27/08/2011 12:25 | Анна Кирикова

Фототворчество. Обзор набора для творческой съёмки Lensbaby Ultimate Portrait Kit

Всем известно, что практически любой фотограф, поснимав портреты на «полтинник» или «телевик», нет-нет да и задумается: «А не попробовать ли мне что-нибудь эдакое?» 

И уж тогда в ход пойдут самодельные пинхолы (pinhole), монокли и вазелин. Последний, кстати, используется путём намазывания на переднюю линзу объектива, который «не жалко», или на специальный защитный фильтр, предварительно надетый на стекло — это немного двоит картинку и «смазывает» её. Разумеется, ко всему этому можно добавить женские капроновые колготки (один мой знакомый использует их для создания так называемого эффекта «мягкого фокуса» — Soft Focus), драные целлофановые пакеты и открученный напрочь объектив, приставленный к камере под определённым углом…

Всё это, конечно, забавно, необычно и креативненько. Да вот на каждую съёмку с колготками не пойдёшь…  Тем более, с вазелином!

Зато туда вполне пойдёшь с набором для творческой портретной съёмки, сделанным легендарной компанией Lensbaby. Lensbaby Ultimate Portrait Kit, приехавший ко мне на тест, с успехом позволит фотографу делать и снимки с эффектом Soft Focus, и снимки, покрытые «дымкой», и снимки с очень небольшой и смещённой зоной фокуса (tilt/shift) и даже снимки с художественным боке: где точеные источники света — не «кругляши» или «лимончики», а птиченьки и цветоченьки.

 

Комплектация

Итак, Lensbaby Ultimate Portrai Kit был доставлен ко мне в картонной и красиво оформленной коробочке. Чем же она полна? 

Практически всё пространство упаковки занимает достаточно объёмная вытянутая сумка с ремнём и небольшой ручкой, сделанная из плотного материала и выстланная изнутри мягкой салатовой тканью. Она достаточно плотная и спасёт оптику от умеренного дождя и не очень сильного удара.

На нижней поверхности сумки располагаются творческие объективы (Lensaby Scout и Lensbaby Composer Pro) и оптические насадки (широкоугольный и теле-адаптеры). 

Объективы не имеют «встроенных» диафрагм, потому чуть выше, в специальных кармашках, находятся коробочки с наборами диафрагм, напоминающие миниатюрные сковородки с длинной ручкой. Каждая диафрагма выполнена из тонкого, нарезанного колечками пластика, намагничена и имеет своего близнеца — то есть, посеяв одну, пользователь может не посыпать голову пеплом, а просто достать другую с такими же характеристиками. Самая «открытая» диафрагма, найденная в наборе, имеет значение 2.8, самая «закрытая» — 22. Ступеней, на которые можно изменять данный показатель, не так много — от 2.8 до 22 можно «дойти» за семь шагов.

Художественные диафрагмы из Creative Aperture Kit 2 (диафрагмы, где отверстие имеет не круглую форму, а форму спирали, решётки, сердечка, и так далее) «не спарены», помещены в небольшой пакетик и отдалены от своих «классических» коллег. Что странно, ибо потерять их было бы намного печальнее, чем «обычные», и отдельное плотное хранилище с крышкой им бы не помешало.

Кроме того, в комплект входят две небольших бархатистых сумочки из микрофибры для хранения оптических насадок и пара кратких инструкций по пользованию «стёклами». 

 

Условия тестирования

Поскольку представленный набор имеет крепление Canon EF (в ассортименте компании-производителя имеется также версия и для Nikon), то тестирование в основном проводилось c использованием популярной полнокадровой камеры Canon 5D Mark II. Кроме того, несколько тестовых снимков были сделаны на Canon 400D и Canon 40D с кроп-фактором 1.62.

По большей части тестовые съёмки проводились на пленере. Однако было сделано и несколько студийных кадров. Съёмки проводились преимущественно в ручном режиме работы камеры: все параметры менялись в зависимости от освещения.

В качестве основного сюжета для съёмки был избран женский портрет (что не удивительно, ведь набор Lensbaby Ultimate Portrait Kit позиционируется именно как портретный).

 

Lensbaby Scout

Объектив Lensbaby Scout, входящий в комплект, имеет оптическую насадку Soft Focus (её легко можно заменить на что-либо другое из ассортимента того же производителя, поскольку особенностью объективов как раз является возможность развивать и наращивать систему сменных насадок) и является по сути своей моноклем. 

Он имеет однородный, немного «приталенный» серебристый корпус и чёрное кольцо для ручной фокусировки. Автофокуса объектив не имеет. Его фокусное расстояние — 50 мм (сразу стоит отметить, что 50 мм для съёмки портрета на full-frame-камеру все-таки маловато, потому картинка выглядит снятой на широкий угол — для исправления этого пригодится теле-адаптер, о котороым мы расскажет чуть ниже).

То, какой рисунок дает объектив, зависит в основном от того, с какой диафрагмой он используется, однако, в общем и целом, его можно описать как мягкий, без ярко выраженной зоны резкости и немного туманный. 

Причём, чем более открыта диафрагма, тем более выражен эффект «смазанности» и отсутствия выраженной зоны фокусировки. То есть без использования какого–либо диафрагменного диска художественная мягкость и нерезкость будет максимальной. 

Scout, без диафрагмы

Scout, кроп-зона

А вот, используя диафрагму со значением 22 или 16, фотограф может и вовсе не заметить эффекта Soft Focus — снимок будет выглядеть так, как будто его снимали на обычный, не очень резкий объектив. Однако и еле-еле заметный «мягкий фокус» может быть полезен, если того требует сюжет съёмки.  



Scout f16

Scout f16, кроп

Поставив диафрагму со значением 2.8 (причём, поставив в прямом смысле слова — поместив её прямо перед внешней линзой с помощью той самой «сковородки»,  в которой она хранилась), пользователь увидит, что картинка приобретёт те же мягкие очертания, что и при съёмке без использования диска диафрагмы, но всё же будет чуть более резкой. 

Scout f2.8

Scout f4

Таким образом, «наращивая» значения диафрагмы в большую сторону, мы фактически уменьшаем художественный эффект снимка, но получаем больше пространства в зоне резкости... Так что, то, какую использовать диафрагму, зависит от того сюжета, который необходимо снять. Чем более «художественно-заблюренным» должен получиться снимок, тем более открытую диафрагму стоит использовать.

Ещё одна интересная особенность объектива — его работа против света: а против света Scout, как и все монокли, работает плохо — «Плохо» в общепринятом понимании. Солнечные зайчики, громадные «паразитные» лучи обязательно появятся на изображении и выльются в технический брак. Хотя и исключения все же бывают — засветы могут дать интересный эффект, предсказать который, однако, заранее невозможно, равно как и невозможно повторить его, используя «топовую» оптику.

Scout против света

Scout против света

Говоря про объектив, нельзя не поднять вопрос о его резкости. Несмотря на то, что звенящей резкости от монокля ожидать неразумно, на полном кадре резкости Lensbaby Scout немного не хватает (это особенно заметно при съёмке в условиях студии, однако имеет и свои плюсы — не регистрируются многие дефекты кожи моделей). 

Scout: резкость при студийной съёмке

Soft Focus в студии

Впрочем, на «кропнутых» камерах нехватка резкости не бросается в глаза так сильно. 

 

Lensbaby Composer Pro

Второй объектив набора — Lensbaby Composer Pro — имеет оптику Double Glass и может быть охарактеризован как объектив с эффектом tilt/shift. Это не тилт/шифт объектив в прямом понимании, по принцип работы продукта очень на него похож.

Устройство имеет очень интересную конструкцию: передняя часть объектива как бы утоплена в заднюю, но при этом свободно вращается в любом направлении — в общем, сложно объяснить словами.  

Это и позволяет достичь эффекта смещенного фокуса: когда резкая часть изображения может оказаться практически где угодно: хоть справа вверху, хоть слева снизу, хоть слегка в стороне от центра. В общем, там, где только пожелает трепетная душа фотографа. Причём, всё, что находится вне этой «плавающей» зоны резкости, будет размыто…И, так же как и в случае с Lensbaby Scout, то, насколько все будет размыто, зависит от выставленной диафрагмы. От нее же зависит и то, насколько огромным будет… изолированное пятно с резкостью. 

Composer Pro f2.8

Composer Pro без диафрагмы

Разумеется, чем более открыта диафрагма, тем больший процент площади изображения будет в расфокусе. Максимальный расфокус даёт наибольший художественный эффект и позволяет фотографу как следуют похвастаться картинкой. Однако он же и делает работу наиболее сложной: поместить смыслообразующую часть сюжета в нужную, фактически микроскопическую зону поначалу трудно необычайно (стоит учитывать, что отсутствие автофокуса может быть неудобно для людей со слабым зрением (и особенные трудности возникнут именно при использовании Composer Pro, зона резкости которого «ходит туда-сюда»).

Закрытые диафрагмы не настолько упрощают рисунок tilt/shift-объектива: коё-какие остаточные эффекты можно заметить, и используя значения от 16 и выше. Что прекрасно иллюстрирует студийная съёмка, где более открытую «дырку» использовать было нереально.

Composer Pro в студии

Используя творческие диафрагмы, мы получаем картинку, где точечные источники света (огоньки, свет, проходящий сквозь листву деревьев), приобретают формы отверстий в диске диафрагмы. 

Composer Pro + Creative Aperture

Composer Pro + Creative Aperture

Казалось бы, это здорово (да это и есть здорово), но если точечных источников слишком много, то вместо красивой картинки на заднем плане снимка может оказаться маловразумительное месиво. Что ещё раз подтверждает то, что использование той или иной диафрагмы должно быть оправдано в первую очередь сюжетом снимка, а не чем-либо ещё.

Резкость у Composer Pro примерно на таком же уровне, что и у его коллеги. При работе против света «стекло» проявляет такую же модель поведения.

 

Адаптеры

В комплекте Lensbaby Ultimate Portrait Kit можно найти не только оптику с фиксированным фокусным расстоянием, но и два адаптера, позволяющие это расстояние менять. Как широкоугольный, так и теле-адаптеры прикручиваются к резьбе на передней линзе и представляют собой дополнительные линзы, «упакованные» в плотный корпус.

Широкоугольная насадка уменьшает фокусное расстояние в 0,6 раза, то есть 50 мм становятся 30 мм, что на полном кадре совершенно не пригодно для съёмки портретов, поскольку начинает искажать пропорции лица. Впрочем, судя по тестовым снимкам, «ширик» искажает не только пропорции лица, но и изгибает вертикали по краям картинки в дугу — это дисторсии, свойственные почти всем не топовым моделям объективов. Стоит отметить, что не на полном кадре искажения заметны не столь сильно.

Scout + широкоугольный конвертер

Теле-конвертер увеличивает фокусное расстояние объективов в 1.6 раза, следовательно, 50 мм превращаются в 80 мм — что может считаться минимальным портретным расстоянием для ФФ камер. На кропе же 80 мм — уже ближе к расстоянию «телевика» (что, конечно, не плохо, но отходить от модели фотографу придётся немного дальше).

Scout + телеконвертер

Заключительное слово

Lensbaby Ultimate Portrait Kit — интересный, но весьма специфичный продукт. Он выполнен очень качественно, добротно и предназначен для тех, кто находится в творческом поиске и не хочет ограничивать себя «протокольной» съёмкой девочек на лужайке. Для тех, кто хочет удивить своих клиентов или, быть может, всерьез заняться арт-фотографией (надо отметить, что набор, позиционирующийся как портретный, может также прекрасно подойти для съёмки пейзажей и натюрмортов). 

Кроме того, комплект может пригодиться тем, кто уже давно интересуется различными «необычными» эффектами съёмки, перепробовал много кустарных, доморощенных способов, однако решил, что надо перейти на что-то солидное и стопроцентно гарантирующее результат. Картинка, получаемая на выходе, безусловно, стоит покупки, особенно если вы профессиональный фотограф.

Стоимость набора составляет около 20 000 рублей: недешёво, но покупать комплект заметно дешевле, чем собирать его по отдельности. Всё же это не предмет первой необходимости, и мне кажется, что приобретать его будут только те, у кого уж есть всё необходимое для повседневной работы. Или те, кто отдаёт предпочтение художественной съёмке, игнорируя многое другое.

Для тех, кто всё же хотел бы сделать себе подарок и обзавестись творческим набором от Lensbaby, но потратить немного меньше, есть и другое предложение — комплект Lensbaby Portrait Kit, укомплектованный Composer, «коллекцией» диафрагм и оптическими насадками. Такой набор стоит в среднем на 3000 рублей дешевле.

Благодарности: автор статьи выражает особую благодарность фотохудожнику, члену союза фотографов России, Вадиму Шекуну за консультацию и предоставление камеры для тестирования (автор обзора «сидит» на Minolta A), а также моделям из модельного агентства «Ева» за бескорыстное позирование.

 

Посмотреть и прокомментировать фотографию отдельно можно на наших страницах в Facebook и ВКонтакте