Совсем недавно как гром среди ясного неба на Рунет обрушилась новость о том, что компания Яндекс запустила собственный музыкальный сервис, опередив в этом своего будущего американского конкурента от Google, который может стартовать уже в этом году. О том, какой путь пришлось пройти Яндексу, чтобы в непростых правовых условиях России запустить музыкальный сервис с более чем 800 тысячами композиций от ведущих рекорд-компаний, мы решили узнать из первых уст ― у руководителя сервиса Яндекс.Музыка Дениса Танаева.
Денис Танаев, руководитель Яндекс.Музыка
Денис Танаев, руководитель Яндекс.Музыка
Денис, какая была и остаётся цель создания Яндекс.Музыки?
Наша задача ― отвечать на вопросы пользователей. Мы видим, что существует большой пласт запросов, касающихся музыки, и мы решили сделать сервис, который будет качественно на них отвечать.
Что было сложнее: договориться с западными рекорд-лейблами или решить правовые вопросы здесь, в России?
Договориться с четырьмя основными западными лейблами достаточно просто ― гораздо проще, чем с большим количеством российских правообладателей. Если быть честным, в России получать легальную музыку очень сложно. Мешает, например, отсутствие единой базы прав, отсутствие у правообладателей понятной позиции по поводу цены на контент. Мы стараемся все же справляться с этим, и что-то даже получается, но в целом рынок очень неорганизованный.
С какими лейблами договориться ещё не удалось? Я вижу, что ведущих голландских лейблов вроде Armada на Яндекс.Музыке пока не представлено.
Рано или поздно доберёмся и до Голландии. Лейблов, с которыми мы пока не договорились, много.
Стоит ли ожидать появления возможности скачивания отдельных треков? Если да, то какова будет примерная стоимость?
Пока мы не планируем продавать пользователям треки с нашего ресурса, но, наверное, сделаем ссылки «купить» на треки в уже существующих магазинах. Соответственно, цену будет определять магазин.
Несмотря на всё богатство музыкального архива, функционал сервиса пока что достаточно узкий. Это было сделано намеренно ― чтобы не запутать пользователей?
Нет, просто у нас пока не хватает рук сделать всё, что мы хотим. Поэтому мы решили запустить сервис в бете и, по мере возможностей, развивать его.
Обновление функционала будет идти постепенно или можно ожидать запуска совершенно новой версии Яндекс.Музыки, с новым дизайном? Когда будет запуск полной версии?
Тяжело назвать точную дату. У нас есть некоторый набор функционала, который надо обязательно сделать, и когда он будет готов, мы запустим полную версию.
Не могли бы приоткрыть завесу тайны: что конкретно нового из функционала будет на Яндекс.Музыке?
Пока, в самом ближайшем будущем, это будет стандартный для хорошего музыкального сервиса набор ― рекомендации, индивидуальное радио, поиск клипов и т. д. Но, конечно, останавливаться на этом мы не собираемся.
Как вы оцениваете перспективы потоковых сервисов музыки в России? Ваш пример показывает, что нет ничего невозможного, ведь многие не могли даже подумать о том, что такой сервис может существовать в России, да ещё и бесплатно.
Нам кажется, что постепенно будет появляться большое количество качественных и легальных потоковых сервисов, люди привыкнут к ним и будут пользоваться. Если у тебя хороший доступ в интернет, то потоковая музыка является хорошей альтернативой скачиванию.
По вашим оценкам, много ли людей уже пользуются Яндекс.Музыкой? Какие отзывы?
Достаточно много ;) Пользователи прослушивают несколько миллионов треков в день. Много кому сервис нравится, кому-то не очень ― всё как обычно.
Собираетесь ли вы выходить на международный рынок?
Сейчас сервис доступен для пользователей из России, Украины, Казахстана и Беларуси, то есть из всех стран присутствия Яндекса. По мере пополнения списка таких стран будет расширяться и география конкретных сервисов.
Планируется ли создание приложений для мобильных платформ типа iOS, Android, Symbian и так далее?
Мы пока не приняли конечного решения по этому поводу.
Последний, но, пожалуй, самый трудный вопрос: как вы считаете, чем потоковые сервисы, в частности Яндекс.Музыка, выгодно отличаются от торрентов и других источников пиратского контента?
Конечно же, легальная музыка приятнее и полезнее, чем нелегальная :)
А если серьёзно — такая правовая вакханалия не может продолжаться долго, рано или поздно рынок стабилизируется, и наша задача ― чтобы у пользователей были возможности легально слушать музыку в интернете. Для начала же нужно, чтобы произошли изменения в отношении правообладателей хотя бы к стриммингу в интернете; чтобы они поняли, что это нормально и легально. Мы надеемся, что Яндекс.Музыка этому поспособствует.
Сергей Филимонов