Нет, правда, чем является компания Google? Недавно соредактор TechCrunch Алексия Цоцис опубликовала интересную статью о деловом фокусе Google или, если точнее, его отсутствии. Google хочет одновременно убить столько зайцев, что на вышеприведённый вопрос просто невозможно ответить однозначно.
Заголовок статьи Алексии гласит: «Помните, когда Google был поисковиком?» Для потребителей Google — поисковая компания, или по крайней мере была таковой. С другой стороны, для инвесторов и циников Google — это рекламная сеть. В конце концов, именно там делаются деньги.
Однако, как бывший гугловец и беззастенчивый фанат этой компании, я смотрю на эту ситуацию несколько иначе. Для меня Google есть и всегда была компанией систем.
Системы во главе угла
Большинство стартапов начинают с фокуса на своём продукте: пользовательский опыт, дизайн, функционал, маркетинг и т.д. Эти компании в основном опираются на удалённую либо собственную, но стандартную системную инфраструктуру, а инженерные ресурсы направляют на элементы переднего плана, фронт-энд. Это то, что делает компанию уникальной.
Некоторые из этих стартапов переживают мощный рост, в результате чего их трафик вырастает настолько, что они больше не могут использовать стандартные системы из-за их ограниченного масштабирования. Это важная точка перегиба в графике жизни компании, когда нужно сделать выбор: или нанять кучу инженеров с системным опытом, чтобы разработать технологию «под себя» с нужным масштабированием, или продать компанию, чтобы всё это сделал кто-то другой.
Однако у Google была принципиально иная технологическая траектория… Она сразу начинала с систем. Это не должно сильно удивлять: в поисковом движке фронт-энд пользователя всегда был проще некуда, по крайней мере в 1998 году. Простая HTML-форма со строкой ввода и кнопкой «Поиск».
В поиске самые сложные элементы — это просмотр сети, индексация её контента и быстрое извлечение релевантных результатов. Эти проблемы требовали способности совершать сложные параллельные вычисления на большом числе компьютеров при устойчивости к сбою любого отдельно взятого компьютера. Другими словами, веб-поиск на фундаментальном уровне представляет собой проблему распределённых систем или проблему «извлечения информации».
В результате этого Google с первого же дня была сфокусирована на системах. Она нанимала только лучших людей, таких как Джефф Дин (Jeff Dean) и Санджей Гемават (Sanjay Ghemawat), легендарные пионеры Bell Labs Роб Пайк (Rob Pike) и Кен Томпсон (Ken Thompson) и многие другие невероятно талантливые системные инженеры. Некоторые из них сегодня известны на весь мир, но некоторые — нет (я не включаю в этот список себя, мне просто лишь повезло поработать с этими ребятами).
Результатом стало то, что распределённые системы стали корневой частью ДНК Google, ещё более корневой, чем сам поиск.
Айсберг Google
Когда Google внедрила свои мощные системы, оказалось, что многие приложения просто напрашиваются сами собой. В некоторых случаях это были такие приложения, создать которые могла только Google. Бóльшая часть того, что потребители видят в Google: поиск, Gmail, Google Docs, сканирование книг, YouTube — всё это лишь одна десятая того айсберга, который немного показался из воды.
А объединяют эти внешне разношёрстные продукты девять десятых айсберга — распределённые системы Google планетарного масштаба. Даже такие внешне изолированные проекты, как самоуправляемые автомобили, тоже выигрывают от беспрецедентных возможностей Google по обработке данных.
Есть и другие компании с системами мирового уровня, такие как Amazon, Yahoo и Microsoft. Но Google отбрасывает на Кремниевую долину самую большую тень. Большой объём технологий, на которых сегодня работает множество тамошних стартапов, от распределённых файловых систем до MapReduce и NoSQL, были изобретены в основном в Google. Эта компания стала источником талантов для стартапов, размножившихся под её техническим влиянием, хотя формально не вносила большой вклад в мир открытого ПО.
Урезание из середины
Конечно, не всё, что делает Google, базируется на технологиях. Например, Android и Google+ направлены на отражение стратегических угроз для корневого бизнеса Google, и ей, конечно, приходится на них реагировать. Но та технология, на которой базируются даже наименее успешные проекты, всегда первоклассная.
Хотя Google часто приходится промахиваться, благодаря системной компетентности и менеджмент, и остальные сотрудники всегда уверены, что смогут решить все сложные проблемы, которые больше не под силам никому, включая такие, как очки дополненной реальности и самоуправляемые автомобили. Нужно Google заниматься такими вещами или нет, вопрос открытый, но для Google это очень характерно.
Однако между этими двумя экстремумами находятся серединные проекты — и не стратегические, и не эпические. Именно их Ларри Пейдж, став гендиректором, пытается сократить. Если Google это не нужно и у нее нет уникальных возможностей для этого, тогда зачем этим заниматься?
Таким образом, различные проекты Google объединяет не какой-то единый план, а технологическая платформа под ними. У них может не быть цельного видения, но эта платформа всё равно будет порождать великие проекты. Да, и много холостых.