«Думать иначе» — это не просто лозунг, а платформа, база, основа, паттерн всего существования Apple. И кто знает, куда заведут такие думы нового руководителя компании Тима Кука. Но сможет ли Apple думать иначе сейчас, когда внимание рынка к ней сильное, как никогда?
На днях я зашёл в магазин, где юная девушка покупает iPhone 4 в кредит. Стоимость телефона около 40 тысяч в розницу, в кредит переплатит ещё половину от этой суммы. Итого 60 штук за девайс, красная цена которому тысяч 15, ну 20 (с плеча рубишь! — Прим. ред.) Это не вопрос здравого смысла, это вопрос веры. Стив Джобс создал в гараже компанию не мечты, а веры.
Но даже сыну Божьему был отпущен свой срок на грешной Земле. 26 августа этого года Стив Джобс ушёл со своего поста. Опять. И всё равно сенсация. Конечно, акционеры сразу заволновались: ушёл Пророк, пришёл Кук — вроде и неплохой малый, но как-то хочется звякнуть личному брокеру да побыстрее акции продать — ведь обвалятся, как пить дать обвалятся! Бог создал мир, а поставил управлять миром человека. Что из этого вышло, мы все наблюдаем каждый день. Хороший управленец — это не Мессия и не визионер. Это просто линейный менеджер с дресс-кодом и корпоративной этикой.
И вот, не прошло и полгода, вторая сенсация от компании из Купертино: возможный выкуп акций. Сразу паника (у биржевых аналитиков работа такая — паниковать): Apple может выкупить все акции и свалить с фондового рынка.
Сможет ли Apple существовать вне биржи? Думаю, да. Организовать сбор пожертвований у верующих подобно христинским церквям и мусульманским общинам — и всего делов. Может ли биржа без Apple? Может. Компаний много и все они думают одинаково. Другое дело, что вывод акций совпал с тем моментом, когда Apple стала самой дорогой IT-компанией на фондовом рынке.
Всё это время аналитики и другая околобиржевая братия уверяли нас в том, что рыночная капитализация есть важнейший показатель для компании. Падает цена акций — прощай имидж, доверие инвесторов и прочие неколичественные и неизмеримые индикаторы. При этом, спросите любого аналитика: «Нафига козе боян?», — то бишь: «Зачем эта капитализация нужна после привлечения инвестиций?» Молчит аналитик, как партизан.
Паникёрам лучше посмотреть в историю. В далёком 1987 году случалось уже крупному IT-гиганту наплевать на капитализацию и чуть было не обвалить фондовый рынок США. Любопытным рекомендую поискать в интернете статью Сергея Голубицкого «Страсти по Интелу» с подробным анализом «Чёрного понедельника» — именно так назвали 19 октября 87-го года биржевые аналитики, когда впервые в новейшей истории компания пошла против рынка. В тот раз биржа выстояла и не позволила Intel утащить себя в новую Великую Депрессию. А сама компания доказала, что является воистину непотопляемой, сколько бы ни стоили её акции. Так что вопрос «Компании для биржи или биржа для компаний?» следует отбросить — как вредный и лишний.
Насколько быстро сдуется стоимость Apple — тоже вопрос не простой. Да, рыночная капитализация компании выросла на активном маркетинге и рекламе. Но это лишь половина успеха. Вторая половина — инвестиции в будущее: патенты, инновации, научные исследования. На них тратились большие деньги — и ещё большие заложены в бюджеты будущих лет.
Но акционерам-то не понять! Вот и принял новый топ-менеджер Apple простое решение в непростой ситуации: выкупить часть акций, чтобы средний доход на одну акцию вырос. А там и пятый айфон выйдет, и третий «Отпад» выпустят. И мы опять купим всё это за наши кровные. Аминь.