Закончился первый год второго пребывания Ларри Пейджа у руля Google. Многое за это время поменялось, но одно осталось прежним: хотя Google по-прежнему зарабатывает бешеные деньги с корневого бизнеса — поиска, ей почему-то до сих пор приходится отвечать на вопросы, готова компания к мобильному повороту или нет.
С точки зрения цифр, Пейдж и компания в первом квартале 2012 года поработали хорошо: и выручка, и прибыль резко выросли. Самый интересный момент в отчёте о финансовых результатах за первый квартал представляет собой дробление акций, которое на самом деле не совсем дробление: Google предложила создать новый класс неголосующих акций, который удвоит число акций на руках у акционеров, но не размоет число людей, которые могут голосовать о будущем компании.
В некотором смысле это классическая Google: необычное решение обычной проблемы, с которыми сталкиваются многие крупные публичные компании с дорогими акциями с медленно растущей ценой. Это дробление акций таково, что высшее руководство Google — председатель правления Эрик Шмидт, сооснователь Сергей Брин и Пейдж — сохраняют контроль над компанией на много лет, их доли не будут размываться, поскольку новые акции эмитируются через приобретения и другие рокировки акциями. Поэтому Google просто бросает инвесторам кость, но компания всегда будет со знаком «сделано Пейджем и Брином».
Однако при оглашении результатов финансовых аналитиков куда больше, чем акции, интересовала способность Google осуществить переход из мира десктопов в мир мобильный, а также статистика использования Google+.
Мобильный переход замедлил рост продаж настольных ПК, и инвесторов начинает беспокоить, что уже два квартала подряд у Google ухудшается метрика стоимости клика — та сумма, которую рекламодатели платят компании за клик по своей рекламе. Финансовый директор Google Патрик Пикетт (Patrick Pichette) призвал аналитиков не беспокоиться из-за этой метрики, сказав просто: «Наш бизнес здоров».
Google во многом готова к этому переходу. Она более-менее контролирует лидирующую операционную систему на мобильном рынке. Как сказал Пейдж: «Много новых операционных систем не бывает, в моей жизни их было только несколько». Её доля в мобильном поиске даже выше, чем в настольном, хотя пока ещё рано говорить о сложившихся предпочтениях пользователей в мобильном поиске.
Конечно, можно долго спорить идёт о том, сколько денег Google на самом деле зарабатывает на своих мобильных инициативах.
Пейдж не назвал никаких новых цифр, но заметил, что сумма за клик в мобильной рекламе должна быть выше, чем в традиционной рекламе, поскольку на мобильных устройствах можно использовать дополнительные возможности, например геотаргетинг и интеграция с мобильными кошельками. «Мы сейчас там, где поиск был в 2003 или 2003 году», — сказал Пикетт, говоря о зрелости мобильного рынка.
Пейдж обронил и другие намёки о мобильной стратегии Google, например, что летом будет выпущен бюджетный Android-планшет: «Мы считаем, что можно очень преуспеть в нижнем ценовом сегменте рынка». Хотя Android лидирует в смартфонах, на планшетах он аутсайдер, а ведь именно планшеты бьют по продажам ПК и меняют тот способ, которым люди взаимодействуют с продуктами Google.
Хотя Google — компания молодая по многим меркам, ей уже давно приходится отвечать на вопросы о том, каковы её планы в постпоисковом мире. И странно, что все разговоры ведутся не о том, что она пока делает хорошо — поиске, а о том, сможет ли она успешно развиваться в гипотетическом случае, если важность поиска снизится.
Tom writes about one of the most important transitions in the history of computing – the shift from PC-based computing to mobile computing. He has written about nearly everything in the tech industry, including mobile, chips, and Web search, during a decade of work at CNET and IDG News Service.