Иноблог — рубрика переводных статей журналистов и блогеров о последних новинках и событиях в мире информационных технологий.
Я бы никогда не подумал, что могу произнести такие слова после 1995 года. Но после презентации планшета Surface с его ультратонкой сенсорной клавиатурой и самой дискретной встроенной подставкой среди всех планшетов, а также после вчерашней презентации Windows Phone 8, которая будет основана на том же коде, что и Windows RT, — я окончательно убедился в том, что Microsoft — самая инновационная компания потребительской электроники на данный момент.
Нет, серьёзно.
И дело даже не только в анонсах этой недели. Это продолжается уже весь год. Windows 8, Xbox Live, Skydrive, Kinect, SmartGlass; в игру вступил даже Hotmail. Потом Surface, и вот теперь Windows Phone 8 — это похоже на кульминацию или по крайней мере реализацию того видения, которое Microsoft вынашивала последние шесть лет после появления Xbox 360.
Microsoft возрождается. Она восхищает не только тем, что делала в прошлом, но и тем, что делает прямо сейчас.
Когда в феврале я первый раз потрогал Windows 8, провёл пальцами по интерфейсу Metro, я подумал: слишком хорошо, чтобы быть правдой. Всё гладко, быстро, интуитивно. Мне нравилась Windows 7, но это была лишь очередная ступенька на той же самой старой лестнице. Windows 8 — это полностью новое слово.
В 90-х годах Microsoft довольствовалась ролью станового хребта корпоративной Америки. Она выпускала такие знатные мерзости, как Internet Explorer 6, Outlook, Windows Mobile и, конечно же, Windows Vista (система скорее раздражительная, чем ужасная). Да, эти продукты имели все мыслимые и немыслимые функции, но для их использования нужно было иметь докторскую степень.
Но в какой-то момент между появлением Xbox 360 и Vista в компании начали подходить к дизайну (как индустриальному, так и интерфейсному) с настоящим интересом, а не просто как к грустной обязанности. Впервые это проявилось, верьте или нет, в форме Zune. Он был лучше, чем iPod classic. Гораздо лучше. К сожалению, он увяз в борьбе, которую тогда не мог выиграть никто, причем в такой продуктовой категории, которая постепенно начинала терять актуальность. Но лебединая песня плеера — Zune HD — показала, что Microsoft может создавать мобильный опыт, ничем не уступающий Apple. Именно это она сделала с Windows Phone 7.
Эти продукты привели к самой большой эволюции внутри Microsoft: создание цельного, последовательного дизайнерского — а теперь и программного — языка во всех потребительских продуктах. Это сразу же замечаешь в Windows Phone, Windows 8, а с недавних пор и в Xbox. Во всех этих продуктах царствуют роскошные живые плитки, несущие информацию. Эта же ДНК присутствует и в других продуктах, даже таких скучных, как Office. Красивые рабочие столы, большие интерфейсы из множества экранов, неразрывно переходящие один в другой. Везде интересные нюансы, например анимация перехода. Всё это завораживает, да что там — обольщает.
Возникает ощущение, что эти перемены вызваны некой новой корневой философией, что это не просто смена пары декораций в дань моде. Microsoft анализирует не только статистику, но и идеи. Раньше в Microsoft принимали решения исходя из эмпирических данных. Компания делала всё, чтобы не оттолкнуть свою главную пользовательскую базу, и попытки внедрить новые концепции вызывали к жизни жутких монстров, достойных повестей Мэри Шелли.
Вы не готовы к Windows 8. Она всё равно появится — медленный, тяжёлый и ужасный товарный поезд, огромное по масштабам нововведение, которое посеет хаос в жизни миллионов людей по всему миру. Как ни странно, она может вас удивить.
Сегодня Microsoft действует умнее. Конечно, она всё так же верит в исследования, но она больше не старается запихнуть как можно больше функций в каждый экран и меню. Microsoft начала анализировать, какая информация наиболее важна и как получить к ней доступ наиболее простым способом. Если что-то не работает, Microsoft готова это переделать. Сложное решение переработать код Windows Phone, из-за чего все существующие телефоны будет нельзя обновить, — это яркий пример новой Microsoft. Она готова внедрять непопулярные, немного подрывные функции ради долгосрочного успеха.
Ещё важнее то, что Microsoft не просто копирует чужие идеи, а умеет их улучшать. SmartGlass — это AirPlay без жёсткой закрытой экосистемы. Wallet в Windows 8 выглядит как плод любви Google Wallet и Apple Passbook. Клавиатурная крышка на Surface, вероятно, решает давнюю дилемму о вводе текста на планшете.
Может ли так случиться, что Microsoft врежется в стену и не сможет проявить весь свой потенциал? Безусловно. Windows Phone по-прежнему отчаянно недостаёт приложений, Windows 8 пока не готова. Интерфейс Metro может стать основой Windows в будущем, но пока это не больше чем слой поверх более традиционной начинки в Windows 8. Surface может стать самым невероятным новым устройством года, но пока факт в том, что он на два года отстаёт от iPad. Разрыв в характеристиках между двумя моделями показывает, что Microsoft по-прежнему не может удержаться от соблазна удовлетворить всех потребителей сразу. Да и можно вспомнить Kin.
Но впервые за долгое время я хотя бы верю, что у Microsoft всё получится. Это больше, чем я могу сказать о большинстве других компаний.