«Я хочу, чтобы современное искусство можно было трогать и с ним взаимодействовать», — убеждён художник Константин Худяков, виртуозно используеющий в своём творчестве цифровые технологии. А пермские «Гейтсы» помогают ему свободно перемещаться в виртуальном пространстве и завораживать зрителя лабиринтами образов.
8 сентября в офисе РОСНАНО открылась выставка, в центре которой — проект Art multitouch, созданный Константином Худяковым совместно с пермской мультимедиагруппой Vitamin. Анатолий Чубайс и сотрудники корпорации, активно поддерживающей передовые технологии, с интересом прикасались к сенсорному экрану, наблюдая за молниеносной сменой картинок, которые появляются по методу случайных чисел и сопровождаются оригинальным саундтреком.
Суть проекта в том, что в плазменную панель загружается более 500 вариаций каждой из четырех мультимедийных картин. Суперпрограмма, над которой полгода колдовали талантливые программисты из Перми во главе с директором Vitamin'а Андреем Хусидом, позволяет моделировать бесчисленное множество визуальных сочетаний, вращать, приближать и удалять изображение, проигрывать контент как слайд-шоу и видеоролики, ощущая себя соавтором творческого процесса. Одна из работ «Глаз ангела — Не ждали» создана на основе картины Ильи Репина, набившей оскомину еще со школьных лет. Только классических персонажей Худяков раздел и раскрасил в шахматный узор, обыгрывая тему безвольных «пешек», которыми манипулируют некие высшие силы.
Работа «Зеркальные сны» создана на основе эпатажной фотосессии известного фотографа Владимира Глынина. Сюжет сновидения манит зрителя болезненным эротизмом: девушке накануне свадьбы снится, что её избранник — гей. Стильные, хлёсткие, антигламурные фото выразительно передают накал страстей, а когда в калейдоскопе мультимедиа мелькают не фигуры в полный рост, а кадры макросъёмки — рука, пол-лица или нога с татуировкой, создается ощущение раздробленной реальности, в которой каждый человек одинок и никак не может найти свою «половинку».
Ещё две мультимедийные картины — «Утро стрелецкой казни» и «Женщина и муха» — вызывают тревожные ассоциации, хотя от них и невозможно оторваться, погружаясь в хитросплетения образов.
Стереоскопические картины в 3D — «Череп Адама», «Рождение руки», «Рождение уха» и другие — созданы по уникальной технологии наслоения множества кадров на специальную основу. Они объёмны и зловещи, в них ощущается апокалиптический настрой. Но это ещё цветочки по сравнению с хитроумными зеркалами, которые Худяков недавно представил на Венецианской биеннале. Издали кажется, что перед нами обычная зеркальная поверхность, а вблизи из рамы выглядывает лицо Карла Маркса, искаженное криком.
К счастью, на 4-й Московской биеннале мэтр мультимедийного искусства не будет пугать зрителей, представив 20-метровую инсталляцию женской фигуры, сотканную при помощи компьютерных технологий из тысяч кадров прекрасных моделей.
Об этом проекте Константин Худяков говорит так: «Работа с компьютером — безумно комфортна и удобна, можно многое моделировать, не пачкая рук. Для нового проекта я использовал фотографии 60 000 фрагментов красивой женской плоти. Я сканирую мощной камерой фрагменты кожи и потом с помощью специальных программ для скульпторов обклеиваю фигуру модели, чтобы создать некий идеальный образ».
2,5 млрд мегапикселей, разрешение 1800 точек — таковы параметры цифровой Афродиты Константина Худякова, которая отражает реалии эры мультимедиа. Возможно, недалек тот день, когда работы талантливого художника и его пермских партнеров можно будет скачать, как и другие приложения, в Apple Store. «Вы можете коммерциализировать этот проект и стать мультимиллионерами, — заметил Анатолий Чубайс, предложив взять для интерпретаций и другие классические работы, например, импрессионистов. На заманчивое предложение Андрей Хусид ответил, что пока есть стремление сохранить эксклюзивность, ведь в полном объёме виртуальные картины, каждая из которых весит более 4 ГБ, пока не потянет ни один гаджет. А упрощать произведение искусства — значит свести на нет его глубину.
Для справки
Константин Худяков — один из основателей и председатель правления Центра современного искусства М'АРС (Москва), член-корреспондент Российской академии художеств, президент Творческого союза художников России. Техническое решение проекта разработано компанией Vitamin (vigroup.ru), создающей презентации и приложения для сенсорных экранов, планшетов и гаджетов.
Art multitouch проекты были представлены и отмечены на ключевых арт-площадках России и мира: в Пермском музее современного искусства PERMM, на ярмарке «Арт-Москва», Международной Московской биеннале современного искусства, Международной ярмарке FIAC в Париже, в частной галерее Монако, находятся в частных коллекциях. Олег Шардин представил проект Art multitouch на конкурсе молодых творческих предпринимателей в области медиа IYME, организованном Британским советом. По итогам конкурса он вошел в число пяти финалистов и выиграл образовательный грант в размере 50 000 рублей.