6 декабря 2011 года председатель совета директоров Google Эрик Шмидт, выступая на конференции LeWeb в Париже, отвечал на вопрос, почему большинство разработчиков приложений до сих пор пишут сначала для iOS, а не для Android. Вот что он сказал:
Через шесть месяцев вы будете говорить ровно противоположное. Потому что в конечном итоге поставщики приложений смотрят на объёмы. А объёмы выигрывают от открытого подхода, которого придерживается Google.
Что ж, господин Шмидт, шесть месяцев прошли. И что? Ничего.
И неудивительно. Тогда я сразу же написал: «Естественно, я не сомневаюсь, что он не будет прав в этом вопросе. Абсолютно исключено».
Справедливости ради отмечу, что крупные разработчики приложений, похоже, начали лучше поддерживать Android. Ещё на LeWeb отметили Flipboard, который сейчас есть для Android (более-менее). Сейчас эта программа в бета-тестировании, доступна только для Samsung Galaxy S III, а обычные потребители ей ещё не пользовались и какое-то время ещё не будут. Но всё равно, на Android пришли некоторые другие популярные программы, вспомним Instagram или Instapaper.
Но Шмидт говорил не об этом.
Он предсказал, что к этой дате разработчики будут писать приложения сначала для Android. Этого не происходит. Да, некоторые разработчики так делают, но большинство — нет, и ситуация за полгода никак не поменялась. В сердцах и умах ведущих разработчиков iOS по-прежнему на первом месте, Android — на втором или вообще нигде.
То же касается и подавляющего большинства новых стартапов, а я общаюсь с десятками стартапов каждую неделю. Резюме: iOS — на первом месте, Android — на втором. Или в планах. Когда-нибудь позже. Возможно.
Так почему Шмидт так сильно ошибся? На мой взгляд, причин несколько. Это те же самые причины, о которых я писал в вышеупомянутой статье. Главное — возможность зарабатывать деньги. Однако самая интересная причина связана с тем, о чём говорил сам Шмидт в декабре: «После выпуска ICS наша ключевая цель как компании — перевести на эту платформу всех поставщиков оборудования».
Вот так он и сказал. И это просто уму непостижимо, потому что это, наверное, самый эпический крах в истории эпических крахов. «Ключевой целью Google как компании» было перевести производителей железа на Ice Cream Sandwich (Android 4.0), но по состоянию на 1 июня — спустя семь месяцев после выхода этой ОС — на ней работает только 7,1% всех Android-телефонов. Семь. Целых. Одна. Десятая.
И это не просто какая-то левая статистика по нескольким сотням устройств или пропаганда Apple. Эту цифру публикует сама Google. Просто хоть плачь.
Ещё хуже то, что очень скоро начнётся Google I/O, и многие считают, что Google покажет новую версию Android (также известную как Jellybean). Другими словами, Google так и не выполнила свою «ключевую цель», заявленную Шмидтом. Может быть, все производители перейдут на Android 4 к выходу Android 6, но это тоже маловероятно.
Как ни странно, почти год назад, на последней Google I/O, в компании много говорили про «инициативу обновления Android». Google хотела поработать с OEM-партнёрами и сотовыми операторами, чтобы обеспечить своевременное обновление Android.
Семь. Целых. Одна. Десятая.
Про эту замечательную «инициативу обновления Android» мы ничего не слышали целый год. Может быть, услышим на ближайшем Google I/O, но иногда лучше просто проглотить стыд и жить дальше. Но посмотрим.
В значительной степени эпический крах Шмидта можно объяснить некомпетентностью Google в работе с производителями и операторами. Другая причина — в росте фрагментации экосистемы Android. Те разработчики, которые хотят достичь самой широкой аудитории Android, должны тестировать свои программы на сотнях устройств. Для большинства компаний это невыполнимо, не говоря уже о стартапах. Может быть, Jellybean поможет улучшить ситуацию, но ICS не помог.
Ещё Шмидт много говорит про «объёмы». Поскольку Google в целом поставляет больше телефонов, чем Apple, разработчики должны перейти на Android. Однако со времени его комментариев на эту тему ситуация ощутимо поменялась.
Хотя Android пока ещё лидер по общей доле рынка смартфонов, есть несколько важных показателей, что iPhone быстро сокращает разрыв. В последнюю пару кварталов он даже лидирует в некоторых странах, включая США. Статистика продаж ведущих сотовых операторов в США — в пользу Apple. На эту пользовательскую базу до сих пор ориентируется большинство разработчиков ПО.
Есть также iPad, который тоже работает на iOS и который по-прежнему господствует на рынке планшетов. Даже тот единственный Android-планшет, который кому-то интересен, не имеет к Google отношения, потому что его сделала Amazon. Конечно, у Amazon есть собственный магазин Android-приложений, но это ещё больше осложняет прогноз Шмидта.
Так что, г-н Шмидт, увы, вы сильно ошиблись в своём предсказании. Но у вас ещё есть время с другим прогнозом — насчёт Google TV. Он тоже — как бы помягче выразиться — амбициозный.
Блоггер, инвестор. Пишет для TechCrunch, PandoDaily. Партнер CrunchFund.