Когда iRobot чуть больше года назад приобрела Evolution Robotics (компания, стоящая за чистящим роботом Mint), генеральный директор Evolution Паоло Пирджанян (Paolo Pirjanian) был назначен новым техническим директором iRobot. В принципе, это означает, что работа Паоло привела его к отличным новым возможностям для робототехники и новым путям её создания.
Американское издание IEEE Spectrum получило возможность задать Паоло несколько вопросов на конференции RoboBusiness 2013 в октябре и, воспользовавшись шансом, пригласило к беседе о будущем робототехники и iRobot директора компании по связям с общественностью Мэттью Ллойда (Matthew Lloyd).
Самыми интересными для нас, когда мы услышали о том, что iRobot приобретает Evolution Robotics, были идеи локализации и навигации. Можно ли говорить, что эти технологические тренды влияют на направление разития iRobot?
Паоло Пирджанян: Вы правы, навигация имеет для нас абсолютную важность, и наша компания твёрдо убеждена, что сегодня она достигла необходимого уровня зрелости, чтобы оказать влияние на большую часть нашей продукции. Мы уже наблюдаем это: у вас есть Ava в высокотехнологичном классе, есть Braava на потребительском уровне, и навигация предоставляет следующую волну возможностей, которые мы добавляем в своё портфолио. В частности, хотя я не могу говорить о планах, это точно область, на которую мы нацелены. И мы считаем себя лидерами. С комбинацией навигации iRobot и полученных навигационных технологий потребительского класса [от Evolution Robotics] мы находимся в авангарде, и теперь это зрелые технологии, которые идут в продукты.
Несколько лет назад мы разговаривали с Нэнси Дюссо Смит (Nancy Dussault Smith) (вице-президент iRobot — прим. ред.), сразу после выхода Neato XV-11. Тогда я спрашивал её о технологии навигации, ведь Neato — это робот, который может перемещаться в комнатах по прямым. И она сказала: «…мы не хотим этого делать, потому что [способ Neato] гораздо эффективнее, если у вас случайный узор из различных видов покрытий». Как примирить это с идеей о том, что будущее за навигацией и интеллектом?
Есть уход за полом, и есть вещи за его пределами. Что касается ухода, Consumer Reports только что опубликовала результаты собственного тестирования, и Roomba, с точки зрения уборки, безусловно бьёт всех. И вот чем iRobot гордится в Roomba: Roomba выполняет работу. iAdapt — текущая распространяемая технология от iRobot в Roomba — имеет определённые преимущества, которые позволяют им хорошо убираться, и эволюция в навигации при правильном сочетании может её дополнить. Так что мы можем улучшить производительность робота, ускорить покрытие и увеличить размер очищаемых областей при прежних энергозатратах без компромисов в качестве уборки. И если вы просто посмотрите на отчёты, они покажут вам, что роботы LG, Samsung и Neato выполняют систематическое покрытие и решают поставленные задачи быстрее, но при этом качество чистки весьма страдает, и мы такого делать не собираемся.
Кажется, другие компании сосредоточились именно на скорости и эффективности.
Такое поведение может быть обусловлено разработкой стандартов для робопылесосов. Одним из показателей, используемых для измерения производительности, является область покрытия в зависимости от времени и потому она оптимизируется для расчётов, но, в результате, в ущерб чистоте. Мы думаем, что уборка является ключевой функцией продукта, и не можем пойти на компромисс. Но в то же время мы считаем, что с сочетанием технологий двух компаний мы можем развивать собственную технологию при одновременном улучшении всего прочего.
Если говорить о развитии технологии уборки, как объединение этих двух компаний изменило её, ведь способы, которыми убирается каждый робот, настолько отличны?
Уборка Braava является дополнением к Roomba и Scooba, поскольку он имеет дело с мелкой пылью и загрязнениями, не привлекающими внимания. Я бы сказал, что в механике, всасывании, перспективе погрузки iRobot впереди; больше мы ничего не даём. Протирка и подметание тканью — вот что это дополняет, и я думаю, что этот путь — подходящий вариант.
Когда вы говорите, что они дополняют друг друга, в вашем идеальном, заполненном роботами мире, вы видите людей с Roomba, Scooba и Braava, работающими в разных помещениях дома в разное время?
Мы видим много клиентов, покупающих один, а следом за ним другой продукт, который, по их мнению, дополняет первый. Покупка третьего, как правило, менее вероятна, поскольку Mint [он имеет в виду Braava!] может протирать и подметать в зависимости от необходимости. Scooba может больше, вроде влажной уборки, так что если кто-то нуждается в более глубокой чистке грязных полов, он, вероятно, пойдёт за чем-то вроде комбинации Roomba и Scooba. Другие, имеющие в домах много твёрдых полов, нуждающихся в ежедневной уборке, скорее всего будут удовлетворены Roomba и Mint. И большинство подойдёт с одной или другой стороны без комбинаций.
Поэтому вы видите будущее этих роботов по уходу за домом во всём, сходящемся в одной машине, который протирает, моет и пылесосит? Или это будет команда специализированных, более мелких, сотрудничающих роботов?
Думаю, прогноз трудно сделать, но одна из вещей, на которой мы полностью сосредоточены — это превращение уборки полов в бесшовную задачу, которая решается в фоновом режиме. В качестве аналогии я использую оросительную систему для вашего газона: вы устанавливаете её, и всё, что вам нужно — это зелёный газон. Я никогда не беспокоюсь об оросительной системе, пока не увижу место, которое становится жёлтым, и думаю, уход за полами-то ж самое. Каждый год мы на шаг ближе к этой мечте.
Одной из причин, по которой я об этом спрашивал, стали мои мысли о том, что последний или один из последних Roomba получил беспроводной командный центр. Не в прямой видимости, а фактически удалённый. Так нет ли большого потенциала в связи между роботами и, скажем, мобильными телефонами или другими роботами?
Правильно; и это, по моему мнению, снова может пойти по одному из двух путей. Трудно предположить, может ли это один полнофункциональный робот для чистки всех типов покрытий, или вы получите сочетание различных роботов. Мой прогноз заключается в вероятности начала с монозадачных роботов, а затем постепенно вы начнёте комбинировать функции в одном роботе, когда подоспеет эффективность и стоимость технологии. Таким образом в конечном итоге, вероятно, вы получите понемногу обоих — таковым было бы моё предположение.
Многие компании уходят от термина «робот». Вы сосредоточены на продаже чистых полов или готовы сказать: «Мы продаём вам робота»?
Мэтт Ллойд: Когда мы впервые представили Roomba, мы не называли его роботом. Потому, что в этом скрывался трепет и страх. Но средства массовой информации, потребители снова сделали его роботом для нас.
Паоло: Да. И это забавно, поскольку когда мы запустили Mint, я целенаправленно избегал слова «робот» в любых маркетинговых материалах. Но сейчас, для iRobot, нашей идентичностью является то, что мы — роботостроительная компания. Клиенты понимают это, и я думаю, что им важно иметь такую ассоциацию и знать: то, что мы делаем, ради чего живём и дышим каждый день, это роботы. Мы понимаем робототехнику. Мы, может, и не Samsung или иная компания такого масштаба, но мы на 100% сосредоточены на робототехнике.
Но когда вы идёте этим путём, вы конкурируете с роботами, которых пользователи знают по научной фантастике или поп-культуре. Roomba не такой. Является ли проблемой то, что люди ждут от них того, чего они сделать не в состоянии?
Паоло: Нет, я думаю, что мы изменили восприятие на рынке. Люди смотрят на Roomba и говорят: «Это — роботы». Роботизированные уборщики полов. Сегодня люди понимают идею монозадачных роботов. Таким образом мы помогли сформировать восприятие, приблизив его к реальности.
Мэтт: Восемьдесят процентов наших клиентов дают нашим продуктам имена.
И какой процент их наряжает? Это происходит постоянно, не так ли? Люди, развивающие эмоциональную привязанность к своим роботам? Это прошло мимо вас из-за вашей работы с большей технической перспективой, или вы тоже подвержены такой идентификации роботов?
Если говорить в общем, в разработке технологий и продуктов в iRobot мы очень хорошо осведомлены об этом, и есть детали, употребляемые в продукции, которые вызывают также эмоциональную привязанность, что очень важно. Я думаю, вы увидите больше, если мы углубимся в то, с чем люди выстраивают ассоциации. Например, для Braava мы провели много времени за тонкой настройкой поведения робота, чтобы выразить производимую в нём работу, и когда мы ставим его перед аудиторией, мы видим, как люди относятся к его поведению: «О, он думает» или «О, он делает это». Мы чувствовали, что достигли этого, и это было очень важно.
Можете те ли вы привести пример того, что именно в конструкции Roomba было разработано специально для такого эффекта, и по какому пути вы могли бы пойти для увеличения эмоциональной связи между людьми и роботами?
Я приведу очень хорошо знакомый мне пример: когда Braava подметает открытое пространство в комнате, он имеет встроенную карту и использует её для объезда комнаты по краям, навигации вокруг каждой ножки стула и так далее. Путь, которым он движется вокруг-то, что передаёт намерения пользователю, и люди их воспринимают. Вы видите движение робота, и когда он начинает ехать, чтобы оказаться ближе к ножке стула, он ускоряется для демонстрации целенаправленности движения — он быстрее, чем при уборке. Люди говорят: «Он пытается поехать куда то, чтобы что-то сделать». Когда он приближается к ножке — скажем, она прямо здесь,-то доезжает до неё, поворачивается и «смотрит» на ножку. На самом деле он никуда не смотрит, но люди говорят, что смотрит. Он делает паузу, а затем начинает подметать вокруг. С некоторыми из джинглов Roomba — когда вы нажимаете на кнопку и когда дело закончено — у людей также есть определённые ассоциации. Люди говорят: «Он взволнован поездкой и уборкой». И когда всё закончено, это чувство выполненного долга: «Мой Roomba это сделал!» Таким образом, есть много тонких сигналов, которые мы используем для вызова эмоциональной связи.
У Roomba всё ещё женский голос?
Ошибка «пять»? (Смеётся) По-моему его больше нет, но мы можем проверить.
Мне просто было интересно, когда вы приняли решение дать роботу голос. Это заставляет людей думать о нём определённым образом.
Паоло: Он изменяет ожидания…
Мэтт: У Колина (CEO iRobot Колин Энгл (Colin Angle) есть одна история о том, что когда мы проводили первое фокус-тестирование Ava 500 [в больницах] — мы делали это без «кожи», и он был похож на C-3PO. Обратная связь, которую мы получили от пациентов, была такова: «Он движется слишком быстро, этот робот пугает, он не делает то, что должен делать». Когда мы поставили «кожу», сделав это красиво и чисто, они на самом деле приняли его; они перестали видеть в нём угрозу. В поведении ничего не изменилось, но изменилось фактическое восприятие робота, и всё зависело от того, какой у него дизайн.
Сколько внимания вы, ребята, уделаете тому, что происходит в исследовательской сфере? Вы следите за этим, или обычно исследования носят слишком неясный характер, чтобы серьёзно влиять на ваши мысли и работу?
У нас хорошая осведомлённость о том, что происходит в исследовательской среде и довольно хорошие отношения с ключевыми учёными и лабораториями. Есть некоторые стратегически важные для нас области, и на них мы обращаем дополнительное, более пристальное внимание. Я бы сказал, что областью, к которой мы внимательны, является управление. И мы призываем людей производить в ней исследования на пути, которым исследовалась навигация и десять, и пятнадцать, и двадцать лет назад. Мы также пристально наблюдаем за любой работой, которая может оказать сильное влияние на практическую навигацию.
Когда вы говорите «управление» и «навигация», представляется, что PackBot — платформа, которая может извлечь пользу в этих областях, особенно с большей автономностью.
Паоло: Мы не хотим, чтобы робот принимал решения в боевых условиях, и каждое решение принимают бойцы. Мы обращаем внимание на автономность в управлении: более простое обслуживание, команды и так далее, чтобы операторы не должны были контролировать каждый сустав для захвата объекта, но ровно до той степени, чтобы оставаться в седле.
Мэтт: Около шести месяцев назад мы анонсировали ассистирующее пользователю решение для поддержки единственного действия. И если робот попадает в место, где не может получить радиосигнал, он возвращается к месту, где тот ловился. Единственное, что он будет делать самостоятельно в это время, он будет делать верно, поскольку мы не хотим, чтобы кому-то приходилось возвращать робота, вышедшего из строя глубоко в зоне активного конфликта. Таким образом, это особенности, которые двигают автономность вперёд, и сегодня они таковы, насколько мы преуспели.
Почему так? Есть много других компаний, занимающихся оборонными роботами и ориентированных на автономности.
Мы делаем то, что нужно нашим клиентам на рынках, и наши клиенты на этих рынках хотят полный контроль. В какой-то момент, вероятно, они придут к нам и попросят добавить автономные возможности. Одним из достоинств iRobot является способность найти правильные бизнес-модели и сделать прибыльный бизнес из очень сложных технологий, и один из способов, которые мы используем — это прислушивание к рынку и клиентам. Так что да, я знаю, что есть много работ на основе автономных наземных транспортных средств и прочего, но клиент должен быть к этому готов.
Насколько перекрывают друг друга исследования, которые вы производите с оборонными и домашними роботами?
С точки зрения автономной навигации есть много общего. Есть много технологий, которые мы разрабатываем для Ava (роботизированная платформа iRobot — прим. ред.), в том числе визуальную навигацию, которые пригодятся и в Ava, и в нашем «домашнем» бизнесе. И с некоторой доработкой эти технологии могут быть адаптированы для нашего оборонного бизнеса. Мы стараемся следовать синергии настолько, насколько это вообще возможно. В других областях, таких как оборудование для уличных оборонных роботов, это возможность упасть на бетон с пятнадцатиметровой высоты и остаться целым, и мы не в состоянии сделать такими прочными потребительские продукты, верно? Ведь это прибавит расходов.
Да, я не проделывал такое с моим Roomba!
У Roomba, вероятно, с этим не очень хорошо, но вы можете удивиться. Правда, я не буду призывать вас делать это. Я сам тестировал один из первых произведённых Mint. Пошёл на завод и сказал «Пойдём на улицу и проверим его». Мы спускались на высоте 20 ступенек от мраморного пола, и я просто бросил робота вниз. И заводчане выдохнули: «О, мой Бог!» Но робот не получил ни царапины.
Это ваш обычный тест?
Просто генеральный зашёл в гости! (смеётся)
Думаю, что одна из самых сложных вещей в производстве домашних роботов — это убедиться, что они не ломаются. У них должно быть очень много работы. Определённо интересно, что вы выпустили новые Roomba, но я надеюсь, что это не конец линейки Braava.
Мы заинтересованы в линии Braava. Мы расширяем её!