17/04/2007 08:00

Не верьте маркетологам: 21 неудавшаяся технология

Apple Newton

Реклама – двигатель торговли, а особенно в технологической сфере. Если ей верить, то каждый новый продукт, сервис, концепт и даже решение по безопасности – это обязательно Лучшее-что-только-можно-найти. Какие-то из них оправдывают усилия, вложенные в их продвижение, а какие-то с треском проваливаются.

Возьмем, например, вирус Микеланджело – предмет безумства СМИ пятнадцатилетней давности. 6 марта 1992 года вирус должен был быть запущен. Журналисты сошли с ума, пока рассказывали о вирусе, который в течение 1991 года распространился по жестким дискам компьютеров по всему миру и был запрограммирован на уничтожение информации 6 марта – день рождения великого художника.

В действительности же опасность была минимальной. Но ради Микеланджело стоило занести этот провал в список самых больших технологических неудач.

Ниже представлена 21 разрекламированная технология, которая потерпела крах.

О 14 из них нельзя сказать, что они уж совсем никудышние: что-то было достаточно неплохо сделано, но они или опережали свое время, или не полностью оправдали ожидания. А остальные 7 – это конечно полный провал.

Apple Newton

В 1993 году компания Apple анонсировала КПК под названием Newton, и сделала этот так, как только она умеет: умная рекламная кампания, подкрепленная неослабевающими толками в народе. И хотя физические размеры устройства по сегодняшним меркам были просто гигантскими, наладонник обладал множеством функций, например, управлением личной информацией и слотами для внешних носителей информации, которые до сих пор остались важной частью мобильных устройств.

Но тогда с чем связана неудача Newton? Одной из причин было то, что гаджет стал предметом шуток на различных телевизионных шоу, а точнее его механизм распознавания рукописного ввода.

Еще Newton был довольно дорог – около 700 долларов за начальные модели, и более тысячи за продвинутые. Плюс ко всему это устройство было для своего времени слишком революционным.

Но прежде чем уйти со сцены в 1998 году, Newton успел проложить путь для КПК, которые в свою очередь послужили причиной появления смартфонов. В частности, появившийся в 1995 году Palm Pilot, который был меньше и дешевле родоначальника, стал по-настоящему успешным продуктом.

Цифровая аудиокассета, DIVX

Цифровая аудиокассета

Перенесемся в середину восьмидесятых, когда аналоговые кассеты были еще широко распространены. На них слушали и переносили музыку. Они были удобнее старых виниловых пластинок, но, конечно, звучали не так хорошо.

Не было бы ничего удивительного, если бы цифровая кассета (DAT), разработанная Sony и Philips, стала успешно продаваться. Она была цифровой, данные не сжимались, а битрейт был выше, чем у музыкальных компакт-дисков. Кроме того, опросы показали, что некоторые откладывали покупку CD-плееров из-за скорого появления DAT.

Увы, и эту хорошую идею постигла неудача. Во-первых, нужно принимать во внимание то, что имела место война форматов. Компакт-диски, представленные в 1983 году, наконец, начали покупать. Кроме того, звукозаписывающие компании осознали, что DAT станет идеальным решением для пиратов, так как с помощью таких кассет можно делать копии очень высокого качества. В 1992 году в конгрессе США был принят закон под названием Audio Home Recording Act, в котором говорилось о запрете домашнего копирования для кассет DAT. Это были слишком суровые, а кто-то скажет, что и драконовские меры. Закон также предусматривал, что компании-продавцы DAT должны были делать выплаты звукозаписывающим компаниям.

Это препятствие открыло дорогу для компакт-дисков. Формат DAT все-таки выжил и нашел применение в руках профессионалов, но не оправдал целиком возложенных на него надежд.

DIVX

Сегодня – время Netflix и скачиваемых фильмов. Но всему этому предшествовал DIVX (не путайте с видео-кодеком DiVX). Его искра загорелась в конце девяностых, а затем быстро погасла. А идея, рожденная в компании Circuit City, была интересной: вы покупаете фильм на диске DIVX, которым можете пользоваться в течение двух дней. По истечению срока вы вольны выбросить его, отдать обратно, или продлить срок использования.

Цены были конкурентоспособными, сравнимыми с ценами в видеопрокате. Да еще и возвращать носитель было не нужно. Все, что было нужно – это проигрыватель DIVX и диски того же формата, которые продавала в то время компания Circuit City.

Производители оборудования какое-то время развивали этот формат, но с появлением DVD переключились на производство новых плееров. Да и компании, занимающиеся видео, вцепились в DVD руками и ногами, громко заявляя о преимуществах этого формата, называя его «открытым».

Потребители также не отнеслись тепло к такой схеме, боясь, что война форматов обернется для них финансовыми потерями. DVIX прожил недолго: он был анонсирован в 1998 году, а к середине 1999 уже был забыт. Вендоры предлагали компенсацию в 100 долларов тем, кто остался с бесполезным оборудованием. Вот так и осталась в прошлом еще одна технология.

Dot.com, электронные книги

Мыльный пузырь Dot.com

Ах, этот конец девяностых прошлого века! Тогда каждый думал, что интернет его обогатит! Одна за другой открывались интернет-компании и получали денежную поддержку от венчурных компаний. Самые удачливые из них получили популярность и даже увидели, как цены на акции взлетели вверх, а затем, после того, как в 2000 году пузырь лопнул, с грохотом рухнули. Другие не дожили и до этого.

Несмотря на то, что эти компании предлагали разные продукции и услуги, трудно не думать о них как о едином целом.

Если бы нужно было выбрать символ dot.com, то им бы, несомненно, стала реклама Pets.com с куклой из носка, которая транслировали во время проведения Суперкубка в 2000 году в США. Наряду с Pets.com на рынке существовали теперь уже забытые компании LifeMinders, OurBeginning.com и Epidemic.com со своим радостным называнием.

Возможно, директорам компаний лучше было объединиться и основать hibris.com (hibris (англ.) – спесь, надменность). Исполнительного директора компании OurBeginning.com, на рекламу которой было потрачено 5 миллионов долларов, даже процитировали в «BusinessWeek»: «Я считаю себя провидцем». Однако ему не удалось предсказать, что столь крупные вложения в конечном итоге приведут к краху.

Электронные книги

Устройства, читающие электронные книги начали продаваться еще 10 лет назад и совершенствуются до сих пор. Самым последним на рынке появился Sony Reader. Но они так и не получили широкого распространения.

Сама по себе идея довольно привлекательна. Технология электронных книг позволяет загружать множество книг и различных изданий на достаточно небольшое, умещающееся в руке устройство. Позволяя брать все это с собой, например, в поездку. Другим преимуществом электронных книг над бумажными, безусловно, является возможность быстрого поиска.

Несмотря на такие преимущества, электронные книги нуждаются в стандартизации. Количество форматов на сегодняшний день очень велико. В статье Wikipedia об электронных книгах перечислено более двадцати. Не очень-то приятно платить деньги за гаджет, а потом осознавать, что необходимая книга или издание доступно только в том формате, который на этом устройстве не читается.

Более того, сами устройства пока еще не слишком удобны. Одним кажется, что они громоздкие, а другие не могут разобраться, как такие книги работают, третьи же никак не хотят расставаться с бумажными книгами.

IBMjr, интернет-валюта

IBM PCjr

Как и Newton, PCjr от IBM появился раньше времени, но в отличие от «Ньютона» с дизайном у него было плохо.

Релиз PCjr прошел с большой помпой в 1984 году, о нем писали в минимум в двух известных журналах. В IBM надеялись, что PCjr будет воспринят как относительно недорогой аналог IBM PC для дома и школы. Однако в то время в этом сегменте рынка доминировали Apple II и консольные устройства типа Commodore 64.

PCjr был одновременно дорогим и неудобным. Его печально известная «шикарная» клавиатура была беспроводной, но клавиши слишком выпирали из корпуса и были неудобными для таких задач, как, например, слепая печать. Еще одним минусом было то, что компьютер поставлялся без жесткого диска. Вместо этого программы хранились на картриджах, которые нужно было вставлять в переднюю часть корпуса.

Через год после выпуска IBM отозвала PCjr с рынка. После этого компания сделала еще одну попытку выйти на образовательный рынок с PS/1, который, впрочем, постигла та же судьба, что и PCjr.

Интернет-валюта

Вы еще помните Flooz и Beenz? Вполне возможно, что эти два пузыря лопнули из-за своих дурацких названий. Хотя в конце девяностых многочисленные сторонники dot.com считали, что такая валюта принесет успех интернет-комерции.

Идея заключалась в том, что такая «интернет-валюта» не будет привязана к какому-либо определенному государству, а будет использоваться для оплаты только внутри сети. Обе компании развернули большие рекламные кампании, но больше внимания привлекла Вупи Голдберг (Whoopi Goldberg), которая принимала участие в роликах Flooz.

К сожалению, потребители совершенно необъяснимым образом предпочли реальные деньги и кредитные карты. Они не были удовлетворены услугами компании, и в 2001 году она окончательно прекратила свою деятельность. Прежде чем совсем исчезнуть Flooz и Beenz попытались объединиться и в очередной раз доказали, что в интернете один плюс один вполне может оказаться равным нулю.

Irirdium, помощник Боб, Net PC, цифровой офис

Iridium

Вывести на орбиту 66 спутников и объединить их с сотовой сетью для направления звонков в любую точку мира было отличной идеей. В 1998 году открытие этого проекта потрясло мир технологий. В октябре того года журнал «Wired» писал на первой полосе: «Главная особенность Iridium в том, что государственные границы для него не помеха, это показатель того, что Холодная война по-настоящему окончена. Это бизнес 21 века».

Однако доставка спутников «Иридиума» на орбиту  стоила огромных денег, да и большинство абонентов негативно отнеслись к тому, что минута разговора должна была стоить несколько долларов, а телефон по размерам превосходил бы кирпич. Меньше чем через год в том же «Wired» снова написали об этом проекте: «Ввиду того, что за полгода на проект было потрачено более миллиарда долларов, инженерное чудо может постигнуть несчастливая судьба Форда «Эдсель».

В 2000 году компания Iridium Satellite LLC возродилась с надеждой запустить новые спутники и все-таки привлечь партнеров с целью предоставления не только голосовых услуг, но и GPS нового поколения. Время покажет, будет ли новая инкарнация этой идеи успешнее, чем предыдущая.

Помощник Боб

Боб – это графический пользовательский интерфейс, который использовался в Windows 3.11 и был призван сделать Windows понятнее пользователям далеким от техники. Но на деле, этот помощник, выпущенный в 1995 году, был намного более глупым, чем те люди, для которых он предназначался. Многие из них восприняли его как удар по собственным умственным способностям.

Этот интерфейс, выполненный в мультяшном стиле, должен был напоминать собой офис или гостиную, где нужно было выполнять задания скучных персонажей (в Microsoft почему-то упорно продолжают эту традицию и после «смерти» Боба).

Возможно, хуже всего было то, что логотип Боба включал в себя желтый смайл вместо буквы «о». В конечном счете, этот интерфейс перестал существовать, и даже руководители Microsoft согласились с тем, что это был неудачный проект.

Net PC

Net PC – еще один разрекламированный компьютер, ориентированный на домашнее использование, состоящий из экрана, клавиатуры и указывающего устройства.

Он был спроектирован так, чтобы его можно было без проблем перемещать по дому и пользоваться интернетом и электронной почтой в любом его месте.

Самым известным «сетевым ПК» был iOpener, произведенный компанией Netpliance. Его рекламировали во время проведения Суперкубка 2000 года, также как и многие другие неудавшиеся технологии. В продвижении продукта принимала участие корпорация 3Com, а Ларри Эллисон (Larry Ellison) – директор компании Oracle – основал компанию New Internet Computer для развития и продажи таких устройств.

Проблемой Net PC была цена сравнимая с ценой намного более мощного настольного ПК. Зачем покупать устройство с ограниченными возможностями, если за те же деньги можно купить полноценный компьютер? Спустя пару лет рекламы Net PC незаметно ушел в тень.

Цифровой офис

Неизвестно, когда точно появилась эта идея, но в статье газеты «Christian Science Monitor» в номере от 2005 года написано, что впервые этот термин употреблялся в 1966 году в журнале Harvard Business Review в свете появления цифровых носителей.

Полный переход на цифровые носители так и остался несбыточной мечтой, как и предсказания футуристов 50-х годов о том, что компьютеры сократят рабочий день вдвое. В 2002 году Массачусетский институт технологии опубликовал статью под названием «Muth of the Paperless Office», в которой говорится о том, что в некоторых организациях в связи с появлением электронной почты потребление бумаги увеличилось на 40%.

Несомненно, роль бумаги в современном офисе изменилась. Большая часть информации сейчас хранится в цифровом, а не бумажном виде. По данным журнала «Christian Science Monitor» продажи офисной бумаги и правда постепенно снижаются. Но, даже не смотря на то, что уровень потребления бумаги снижается, сегодняшний офис вряд ли обходится совсем без бумаги. Оглядитесь вокруг, вам и правда кажется, что скоро мы откажемся от белых листов?

Технология Push, умная техника, виртуальная реальность

Технология Push

Здесь мы не будем говорить о доставке электронной почты на мобильные устройства, которая стала невероятно популярной во всем мире благодаря  BlackBerry. Речь пойдет о компаниях вроде PointCast Network, которая в 1996 году сопроводила выход своего ПО шквалом рекламных роликов. Упор делался на то, что новости и другая информация могут передаваться на компьютер без участия человека.

Несмотря на это, большинство пользователей не восприняли должным образом эту технологию. А те, кто ей воспользовался, через какое-то время обнаружили, что их компьютер переполнен новостями политики, погоды, спорта и т. п. Очень сложно было отфильтровать нужную информацию. Работодатели в свою очередь были настолько обеспокоены тем, что обилие информации, наводнившей сеть, будет отвлекать работников от дел, что запретили использование этой технологии.

Технология Push не исчезла полностью. Сегодняшние RSS-каналы и e-mail для мобильных, и множество виджетов для настольных ПК – тоже своего рода Push, но при этом уровень контроля и фильтрации информации повысился по сравнению с их предшественниками. Но те первые попытки вывести технологию в массы не увенчались успехом и компании вроде PointCast канули в Лету.

Умная техника

Представьте: холодильник сам знает, когда заканчивается молоко и заказывает его через интернет. Молоко и другие продукты доставляются прямо к вашей двери. Как люди умудрялись все это время жить без таких приборов?

Предположительное появление умной техники широко обсуждалось в прессе и вызвало оживление на торговых шоу за два года до того, как лопнул пузырь dot.com. Идею поддерживали практически все вендоры, занимающиеся техникой и интернет-сервисы доставки товаров. Сети супермаркетов также не остались в стороне. И даже Intel хотела поучаствовать в этой затее, и была готова поставлять чипы для холодильников.

История закончилась быстро: пузырь лопнул, и с тех пор мы не слышали об умных приборах больше ничего.

Виртуальная реальность

Сама по себе идея – просто фантастическая: надеваем специальные очки, перчатки и, возможно, еще какую-нибудь специальную одежду, и полностью погружаемся в мир трехмерной игры.

Одним из родоначальников виртуальной реальности был Джарон Ланье (Jaron Lanier), который в середине восьмидесятых основал компанию под названием VPL Research, занимающуюся разработкой технологий виртуальной реальности.

Возможно, провал этой технологии связан с тем, что покупатели считали оборудование слишком дорогим и внешне несуразным. А, может быть, причина кроется в том, что виртуальная реальность менее реальна и более ограничена, чем наше воображение. В любом случае технология не стала коммерческой и не вышла за пределы узкоспециального применения, например, в дистанционных хирургических операциях.

Apple Lisa, Dreamcast, NeXT, OS/2

Но не все идеи были столь впечатляющими, как те, о которых написано выше. Какие-то стали по-настоящему успешными, а какие-то не получили достаточной рекламной поддержки. Далее представлено еще шесть кандидатов на роль неудавшихся технологий, хотя, возможно, вам покажется иначе.

Apple Lisa

До появления линейки Macintosh Apple выпускала компьютеры Lisa. Эта модель была представлена в 1983 году, однако в отличие от Macintosh ушла со сцены достаточно быстро.

В этих компьютерах были реализованы графический интерфейс и многозадачность, вот только они были очень медленными и дорогими – цена составляла почти 10 тысяч долларов. Провал этой модели был обусловлен растущей в то время популярностью IBM PC и выходом менее дорогих «Макинтошей» в 1984-м.

Dreamcast

Sega была одним из первых игроков на рынке консолей, но к концу девяностых удача отвернулась от компании. В компании надеялись, что приставка Dreamcast, выпущенная в США в 1999 году, поможет снова занять подобающее место среди производителей игровых приставок. Но, несмотря на то, что было продано более 10 миллионов консолей, Dreamcast пала жертвой своих конкурентов, наиболее успешной из которых стала Sony PlayStation 2, поступившая в продажу в 2000 году.

NeXT

NeXT – это один из немногих провалов, превратившихся в успех. В 1985 году после своего ухода из Apple Стив Джобс основал компанию NeXT, которая выпускала компьютеры класса high-end и одноименную операционную систему. Однако продавались они плохо.

Но все изменилось, когда в 1996 году Джобс продал NeXT Apple за 400 миллионов долларов. Впоследствии операционная система NeXT легла в основу Mac OS X.

OS/2

Эту операционную систему нельзя по-настоящему назвать неудачной. Но та ОС, которая предлагалась в рекламе, была намного лучше, чем ее реальный аналог.

OS/2 была продуктом сотрудничества Microsoft и IBM, ее релиз состоялся в 1987 году, но после того, как компании перестали сотрудничать (Microsoft выпустила Windows 3.0), в IBM было принято решение об односторонней поддержке OS/2. Интересно, что хотя интерес к ОС у IBM сошел на нет еще в девяностых, компания перестала поддерживать ее только в конце прошлого года.

Qube, распознавание речи, Web-телевидение

Qube

И эта идея опередила свое время. В 1977 году компания Warner Communications запустила Qube (не путайте с The Qube – серверными решениями Sun), попытавшись тем самым укрепить свое положение в области кабельного телевидения. Это был один из первых экспериментов с интерактивным телевидением: пользователям давалась возможность заказывать фильмы с помощью комплекта, состоящего из приставки к телевизору и пульта ДУ. После помпезного появления в Колумбии и Огайо сеть Qube распространилась по множеству городов и стала достаточно популярной, но не смогла «перевесить» другие ошибки Warner и вскоре исчезла.

Распознавание речи

На протяжении многих лет Билл Гейтс (и не он один) неоднократно предсказывал, что голосовой ввод станет основным способом передачи информации от человека к компьютеру, но пока этого почему-то не случилось. Проблема отчасти лежит в том, что даже несмотря на то, что было достигнуто соответствие в 99% случаев, ошибки все равно присутствуют в большом количестве. Плюс ко всему многие люди используют компьютеры в общественных местах, где голосовой ввод выглядел бы просто глупо, а в чем-то даже грубо по отношению к окружающим.

А пока эта технология продолжает развиваться и применяется в узкоспециальных областях, например, медицине. Возможно, когда-нибудь и мы будем ей пользоваться.

Web-телевидение

Интерес к онлайн-телевидению до сих пор не ослабевает, и главным сторонником этой идеи остается Microsoft. Если говорить просто, то система состоит из приставки к телевизору, которая подключает его к интернету. Компания WebTV Networks была основана в 1995 году, и Билл Гейтс был очарован концептом настолько, что несколько лет спустя купил ее. С тех пор она называется MSN TV. Но на телевизорах с низким разрешением интернет выглядит достаточно убого, да и сами приставки не могут похвастать большой вычислительной мощностью. Наверное, поэтому такое телевидение до сих пор стало популярным. Тем не менее Microsoft продолжает упорно продвигать его в массы.

Источник: computerworld
© Перевод, Звягин Иван, 2007, специально для Cyberstyle.ru
© Cyberstyle.ru, 2007

Комментарии: