07/02/2012 04:32 | Анна Кирикова

И всё осветилось. Обзор фотовспышки Nissin Di866 Professional Mark II

Мечта любого фотографа — зашёл в мрачный зал с пятиметровыми тёмными потолками, пережжёно-оранжевыми стенами и световыми источниками разной температуры, сказал «Трах-ти-би-дох!», выдрал волосок из козлиной бородки, и все осветилось! Идеально, причём.

Жаль, но так не бывает. И не только потому, что козлиные бородки сейчас не в моде, а такую сложную съёмочную локацию ещё надо постараться найти, — а потому, что, чтобы создать идеальное освещение (хотя бы приближённое к идеальному, ну, или приемлемое, в конце концов), фотографу надо многому подучиться и поднакупить кое-какой техники…

Самый простой и дешевый технический вариант — обычная накамерная вспышка: небольшая, лёгкая и способная при грамотном использовании (одна или в компании подружек) создать довольно привлекательный световой рисунок. В наших руках оказалась модель Nissin Di866 Professional Mark II в версии для фототехники Sony.

Комплектация и внешний вид

Внутри коробки находится сама вспышка в полиэтиленовой обёртке и неопреновом защитном чехле (который можно прикрепить к поясу) с мягкой подкладкой, подставка для вспышки (нужна для того, чтобы установить вспышку на любой ровной поверхности или на штатив), схематичная инструкция для пользователя и мини-диск.

Сама Nissin Di866 Professional Mark II выглядит довольно внушительно: устройство состоит из двух блоков (вращающейся головки и основания с элементами управления) и ножки с креплением для установки на «горячий башмак». За счёт более длинной ножки вспышка кажется существенно выше и крупнее Sony HVL-F56AM, имеющейся у меня в наличии, хотя на самом деле разница в размерах невелика: 110×74×134 мм (380 г) против 95×77×132 мм (370 г) соответственно.

Головка вспышки большая и подвижная. Она легко сдвигается в любую из возможных сторон (делает полный оборот вокруг своей оси, правда, только в одном направлении, и перемещается на девяносто градусов вверх-вниз). Ход перемещения плавный, но ступенчатый. В отличие от той же 56 вспышки, тут нет необходимости зажимать и удерживать нажатой кнопку на корпусе при повороте «головы».

Головка имеет панель рассеивателя стандартного размера и заполняющий рефлектор, которые на самом деле представляют собой пластиковый прозрачный прямоугольник и такой же прямоугольник, но белый. И то, и другое «высовывается» из головки вспышки и отражает или рассеивает часть света, улетающего, например, в потолок.

Прямо под головкой помещено основание вспышки, располагающее элементами управления на задней панели:

  • небольшой цветной экран, четырёхпозиционный джойстик с кнопкой Set в середине;
  • кнопка включения/выключения (которая также несёт функцию блокировок кнопок от случайного нажатия, функцию Пилотного света и тестового срабатывания);
  • встроенная красная лампа для подсветки автофокуса;
  • дополнительная вспомогательная вспышкой на передней панели, а также батарейным блоком и гнездом под синхроконтакты с разных сторон.

Если об элементах управления, равно как и о самом управлении вспышкой, а также её возможностях (подсветка автофокуса или дополнительная вспышка) стоит рассказать в отдельных главах, то повествованию обо всем остальном — место здесь.

Итак, батарейный блок выдвижной. Сдвинув крышечку в указанном направлении, пользователь не откроет её, а извлечет вместе с «подставкой» под четыре аккумулятора типа АА. Загрузив аккумуляторы «в обойму», пользователь помещает её обратно.

Сложно судить об удобстве этого подхода, вероятно, ко всему можно привыкнуть и приспособиться, но отчего-то кажется, что такой способ загрузки батареек не самый надёжный и довольно медленный, поскольку не предоставляет возможности «перезарядить» вспышку, держа камеру одной рукой… Хотя есть и очевидный плюс: все батарейки вставляются одинаково.

С другой стороны от батарейного блока расположены гнёзда: для кабеля microUSB (пригодится для обновления прошивки через интернет) и двух разъёмов (разъём для внешнего питания и для синхроконтакта).

Технические характеристики

Первое, на что смотрят фотолюбители, — это, как правило, ведущее число вспышки. Чем оно больше, тем на большее расстояние вспышка сможет «пробить», сохранив при этом правильную экспозицию кадра. Это своеобразный индикатор максимальной энергии светового импульса. В случае с Nissin Di866 Professional Mark II о ведущем числе можно не беспокоиться — оно равняется 60 м (ISO 100, 105 мм). На рынке не так много более мощных вспышек (к слову, самая мощная накамерная вспышка от Sony имеет ведущее число 58, хотя разница в две единицы весьма условна, так как в реальных условиях этой разницы, на мой взгляд, не чувствуется).

Ещё одна немаловажная характеристика любой вспышки — время перезарядки (чем меньше, тем лучше). Согласно техническим данным, у тестовой модели оно колеблется в пределах 0,10–5,50 секунд (в зависимости от типа аккумулятора и насколько он «свежий»). Стоит отметить, что вспышка и в самом деле перезаряжается довольно быстро. По крайней мере, при экстремальной (в том числе серийной) съёмке свадебного репортажа в течение двух с половиной часов несрабатывания устройства замечено не было. Это хороший показатель.

По большому счёту, продукт не имеет каких-либо серьёзных функциональных отличий от своих «товарищей» по рынку сбыта: все возможности, что присущи топовым фотовспышкам, можно найти и в этой модели. Это:

  • HSS (FP)-синхронизация (режим синхронизации вспышки при короткой выдержке);
  • синхронизация по задней шторке затвора;
  • режим работы в качестве ведомой и ведущей вспышки (понадобится при съёмке с несколькими источниками света);
  • режим работы TTL (датчики камеры оценивают освещённость будущего кадра «через объектив» и задают длительность и мощность светового импульса);
  • режим Av (для работы в режиме приоритета диафрагмы);
  • автоматический режим (настройки для вспышки задаёт камера);
  • ручной режим (пользователь самостоятельно подгоняет мощность и продолжительность светового импульса в зависимости от того, как определяет экспозицию кадра);
  • режим стробоскопа или Multi-режим (вспышка срабатывает несколько раз без перерыва во время экспозиции);
  • возможность автоматического брекетинга вспышки (вспышка делает серию импульсов разной мощности для разных кадров).

Интерфейс

Итак, мы разобрались с тем, как выглядит тестовый образец и что он может предложить пользователю. Теперь перейдём к тому, насколько легко пользователь сможет получить предлагаемое, и будет ли оно соответствовать ожиданиям.

Вспышка оснащена красивым цветным дисплеем, но взаимодействие с интерфейсом, по моим ощущениям, всё равно достаточно сложное. Ведь управлять им приходится с помощью джойстика и кнопки подтверждения (она же Set), которая, в довесок, имеет одну интересную особенность: для открытия подменю нужно нажимать на неё 2 секунды. Кроме того, перемещаться по настройкам джойстиком, а затем нажимать ещё и на кнопочку — довольно долго… За это время можно упустить важный репортажный момент… А то и два, если изображение на экране будет прорисовываться дольше обычного (такое бывает).

Возможно, дело в том, что за пару недель тестирования я так и не приноровилась работать с настройками вспышки быстро. Однако, судя по отзывам фотолюбителей, использующих Nissin Di866 Professional Mark II в быту и работе, проблема «долгого привыкания» к интерфейсу есть у многих.

Сам интерфейс реализован так: пользователь видит перед собой панель с несколькими пиктограммами — режим A, режим TTL, режимы M/Av, режим Multi, беспроводное управление, панель настроек.

Автоматический режим подменю не имеет, и изменить в нём ничего нельзя.

Режим TTL позволяет сделать экспокоррекцию (для этого используются кнопки джойстика «вправо-влево») и отрегулировать углы освещения (Zoom) c помощью кнопок джойстика «вверх-вниз». При этом если удерживать кнопку Set нажатой, можно перейти в подменю и там активировать вспомогательную вспышку, ручной зум и FP-синхронизацию (Hi-Speed, до 1/8000 cек.). (Для профессионалов отмечу, что дополнительная вспышка не только включается в подменю, но и настраивается её мощность от полной 1/1 до 1/128. Уровень экспокоррекции TTL вспышки может меняться на 19 ступеней с шагом 0,3 Ev, в диапазоне от –3,0… 0… до +3,0 Ev).

Ручной режим предлагает сразу, не отходя от кассы, определиться, будет ли вспышка работать в ручном режиме (Manual) или в режиме выбора диафрагмы. В мануальном режиме пользователь сможет отрегулировать мощность «пыха», а в «диафрагмовом» — степень регулировки диафрагмы. И тот, и другой режим имеет подменю, где можно включить дополнительную заполняющую вспышку, указать ISO, степень закрытия диафрагмы. (Профессионалам: возможны 22 варианта установок мощности вспышки: от самой полной 1/1 до 1/128 с шагом 1/3 ступени).

Режим Multi позволяет изменить частоту возникновения импульсов, их количество и мощность. Подменю обнаружено не было.

С режимом беспроводного управления всё просто: для начала нужно определиться в каком режиме должна работать вспышка — в режиме ведущей (M — master) или в режиме ведомой (R —remote). Выбор первой буквы приведёт к включению режима ведущей вспышки, вторая — к включению ведомой.

Меню Setting позволит пользователю задать собственные параметры для TTL-режима, включить короткое срабатывание вспышки для определения освещённости объекта, отключить дисплей (для экономии энергии) и отключить автоповорот экрана.

Расширенное меню (2 сек.) — только в двух режимах TTL и Manual/AV. Всё — больше нет. К тому же функции в расширенном меню не нужны особо для репортажной съёмки (для чего например часто включать режимы ведомой вспышки — Slave?). Впрочем, о съёмках — чуть ниже.

В работе

Ну, всё, с техническими характеристиками и описаниями мы закончили, можно перейти к практической части, которая, по большому счёту, будет представлять собой словесное описание моего опыта работы с тестовым образцом Nissin Di866 Professional Mark II. Словесное — потому, что мне удалось использовать устройство по назначению, для реальных заказных съёмок, фото с которых я не могу выложить. Стоит отметить, что такая «полевая работа» позволяет намного точнее определить своё отношение к продукту и описать его сильные и слабые стороны, нежели статичное фотографирование сложносочинённых натюрмортов в контролируемых неменяющихся условиях (снимки натюрмортов как раз-таки опубликованы будут).

Итак, первое, что бросается в глаза при работе вспышки, это не её брутальный внешний вид, а странный жужжаще-трещащий звук, возникающий тогда, когда вспышка включена. Он едва слышим, но немного напрягает, поскольку поначалу не кажется «очень здоровым». Однако, попробовав в работе два тестовых образца и прочитав отзывы пользователей, я сделала вывод, что со «здоровьем» вспышки этот потрескивание никак не связано — просто такая особенность, к которой нужно привыкнуть.

Привыкнув к этому звуку, начинаешь снимать спокойно, обращая внимание только на получающийся результат. Который, конечно, радует, но не всегда.

При работе в автоматическом режиме вспышка стабильно промахивается, изрядно не досвечивая или пересвечивая кадр (есть версия, что причиной тому является прошивка вспышки).

А при работе в режиме TTL приходится делать экспокоррекцию либо на камере, либо на вспышке (уводить на треть стопа «в плюс», а то и больше), что, впрочем, не так критично. Также на результат работы вспышки в этом режиме изрядно влияет и то, какой режим работы вспышки включён на камере: так в режиме ADI и режиме TTL результат будет разным. Результат будет также зависеть от объектива: среди моей оптики нашлась и такая модель, фокусное расстояние которой вспышка все время определяла неправильно (это Minolta 50 mm, f1.7), отчего промах по экспозиции становился сильнее.

В ручном режиме срабатывания всегда точные, но с ним ещё надо повозиться, особенно, если условия и сюжеты съёмки меняются на глазах…

Режим стробоскопа, HSS и дополнительная вспышка работают без проблем, легко включаются и все, что требуется от них, выполняют.

« Lensbaby Ultimate Portrait Kit, приехавший ко мне на тест, с успехом позволит фотографу делать и снимки с эффектом Soft Focus, и снимки, покрытые «дымкой», и снимки с очень небольшой и смещённой зоной фокуса (tilt/shift) и даже снимки с художественным боке: где точеные источники света — не «кругляши» или «лимончики», а птиченьки и цветоченьки »

Вообще дополнительную вспышку можно назвать одним из главных достоинств устройства. Она «подбивает» тени, возникающие при отражении света от потолка, что может быть полезно при съёмке портретов и в тёмных помещениях (чтобы сделать картинку более светлой). При этом мощность импульса дополнительной вспышки можно настроить отдельно…

Иногда условия бывают настолько суровы, что без подсветки автофокуса не обойтись. Подсветка автофокуса Nissin Di866 Professional Mark II имеет форму мишени с нечёткими краями, и камера с трудом на ней фокусируется, тогда как у «родной» вспышки подсветка позволяет быстро и точно фокусироваться даже на идеально ровных поверхностях без текстуры в полной темноте. При этом встроенная подсветка камеры (в моём случае это Sony A850) работает лучше, чем подсветка тестируемого продукта, несмотря на то, что последняя покрывает большую площадь и имеет лучший контраст.

Если же вы хотите не просто снять репортаж, равномерно осветив помещение, а придать картинке интересный световой рисунок, тут одной вспышкой не обойтись. Понадобится, как минимум, две.

Использовать две и более вспышки не составит труда. Тестируемое устройство справляется с работой и ведомой вспышки (той, что «поджигается» от «чужого» импульса), и ведущей (той, что «поджигает»). Стоит отметить, что две вспышки одной модели «поджигались» друг от друга намного легче и проще, чем одна вспышка Nissin и одна Sony. Для запуска второго варианта работы пришлось довольно долго ковыряться в настройках, но сделать это придётся только один раз, потом будет проще.

К сожалению (или к счастью), мне не удалось подсчитать максимальное количество импульсов, которое даёт вспышка прежде чем разрядится: на съёмках она так и не разрядилась. По моим данным, 300 кадров она делает без проблем.

Фотографии и иллюстрируемые ими автоматические режимы (A и TTL) работы вспышки

Мануальные режимы не тестировались отдельно, так как в данных режимах всё зависит не от устройства, а от пользователя. Все снимки делались в одинаковых условиях, с использованием одной и той же оптики (Sony Carl Zeiss 85 mm f1.4, ZA), при одних и тех жн настройках камеры (ISO 100, 1/200, f2.8, баланс белого автоматический). Фото не подвергались никакой постобработке.

Вспышка бьёт «в лоб» в режиме TTL, на камере установлен режим ADI
Вспышка бьёт «в лоб» в режиме TTL, на камере установлен режим ADI

Вспышка бьёт «в лоб» в режиме TTL, на камере установлен режим TTL
Вспышка бьёт «в лоб» в режиме TTL, на камере установлен режим TTL

Вспышка бьёт «в лоб» в полностью автоматическом режиме, на камере установлен режим ADI
Вспышка бьёт «в лоб» в полностью автоматическом режиме, на камере установлен режим ADI

Вспышка бьёт «в лоб» в полностью автоматическом режиме, на камере режим TTL
Вспышка бьёт «в лоб» в полностью автоматическом режиме, на камере режим TTL

Иллюстрация работы дополнительной вспышки

Вспышка в режиме TTL бьёт в потолок, активирована дополнительная вспышка на мощности 1/32
Вспышка в режиме TTL бьёт в потолок, активирована дополнительная вспышка на мощности 1/32

...то же самое, но без вспышки.
...то же самое, но без вспышки.

Иллюстрация работы беспроводного режима вспышек

Nissin «подожгла» ведомую вспышку, из-за чего рисунок кадра, который тебе освещают два искусственных источника (на самом деле источников света больше, так как есть ещё отражающие поверхности на кухне и окно), заметно изменился.

Тестовая вспышка работает ведущей
Тестовая вспышка работает ведущей

Nissin бьёт в потолок в режиме TTL, без дополнительных вспышек
Nissin бьёт в потолок в режиме TTL, без дополнительных вспышек

Заключение

Вспышка Nissin Di866 Professional Mark II выполнена качественно, имеет отличные технические характеристики и предоставляет все возможности для плодотворной работы.

Плюсы:

+ Дополнительная вспышка, которая работает как заполняющий свет.
+ Высокая скорость перезарядки (отсутствие незапланированных работ Малевича среди репортажных кадров).
+ Отличная мощность.
+ Обилие настроек и возможностей.

Минусы:

– Вспышка может промахиваться по экспозиции.
– Есть странный звук механизма, к которому придётся привыкнуть.

Стоимость Nissin Di866 Professional Mark II, согласно Яндекс.Маркету, составляет от 10 551 до 10 900 рублей. Если вы новичок-любитель, для вас это неплохой продукт за свою цену, с помощью которого можно напорядок улучшить свои снимки, если вы снимаете без вспышки. Профессионалам вспышка подойдёт в качестве второй, запасной, или же даже в качестве, не сильно бьющей по карману.

Просто пример использования вспышки в быту (с пост-обработкой)
Просто пример использования вспышки в быту (с пост-обработкой)

Обновление

По поводу того самого странного звука мы получили официальный ответ от компании Nissin:

«Наличие шума в модели Nissin Di866 Mark II вызвано переключением (включением/выключением) зарядной цепи, регулирующей зарядный ток на очень высоком уровне точности, шум генерируется высокоскоростным переключением повышающего трансформатора. Наличие шума является нормальным и уровень громкости генерируемого звука вполне низок и допустим. Вспышки Nissin  разработаны в соответствии с сертификатами FCC и CE».