В неком детском художественном фильме советских времен рассказывалось о злых волшебниках, которые молодели, «собирая» время двоечников и лодырей, отлынивавших от уроков. Похоже, что в цифровом аудио происходит нечто похожее. Злой волшебник здесь – электричество, сетевое питание. Оно заражено отходами жизнедеятельности большого города, как вода в реке Яузе. Когда вы подключаете свою музыку к сети, не пользуясь при этом «очищающим» стабилизатором напряжения (но только не компьютерным фильтром!)– вы практически «обмениваете» чистую и положительную энергетику на негативную карму. Самым слабым уязвимым местом оказывается узел, который отмеряет интервалы в периодичности квантования данных. Он же ведает аккуратностью и стабильностью рабочей тактовой частоты. Напомним, что для CD частота составляет 44 кГц, для DVD – 96 кГц. В общем, наступает не очень заметный, но раздражающий хаос в звучании музыки после ее преобразования в аналог. Звук может становиться то слишком металлическим, то крикливо-резким, то - кашеобразным. Больше всего раздражает то, что любимая музыка вдруг оборачивается примитивным, убогим, бесталанным исполнением.
Такой генератор тактовой частоты в народе называется просто «часами». Тактовых генераторов в отдельном блоке выпускается не так уж много, потому что большинство предпочитает «экономить» и заказывать в мастерской «доводку» собственного проигрывателя или ЦАПа путем монтажа в их схему хорошего кварцевого элемента, который и является тактовым генератором.
На этот раз инженеры корпорации TEAC выпустили аппарат, который трудно не заметить. Он встает на пути всякой заразы, поступающей по сети извне. Тактовый генератор стоимостью больше 10.000 у.е. привлек внимание. Люди с тонким кошельком недовольны демонстрацией затратного подхода, люди с толстым – рады очередной серьезной и экстраординарной «игрушке». Ну а ценители звука увидели в новом аппарате мощный увесистый компонент с красивым тороидальным трансформaтором в источнике питания, где уделено предельное внимание всем аспектам. Вторым по значению выступает модуль самого генератора. Эта авторская разработка TEAC с использованием натурального элемента рубидия спрятана под отдельный экранированный и неразборный корпус. Инженеры оценили всю сложность разработки: вся прочая электроника представляет собой несколько плат, усыпанных деталями. Понять принцип и скопировать схему – невозможно. Если отечественный теоретик и знает, каким надлежит быть отличному выпрямителю, фильтру или конденсатору – он может лишь мечтать о производственной базе, готовой воплотить такое решение. Тем более – увязать воедино с потрясающим дизайнерским артистизмом. Здесь же все обстоит именно так: схема – образец промышленного дизайна. В ней есть и аспект, который свидетельствует (или, скорее, вопит!) об общем качестве изделия. Это – переборки между секциями аппарата. Вес – 19 кг. Внешнее оформление - золотистый корпус с 5-мм стенками на точечных немагнитных опорах, которые имеют под собой широкую платформу и хитроумный направляющий механизм. Под стать и название: TEAC Esoteric G-0s. Что значат загадочные буковки в конце названия – не раскрывается.
Не беда, если изложенное волнует далеко не каждого. Аппарат вопиюще элитарен во всем. Его можно подключить только специальным 75-омным цифровым кабелем на разъемах типа BNC. Большинство пользователей их в глаза не видело, другие смогут напрячь память и вспомнить такие гнезда на первых дорогих VHS-магнитофонах в 80-х годах.
Хорошо. Теперь – к делу. Аппарат подключается только к блокам ЦАПов или полных проигрывателей, в которых предусмотрены внешние подключения для перенастройки частоты. Как правило, такие аппараты уже отличаются качеством, но внешний тактовый генератор, безусловно, поднимет их уровень еще выше. Если такое условие имеется, то пользователь волен принудительно задать любой аудиопрограмме любую из частот сэмплирования: 44.1 кГц / 88.2 кГц / 176.4 кГц / 48 кГц / 96 кГц / 196 кГц. Этой «вольностью», конечно, надо уметь пользоваться – так же, как свободой в гражданском обществе. Впрочем, простейшая таблица соответствия частот и всем известных аудио-форматов прилагается в инструкции. Как известно, CD положено сэмплировать на 44, DVD – на 192 кГц, HDCD – на 88 кГц. Менее привычна функция синхронизации саундтреков фильмов, переведенных на диск с кинопленки. Не все зрители обязаны знать, что при этом из монтажа выпадает каждый 25-й кадр. Для восприятия изображения здесь нет последствий, а вот звук «ускоряется», слегка меняя первоначальный тембр.
«Часы» неподвержены скачкам напряжения в сети, цифровым ошибкам (известным как джиттер) и многим другим помехам. В любых условиях эксплуатации они остаются прецизионным прибором с точностью калибровки 0,05%, что в 100 раз точнее, чем работа любого «бортового» ЦАПа в любом, самом лучшем проигрывателе. Конечно, эту декларацию изготовителя трудно проверить – ей остается верить на слово. Но весь вид аппарата тому порукой, а ощущения от непосредственного контакта обмануть еще труднее, чем физику.
Кое-что в функциях весьма абстрактно и может быть понято только на практике. Сюда относится, например, функция подключения внешнего генератора референсной частоты 10 МГц. Или вот еще: нескольких часов общения с аппаратом оказалось недостаточно, чтобы выяснить, обслуживает ли аппарат проигрыватели без гнезд типа BNC. В большинстве же таких популярных плееров DVD/CD на такую возможность нет ни малейшего намека. Нет сомнений, что всем им без исключения пошло на пользу партнерство с «самым точным в мире тактовым генератором».
Таким образом, в заключение остается констатировать очевидное. Тактовый генератор TEAC Esoteric G-0s практически является выносным дополнительным блоком для внешних блоков или встроенных (бортовых) модулей цифро-аналогового преобразователя (ЦАПа) в проигрывателях высшей категории. Автору рецензии удалось послушать дорогую систему, в составе которой находился один из лучших (и сложных!) выносных ЦАПов в мире – разработка фирмы DCS, модель Elgar. Настройкой системы без «Эзотерика» и потом с «Эзотериком» занимался опытный студийный звукорежиссер высокой квалификации. Пристальное сравнительное прослушивание продемонстрировало преимущество второй версии. Оно особенно наглядно проявилось на вокале и при условии безупречно осуществленной записи высокого разрешения. В одном случае таковой было выступление оперного баритона Д.Хворостовского, записанное прямым трактом, непосредственно с размещенных на сцене микрофонов на жесткий диск 160-гигабайтной емкости в 24 битах. Во втором случае – качественный CD группы Persuasions, которая уже получила статус референсного аудио среди студийных инженеров. С помощью «часов» звук в обоих случаях обретал большую живость, динамику, отчетливость и локализацию в пространстве комнаты. Изменения нельзя назвать значительными, особенно – учитывая цену дополнительного устройства. Безусловно, такой хай-энд-компонент как ЦАП Elgar не нуждается в корректировке. Речь идет о продвижении к совершенству на уровне большего эмоционального удовлетворения. На этой стадии качества оно действительно дается дорого. По 10.000 у.е. за маленький шаг вперед. Каждый, кто отважится на такое продвижение, должен будет уделить время и деньги аксессуарам: подбору «благодарных» соединительных кабелей, прежде всего. Ну а плохо ли это все или хорошо в глобальном смысле и с точки зрения нравственности, когда в Африке массовый голод – каждый пользователь решает сам для себя.
Так крупицы времени, спасенные устройством за 10.000 долларов, воплощаются в музыку и возвращают ей главное и невосполнимое. Талант. Ну а автор обзора надеется, что его метафоры помогли прояснить абстрактный технический аспект.
Обзор опубликован по согласованию с автором - независимым экспертом В. Елбаевым, ведущим рубрики обзоров новинок профессиональной аудио-/видеoтехники на сайте Владимира Соловьева (http://www.treli.ru).