28/01/2012 14:36 | Антон Чивчалов

Главная проблема Google не зло, жадность или антимонопольные расследования, а релевантность

Могло показаться, что на этой неделе Google наконец перестанет мелькать на первых полосах из-за решения встроить Google+ в свой поиск. Эта надежда рухнула уже в понедельник. История возвращается не сама — с ней приходят мстители.

Масло в огонь подлили сотрудники Facebook, Twitter и MySpace, которые во внеурочные (но вряд ли внеофисные) часы разработали хитрый букмарклет. Впрочем, настоящая причина, почему эта тема всплывает снова и снова — и ещё не раз будет всплывать, — лежит гораздо глубже.

Пару дней назад Фархад Манджу в статье для Slate (а сейчас он пишет и для PandoDaily) очень хорошо описал настоящую проблему Google. По его словам, объединение поиска с социальными данными только ухудшает первый. Статья называлась «Я здесь не для того, чтобы заводить друзей», и в ней он показывает, что в большинстве случаев социальные данные не улучшают поиск.

Лично я, поработав с Search+ пару недель, в основном согласен с аргументацией Манджу. Но эта аргументация все равно на один уровень выше, чем то, как я вижу эту проблему.

Основатель PandoDaily Сара Лэйси написала, что Google уже не удастся кого-то обмануть — компания полностью отошла от своих первоначальных идеалов и должна это признать. Сара приводит несколько цитат, подчёркивающих, как далеко мы ушли от первоначальной, «чистой» Google.

Объединим эти два аргумента, и получаем главную причину. Настоящая проблема Google с Search+ — это не злобность, жадность или антимонопольные проблемы, а нечто гораздо более серьёзное — релевантность.

Многие сейчас слишком погрязли в обсуждении деталей. Но эти детали не имеют значения. Неважно, кто имеет доступ к каким данным. Неважно, кто о чём договорился за кулисами. Неважно, вредит ли Google конкуренции за счёт использования своей позиции силы. Разрушение продукта — вот что единственно важно.

В отличие от Манджу, я считаю, что социальные медиа в будущем будут играть ключевую роль в поиске. И я думаю, что первые эксперименты Google с социальным поиском были очень неплохи. Но я думаю, что сейчас Google всё это портит, потому пытается использовать свои собственные социальные данные, которые, если честно, не очень-то хороши.

Что ещё хуже, из-за такого акцента на собственной социальной сети Google разрушает релевантность, а параллельно с ней — и доверие пользователей. Если вы ищете Хью Джекмана, вы ищете много чего, но почти наверняка не его профиль в Google+. Но именно это вам тычут прямо в лицо.

Более того, в зависимости от режима поиска, этот профиль вам тычут три раза: в списке автозавершения, в «людях и страницах» в правой панели и в собственно списке результатов.

Это неестественно. Google вручную ставит туда эти профили Google+. Именно это так хорошо отмечается на сайте Focus on the User, о котором сейчас столько говорят. Можно возразить, что Google имеет право делать всё, что ей вздумается, но нельзя оспорить тот факт, что эта тактика прямо противоположна тому, что изначально привело Google к величию, — релевантности.

Только это и важно. Такое категорическое внедрение Google+ в поиск просто ухудшает продукт в конечном итоге.

Конечно, приходится верить, что в самой Google так не считают. Но так считает очень многие вне Google, включая, кстати сказать, многих бывших гугловцев. Да и настоящих тоже.

Повторюсь, не из-за абстрактного «зла», а просто из-за ухудшения корневого продукта.

Я сделаю прогноз: для Google это добром не кончится. Я не хочу сказать, что Google полностью рухнет в результате этой ошибки. Было бы глупо так утверждать — это слишком большая компания, чтобы обанкротиться в обозримом будущем. Но я думаю, что через какое-то продолжительное время пользователи, осознанно или нет, начнут искать информацию в других местах, потому что Google нарушила свои принципы.

Но более вероятно, что Google пойдёт на попятную. Я думаю, она в итоге отменит или все функции Search+, или какую-то часть. Или найдёт способ подключить Twitter, Facebook и другие данные (и при этом скажет, что изначально так и планировалось).

Я уже больше десяти лет влюблён в Google и её продукт. Как и многие из нас. Я хожу на её сайт чаще, чем на любой другой — пока. Именно поэтому мне так грустно наблюдать, как Google собственными руками уничтожает всё то, что построила, и всё ради продвижения продукта, который этого не заслуживает.

Это ошибка. Вопрос лишь в том, когда в Google это поймут?

Автор: Эм-Джи Сиглер (MG Siegler)
Перевод: Антон Чивчалов