототипом эргономики всех современных ноутбуков. 1989 - 1991 годы были успешными для Apple, и назывались «первым золотым веком» Macintosh.
Macintosh SE
Macintosh Portable
Однако ничто не бывает вечно, как и не мог быть постоянным успех платформ Apple. Если в конце 80-х самыми страшными конкурентами компании с точки зрения технологии были платформы Amiga и Atari ST, в начале 90-х компьютеры, основанных на архитектуре IBM PC превзошли по популярности всех троих. А после выхода операционной системы Windows 3.0 архитектура PC окончательно победила Apple на конкурентном поле.
В ответ «яблочники» выпустили целый ряд машин: линейка Macintosh была расширена моделями Quadra, Centris и Performa. Но успеха на рынке не последовало. Модели имели много вариаций, но, по сути, мало чем отличались друг от друга. Такое обилие вариантов смущало пользователей. Репутация Apple как компании, предлагающей понятные решения, была подорвана. А за этим последовало неизбежное снижение продаж и финансовые потери.
В попытках укрепить положение на рынке, в 1994 году Apple удивила мир альянсом… со своим давним конкурентом – IBM. Идея сотрудничества двух столпов компьютерного мира состояла в создании революционной платформы, известной как PReP, в которой бы аппаратное обеспечение IBM и Motorola объединялось с ПО от Apple. Проект PReP, по расчётам Apple, со временем должен был похоронить платформу PC и нанести роковой удар Microsoft, которую компания считала настоящим врагом. Первым шагом в реализации идеологии PReP стал выпуск Apple Power Macintosh. В 1994 году была выпущена целая линейка новых компьютеров, в которых были использованы процессоры IBM PowerPC. Эти RISC-процессоры существенно отличались от серии Motorola 680X0, использованной в предыдущих «Маках». Специально для PowerPC была переписана часть программного обеспечения Apple.
Ещё одним направлением деятельности Apple в начале 90-х годов было создания портативных электронных устройств. В 1993 году выпущен Newton, один из первых КПК. Несмотря на коммерческую неудачу проекта, Newton заложил основы современных карманных портативных компьютеров, таких как Palm Pilot и Palm PC.
Apple Newton
Хотя разработки Apple и были весьма прогрессивны, а технологические инициативы – многообещающи, рынок был потерян. Отсутствие хорошей маркетинговой политики привело к тому, что компьютеры Apple перестали восприниматься как простое и доступное решение для всех, напротив, широкие массы пользователей стали относиться к продукции компании из Купертино как к компьютерам для избранных эстетов… Пользователи предпочли модульную идеологию PC – по принципу «просто и сердито». К середине 90-х Apple несла на себя груз больших организационных и финансовых проблем. В результате, компания «вернулась к истокам» - к руководству вновь был призван Стив Джобс. Но об этом – чуть позже.
Джобс без Apple
Уйдя из Apple, Джобс не сломался. Он основательно пересмотрел свои ценности и решил начать все с чистого листа. Основанная им компания NeXT специализировалась на разработке ПО и «железа» для нужд образования, науки и новых технологий. Но, к сожалению (или к счастью?), NeXT не суждено было покорить компьютерный рынок, однако компанией были созданы многие важные разработки, сыгравшие важную роль в дальнейшем развитии отрасли.
По сути, NeXT предлагала новую концепцию компьютеров – более удобных и производительных, за счёт использования, в частности, RISC-процессоров Motorola и других производителей и собственной новаторской операционной системы NeXTStep/OpenStep. Например, один из компьютеров, созданных NeXT был использован в 1991 году небезызвестным Тимом Бернерсом-Ли в знаменитом CERN в качестве… первого в мире web-сервера! И на этом же компьютере Бернерс-Ли создал первый web-браузер – таким образом, NeXT фактически стояла у истоков той WWW, которую мы каждый день используем сейчас. Также, в начале 90-х Джон Кармак создал на компьютере NeXTcube две ставшие впоследствии мегакультовыми компьютерные игры –Wolfenstein 3D и Doom. А несколькими годами позже элементы ОС NeXTStep/OpenStep нашли свое дальнейшее развитие… в новой версии MacOS!
В 1996 году Apple, которая за десятилетие без Джобса дошла почти до банкротства и переживала одну кадровую лихорадку за другой, купила NeXT с потрохами за 402 млн. долларов., и совет директоров предложил Джобсу снова возглавить компанию. Таким образом с 1997 года основатель Apple возглавил новый этап жизни своей фирмы.
Мастер на все руки
Однако отойдём немного от Apple и расскажем о разносторонних интересах Стива Джобса. Которые позволили ему не только стать мультимиллионером, но и вести ощутимый вклад киноиндустрию, навсегда объединив её с компьютерной отраслью.
В 1986 году, спустя какое-то время после того, как Джобса фактически выжило новое руководство из основанной им же Apple Computer, на тот момент тридцатилетний Стив приобрел за $10 миллионов активы подразделения Lucasfilm. Тогда Pixar, а именно так называлась небольшая компания, купленная Джобсом, не только занималась спецэффектами для кинофильмов, но и вынуждена была делать аппаратное обеспечение для производства этих самых спецэффектов.
Стив Джобс в первые годы смог даже продать несколько таких суперкомпьютеров (по некоторым данным каждый стоил около $120 тысяч) в структуры, далекие от киноиндустрии, – среди заказчиков были департамент, занимающийся анализом спутниковых данных, и геологоразведочная фирма. Но эти и другие небольшие заказы не позволили сделать компанию прибыльной, она едва сводила концы с концами, и поговаривают, что Джобсу пришлось вложить в ее развитие в первые три года почти $50 миллионов собственных денег.
Но уже в 1988-м к Pixar пришел первый успех – «Оскар» за анимационную короткометражку (многие, наверное, помнят прыгающую настольную лампу). Это необычайно заинтересовало Голливуд, и в 1991-м Pixar подписывает первый контракт с Walt Disney на создание трех полнометражных мультфильмов. Первый же из них под названием Toy Story («История игрушек») вышел в 1995-м и фактически открыл новую технику киноискусства – полностью смоделированный и созданный на компьютере анимационный фильм.
Успех первого детища Pixar был грандиозным – фильм собрал 350 млн. долл. Не всякий голливудский блокбастер с суперзвездами и сверхталантливыми продюсерами и режиссером мог похвастаться такими финансовыми показателями. Тогда же, воспользовавшись столь благоприятной ситуацией, Pixar стала публичной компанией и выпустила акции на бирже, в результате чего Джобс стал миллиардером. Да-да, именно Pixar, а не Apple принесла основной капитал Стиву Джобсу.
Вслед за Toy Story вышли A Bugs Life («Жизнь насекомых» ), Monsters Inc. («Корпорация монстров»), Finding Nemo («В поисках Немо») и The Incredibles («Суперсемейка»). Но это было уже спустя годы, а в 1997-м Джобс вернулся в компанию Apple, а точнее, его фактически призвали спасти этого производителя компьютеров от неминуемого краха.
Вернемся к Pixar, с которой компания Disney заключила долгосрочный договор, финансировала и распространяла ее фильмы на протяжении последних 12 лет. Соглашение закончилось в июне 2006-го после выпуска мультфильма Cars («Тачки»), и задолго до этого времени уже начала циркулировать информация о том, что студия Disney не собирается продлевать контракт, а намерена сама заняться производством подобной продукции, чтобы ни с кем не делить прибыль.
Такие слухи ходили до смены руководства Disney, но после назначения нового исполнительного директора Роберта Игера ситуация явно изменилась, причем радикально. В конце января прошлого года было объявлено о том, что компания Disney приобрела анимационную студию Pixar за $7,4 миллиардов. В итоге Стив Джобс получил в свои руки новые ресурсы и даже рычаги воздействия на одну из мощнейших в мире медиаструктур (выпускающую фильмы, телепрограммы, видеоигры): в результате продажи студии он получил долю 7% в Walt Disney (таким образом, став крупнейшим ее акционером) и вошел в совет директоров.
Реинкарнация гения. Apple Сегодня
Реинкарнация гения
Итак, с 1996 года, вновь заполучив бразды правления Apple – хоть и со званием «временного руководителя», Джобс принялся за работу с удвоенной силой. В 1998 году Джобс волевым решением прекратил в Apple разработку проектов, которые он считал бесперспективными – а именно Newton, Cyberdog и OpenDoc. Стив буквально навёл ужас на коллектив Apple рядом внезапных увольнений сотрудников. Но… Уже в 1998 году общественности был представлен iMac, элегантный компьютер, произведший почти такой же фурор, как и самый первый «Макинтош», и вернувший прибыль компании. Дизайн-бюро, возглавленное талантливейшим Джонатаном Айвом, стало выдавать один шедевр за другим. Чудесный плеер iPod, задуманный как расширение бренда и дополнительный бизнес, достиг феноменальной популярности и близок к тому, чтобы стать главным фетишем десятилетия.
Стив Джобс представляет iMac
Относительно безболезненно произошел переход на новую, во многом новаторскую MacOS X, а в обозримом будущем предстоит еще один революционный переход – на процессоры Intel. И почему-то нет никаких сомнений в том, что этот переход удастся «на ура» благодаря энтузиазму Джобса, порой переходящему в одержимость.
Впрочем, обо всем этом не стоит рассказывать: Apple сейчас регулярно упоминается на первых полосах даже непрофильных изданий. Можно с уверенностью утверждать, что мир «высоких» технологий вновь вошел в эпоху Apple. На «Макинтоши» уже не косятся как на «недокомпьютеры» для безнадежных эстетов: все больше людей выбирает стиль жизни под лозунгом «Think Different!» («Думай иначе» – англ.).
Что интересно, ни Apple без Джобса в своих рядах, ни Джобс за годы разлуки со своей компанией не могли произвести подобного фурора. Поэтому напрашивается вопрос: в чем же дело?.. Ответ – в сочетании несочитаемого.
Apple Сегодня
Сегодня Apple считается одним из столпов компьютерного мира, являясь достаточно успешной компанией. Согласно результатам первого квартала 2007 года, прибыль компании достигла рекордного показателя в $7,1 миллиарда, а чистый доход составил $1 миллиард. В течение отчетного квартала поставки Apple составили 1 606 000 компьютеров Macintosh и 21 066 000 плееров iPod, что продемонстрировало, по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года, 28%-ный рост в сегменте компьютеров Mac и 50%-ный рост в области плееров iPod.
Столь значительного успеха компании удалось добиться за счет продуманной и грамотной политики во всех сферах своей деятельности.
Первое направление – компьютерное: состоит из ноутбуков Macbook и персональных компьютеров iMac, причем последние представляют собой обычный, немного габаритный монитор, в недрах которого и прячутся процессор, материнская плата и все остальные элементы. Они сочетают в себе то, чего так не хватает продуктам многих компаний: стиль, функциональность и некую легенду. Действительно, легенда существует, и не прав тот, кто утверждает обратное. Легенда повествует о «яблочной» истории, секрете успеха и популярности операционной системы Mac OS с ее удобным и красиво оформленным интерфейсом. После него окна Windows кажутся обычными «форточками».
Mac OS – одна из немногих операционок, сумевших не только бросить вызов вездесущей Microsoft, но и оттяпать у нее кусочек рынка (по некоторым данным, от 5,5 до 6,5% – несмотря на малые цифры, это существенная доля). Операционная система Mac OS обладает своим графическим интерфейсом и своим программным обеспечением, все это в корне отличает ее от Windows. Для Mac OS существуют свои программные продукты, не способные работать в «оконной» среде.
При этом стоит отдать должное Стиву Джобсу и Apple. Для Mac OS доступен эмулятор Windows, после установки которого на «маках» можно запускать различные «виндоусовские» программы. С другой стороны, хочется развеять один из мифов о Mac OS: «мол, для нее не пишут вирусов». Это неправда. Вирусы имеются, как есть и критические ошибки в самой операционной системе. Однако их гораздо меньше, чем у основного конкурента, и в силу небольшой распространенности «яблочной» операционки многие хакеры и вирусописатели просто не уделяют ей такого внимания, как Windows. Впрочем, все это причины, а следствие одно – отсутствие огромного числа вирусов и троянов для Mac OS. Стоит отметить и отличнейший предустановленный «файервол».
Что касается стиля, каждый продукт, вышедший из недр Apple, обладает своим запоминающимся внешним обликом, для которого характерна необычность и неповторимость, некая воздушность, недаром же «яблочные» продукты считают эталонными.
Второе направление – это плееры iPod. Во всем мире происходит настоящая «айподизация», одна из главных причин которой – онлайновый магазин музыки, видео и изображений компании Apple – iTunes, ставший откровением и настоящей «иглой» для многих пользователей. iTunes – музыкальное направление, без него iPod был бы просто обычным плеером, а не культовой вещью «всех времен и народов».
iPod четвертого поколения
Появление Apple iPhone позволяет говорить о том, что у компании появился и телефонный бизнес. Сразу после анонса аппарат вызвал настоящую истерию у фанатов, поэтому можно смело и откровенно говорить о его будущей популярности – конечно, если Apple сможет наконец-то наладить свою дистрибьюторскую сеть во всем мире и России в частности.
Джобс представляет iPhone (фото AP/Paul Sacuma)
Apple iPhone
Последнее направление, как нам кажется, многими осталось незамеченным. Это направление можно назвать «мультимедийным домом», причем незаметным оно прошло потому, что оно только делает пробные, немного робкие шаги и его анонс просто затмил iPhone. Речь идет о AppleTV, элементе «умного дома». Приставка становится неким мультимедийным центром управления всех музыкальных треков, фотографий и видеороликов, хранящихся на всех компьютерах в доме (неважно, какую OS они используют).
AppleTV подключается к пяти компьютерам (посредством Wi-Fi-соединения, локальной домашней сети и через обычное USB-подключение) и хранит записанные с них данные в своей памяти на 40 Гбайт, а также может самостоятельно, используя домашнюю интернет-сеть, загружать с iTunes новые мультимедийные данные. Кроме того, приставка может контактировать с телевизором (путем HDMI-связи) и воспроизводить те же фильмы и музыку.
Таким образом, Apple все время демонстрирует что-то новое и интересное. Ведь, собственно, для этого и существует эта компания, которая заставляет нас «думать иначе».