Меня часто спрашивают: если, как я утверждаю, Windows Phone настолько хорошая система, то почему у неё такие плохие продажи? Я считаю, что подход Microsoft к WP7 страдает рассогласованием нагрузки между операторами и производителями, тогда как подход Google, наоборот, снижает трение между операторами и производителями за счёт конечных потребителей. Главный вопрос звучит так: будет ли недовольство конечных потребителей проблемами Android с совместимостью и фрагментацией настолько сильным, чтобы смог победить более совершенный продукт?
Отсутствие на Windows Phone фрагментации (этой осенью почти все устройства с WP7 от всех производителей и операторов автоматически получили WP7.5 Mango) подчёркивает одну из главных причин: производители устройств, сотовые операторы, поставщики ОС и конечные потребители находятся в очень сложном заколдованном круге.
Этот заколдованный круг состоит в том, что каждая сторона рынка одновременно и даёт, и получает позитивную ценность от других сторон. Этот обмен позитивной ценностью очень интенсивен, и в нём очень низкий уровень трения, что позволяет циклу расти всё больше и больше, как снежный ком. А чем больше у рынка разных сторон-граней, тем сложнее вся система и тем сложнее такой цикл создать изначально.
В мобильной отрасли у рынка четыре стороны, и они не очень хорошо пригнаны друг к другу. Имеет место разрегулировка, из-за чего рынок очень нестабилен. Android преуспел (по крайней мере по числу единиц) потому, что сумел капитализировать эту разрегулировку. Apple пыталась изменить правила игры, полностью отрезав одну из сторон рынка. Windows Phone взяла на вооружение принципиально иную стратегию.
Перечислим четыре главные стороны рынка мобильных устройств.
Операторы. Владеют потребителем, платёжной системой, продажами, физическим каналом и средствами на маркетинг. Они терпеть не могут быть просто толстой трубой, но их структура капитальных затрат такова, что они всегда будут просто толстой трубой.
Производители устройств. Владеют железом и индустриальным дизайном. Терпеть не могут, что не получается владеть потребителем. Но их зацикленность на железе (и производственной структуре расходов) мешает им изменить эту ситуацию.
Поставщики ОС. Владеют самим ядром пользовательской парадигмы и основной массой инноваций. Терпеть не могут, что не владеют потребителем. Их корневые бизнес-модели (поиск, настольная/серверная ОС, поиск и т.д.) и неспособность выпускать железо делают их зависимыми от различных посредников между ними и потребителем.
Пользователи. Владеют ограниченным количеством денег. Находятся под сильным воздействием рекламы. Для них всё просто: они покупают телефонную услугу и/или телефон у оператора. Они любят всё технически продвинутое и обычно купят всё, что услышат в рекламе или от продавцов в магазинах.
Я не упомянул разработчиков приложений. Это тоже одна из сторон рынка, приложения и их разработчики играют важную роль, однако в контексте моей мысли в данной статье этот момент не принципиален.
Как уже отмечалось, Apple удалось добиться успеха (по крайней мере с точки зрения доходов) за счёт удаления производителей. После этого Apple сделала операторов чем-то большим, чем просто толстая труба. Это тема для другой статьи, но здесь замечу, что, на мой взгляд, со временем эта стратегия для Apple будет работать всё хуже и хуже.
Google добилась больших успехов с Android (по крайней мере в количественном выражении) по той причине, что эта ОС специально создавалась для уменьшения трений между всеми сторонами рынка. Она приспосабливается и под производителей, и под операторов. Каждому она дала возможность делать то, что у них получается лучше всего: производителям — выпускать много устройств, операторам — продавать много устройств. Пользователям она дала огромный выбор. При этом, я считаю, она создала слишком большую фрагментацию, которая со временем сведёт с ума конечных потребителей.
Microsoft со своей Windows Phone взяла на вооружение другой подход. WP показывает средний палец и производителям, и операторам. Производителям она говорит: вы должны использовать такие-то и такие-то спецификации. Операторам: вы должны обновлять устройства так-то и так-то.
« Apple и Google сейчас являются двумя колоссами индустрии мобильной техники, будь то планшеты или смартфоны. Microsoft пока в роли догоняющего: Windows Phone 7 еще не набрала обороты, Windows 8 только мерещится где-то на горизонте. А Apple и Google, словно сговорившись, выпустили свои софтовые новинки: iOS 5 и Android 4 (Ice Cream Sandwich) — с разницей в какой-то месяц »
В результате обе эти стороны рынка не испытывают большого энтузиазма к этой ОС, и особенно операторы. Вспомним, что конечные потребители находятся под большим влиянием рекламы и продавцов в магазинах. Именно операторы владеют средствами на маркетинг, которые они тратят в размере миллиардов долларов в год. Эти деньги берутся у других сторон рынка — поставщиков ОС и производителей устройств, но тратят их именно операторы. Они играют роль агрегатора, где все эти деньги пускаются в ход. Именно операторы решают, какие устройства рекламировать по телевизору, какие устройства должны продвигать продавцы в магазинах и т.д.
Вот почему Windows Phone, которая превосходит Android как продукт, продаётся хуже Android. Операторам очень легко тратить деньги на маркетинг Android-устройств, легко обучать продавцов для их продвижения. Но чтобы операторы начали тратить деньги на рекламу WP7, Microsoft должна очень сильно давить на них. В частности, Microsoft должна объяснять им, как правильно мотивировать своих продавцов.
Я бы очень хотел верить, что в конечном итоге победит всё же качество конечного продукта для конечного потребителя.
На данный момент мне интересно, сможет ли Microsoft достичь серьёзного прорыва за счёт постоянных инвестиций в платформу и тесного сотрудничества с производителями, такими как Nokia. Microsoft умеет проявлять чудеса настойчивости и терпения, мы уже знаем это из истории. Посмотрим, что будет на этот раз.
А тем временем Android-устройства будут и дальше продаваться, как горячие пирожки, и фрагментация будет всё хуже и хуже.