Недорогие, но функциональные DJ-контроллеры в паре с обычным ноутбуком стали одним из важных факторов популяризации диджеинга как хобби и даже профессии. Пионерами в этой области стали французская компания Hercules, ещё где-то в 2003 году представившая серию контроллеров DJ Console; позже присоединившийся к «вечеринке» немецкий производитель аудиотехники Berhringer, вместе со своими моделями BCD-2000 и BCD-3000; и японская Vestax, микрохарактеристику которой мы дадим чуть ниже. В общем, конкуренты собрались со всего прогрессивного света.
Vestax и Hercules, в отличие от Behringer, продолжают выпускать новые модели DJ-контроллеров и по сей день; однако, если Hercules делала дешёвые, небольшие и, по убеждению многих, не очень-то внешне привлекательные контроллеры, то Vestax взяла курс на тонкий корпус и стильность. Тем не менее, Hercules, набрав достаточно опыта в сфере производства недорогих MIDI-контроллеров, с помощью ряда моделей может свободно конкурировать с контроллерами Vestax уже по всем параметрам. Об одном из таких DJ-контроллеров нам и хотелось бы рассказать в этом обзоре — Hercules DJ Console RMX.
Комплекатция, внешний вид и конструкция
В коробке с контроллером идёт сумка, установочный диск, инструкция по эксплуатации и серийный ключ к программе VirtualDJC 5 Edition. В достаточно вместительную сумку влезет не только 3-килограммовый контроллер размерами 35×25 см, но и небольшой тонкий ноутбук типа MacBook Air (DJ и надкушенное яблоко — уже почти что стандарт). В случае чего с контроллера всегда можно открутить сантиметровые ножки, так как на днище имеются небольшие прилеплённые резинки.
Несмотря на то, что MIDI-контроллеры до сих пор довольно редко используются в клубах, увидеть железный корпус всё равно приятно; это делает любительскую диджейскую технику уже больше внеше похожую на профессиональную. Гравировка нанесена качественно — все подписи к элементам управления читаются без проблем. Сами элементы управления — ручки и кнопки — сделаны из пластмассы; верхняя часть джогов (дисков) выполнена из пластика типа «софт-тач» для лучшего сцепления с пальцем. К слову, всего на контроллере 2 джога, 6 фейдеров, 12 ручек и 46 кнопок.
Место на лицевой части панели инженеры использовали весьма эффективно, разместив основные секции управления на удобном расстоянии друг от друга. Единственное, чем пришлось пожертвовать из-за нехватки места: секцией управления эффектами. Джоги, несмотря на то, что достаточно маленькие, оказались очень удобными, полностью сняв необходимость в отдельных кнопках настройки тональности «+» и «–». Между ручками эквалайзера находятся клавиши навигации по треклисту, которые при должной сноровке должны полностью снять необходимость использовать тачпад ноутбука. С помощью всего семи кнопок можно выбирать не только треки, но и плейлисты, и затем загружать их в программу.
Однако несколько претензий к конструкторским решениям всё же есть: для управления громкостью общего сигнала выделен целый фейдер, занимающий достаточно много места между фейдерами двух дек. Куда полезнее на этом месте были бы световые индикаторы сигналов, как на «взрослых» микшерных пультах.
Неприятной стороной кнопок RMX стал их чересчур большой ход: на работу это влияет не сильно, но ощущения от таких кнопкок не самые лучшие. Куда больше мне понравились ручки и фейдеры: во-первых, они, как уже было сказано, находятся на достаточном друг от друга расстоянии, а, во-вторых, их упругость хода достаточно хорошо сбалансирована: контроллеры не слишком тугие, и не слишком слабые.
На передней торцевой панели расположены всего два разъёма, и оба — дублирующие: вход микрофона и выход наушников. Дублирование каких-то элементов (тем более, при столь ограниченном пространстве) — не самая лучшая конструкторская идея. Всё же это место, на мой взгляд, можно было использовать для того, чтобы переместить менее важные кнопки и элементы с лицовой панели и сделать секцию для управления эффектами.
Приятная особенность кнопок — синяя подсветка, позволяющая видеть состояние привязанной к ним функций в данный момент
Приятная особенность кнопок — синяя подсветка, позволяющая видеть состояние привязанной к ним функций в данный момент
Аудиоинтерфейс
Модель RMX оснащена встроенным аудиоинтерфейсом, обеспечивающим два выходных стереосигнала и 4 моновыхода (не все DJ-контроллеры могут этим похвастаться). Встроенная звуковая карта избавит от необходимости подключить дополнительный интерфейс к компьютеру для сигнала «в наушники» и «в зал». Тем не менее, есть в Hercules DJ Console RMX одно «но»: девайс требует заземления, иначе будет фон.
Все имеющиеся в распоряжении разъёмы:
микрофонный вход с функцией «talk-over»;
2 выхода для наушников;
2 стереовыхода;
4 моновыхода ¼" (+4dBu) для профессионального оборудования;
4 RCA-моновыхода (-10dBv) для стандартного оборудования;
2 стереовхода.
Драйверы и ПО
К счастью, проблемы с совместимостью ПО со времени уже упомянутого BCD-2000 разрешены: драйверы Hercules DJ Console RMX ставятся без проблем как на Windows, так с Mac OS X. Вместе с драйверами устанавливается также и панель управления DEEJAY TRIM 4&6, с помощью которой можно настраивать конфигурацию входных и выходных сигналов.
Работа с Traktor и VirtualDJC 5 Edition
В комплектации, как уже упоминалось, идёт ключ к программе VirtualDJC 5 Edition, причём работающей только с подключённым контроллером. Долго останавливаться на этой программе не будем — далеко на самый удобный и надёжный софт для выступлений в клубе (хотя для дома — сойдёт). Поэтому предлагаю сразу перейти на сторону «трактористов» (уверен, вы уже слышали это ироническое прозвище диджеев, играющих с ноутбуком).
Для настройки контроллера со всеми версиями Traktor — DJ Studio и Scratch Pro — требуются уже имеющиеся на сайте Hercules файлы маршрутизации, которые нужно просто импортировать в программу, предварительно настроив входы и выходы сигнала, как указано в руководстве. Занимает это всё от силы минут 10. В уже готовом файле MIDI-маршрутизации единственным недостатком было то, что кнопки «Kill» напротив каждой ручки эквалайзеров не светились при нажатии; решить это можно уже вручную в настройках (Обновление: нет, на самом деле под кнопками kill нет светодиодов вообще, но, как уверяют на форуме Hercules, их добавили — то ли в новые модели, то ли в новую партию RMX). Подробнее об использовании Hercules DJ Console RMX с Traktor на этом видео:
Общее впечатление
В Hercules DJ Console RMX лично мне понравилось всё, кроме большого хода кнопок. В этом отношении «Геркулесу» стоит просто посмотреть на опыт Pioneer и других компаний, производящих DJ-оборудования для клубов, и сделать так, как у них. Как и, в общем-то, любой контроллер подобного класса, покупать RMX рекомендуется тем, кто очень хочет заниматься диджеингом, но не имеет возможности приобрести профессиональный пульт и плееры, которые стоят в полном комплекте порядка 80 тысяч рублей.
Главные соперники Hercules на поприще DJ-контроллеров была и остаётся компания Vestax, выпускающая достаточно стильные, но при этом дорогие аппараты. В среднем цена аналогичного контроллера от Vestax выше от 5 до 10 тысяч рублей выше, чем от рассматриваемой модели Hercules DJ Console RMX. С учётом того, что и внешне RMX выглядит неплохо, и проблем со стабильностью и функциональностью у него тоже никаких не нашлось, Hercules, первые контроллеры которой были совсем уж похожими на игрушки, сейчас — достойный конкурент Vestax.