Давненько не брал я в руки навигаторы... Ой, вру: навигаторы «в руках» постоянно, но вот не писал я про них действительно давно. А написать решился я про интересное устройство, попавшее мне на тест: персональный навигатор Shturmann Link 300.
Начну с небольшого лирического отступления: как я отмечал в своих предыдущих обзорах, последние полтора года в нашей стране направление GPS-навигации развивалось настолько бурно, что рынок почти заполнился. Навигационные устройства представили практически все крупнейшие электронные бренды — а также крупные торговцы электронной техникой. Если ещё год назад на слуху были Garmin, Mio, JJ-Connect, NEXX, Pioneer и несколько других, то теперь список увеличился чуть ли не на порядок. Надо отметить, что из крупных мировых игроков в Россию пришёл Tom-Tom, к тому, же за год укрепили свои позиции такие наши бренды, как Explay, Texet, X-Device, Prestigio, Digma, Carmani, Mapitan, Pocket Navigator, ComStorm, Naviangel, BBK, Powerman и прочие, и появилось множество других новых имен. В общем, все эти марки активно конкурируют друг с другом. По большому счету, в силу ограниченного количества поставщиков GPS-чипсетов и процессоров ARM -архитектуры, на которых базируются персональные навигаторы — мы видим конкуренцию в области дизайна, а также — навигационных систем. Впрочем, последние имеют не совсем прямое отношение к производителям устройств, навигаторов, хотя... Но обо всем, по порядку.
Навигатор Shturmann Link 300
Навигатор Shturmann Link 300
Вернемся к нашему навигатору. Марка Shturmann принадлежит известной компании «М2М- Телематика», активно работающей на отечественном рынке спутниковой связи и навигации. Персональный навигатор Shturmann Link 300 позиционируется ка уникальное устройство, «навигатор нового поколения», которое сочетает не только навигацию и мультимедиа — как большинство современных PND — но и коммуникационные возможности! То есть перед нами, если выражаться проще, навигатор, приближенный по функционалу к коммуникаторам?
Корпус навигатора выполнен в устоявшемся уже, классическом для навигаторов форм-факторе «кирпичика». Переднюю панель корпуса из пластика серого цвета украшает 4.3-дюймовый сенсорный экран в чёрной рамочке, в правом верхнем углу которой написано имя модели — Link 300 – а по нижнему краю имя бренда — Shturmann. С левого края расположены 2 индикатора — GPS и GPRS. На левой грани корпуса — стандартный mini USB разъём и 3.5-мм миниджек для наушников. С правого торца находятся слоты для карты памяти microSD и SIM-карточки — за надёжными резиновыми заглушками. На верхней грани корпуса — единственная кнопка включения/выключения. На задней грани — две наклейки: с необходимой по законам информацией об устройстве, его производителе, и — с информацией об установленной ОС Windows CE; ещё — динамик за пластиковой решёткой и кнопка Reset. В общем, по внешнему виду «Штурман» напоминает другие виденные мною навигаторы, такие как например, Powerman PM-N430GPRS и X-Device microMAP Monza. Неудивительно, поскольку устройства «построены», похоже, на одной аппаратной платформе. В принципе, создание на одной платформе разнообразных продуктов — дело распространённое и совершенно нормальное, главное, чтобы получившийся в результате продукт хорошо работал.
Навигатор Shturmann Link 300
Навигатор Shturmann Link 300
Ну а Shturmann обещает — согласно характеристикам на сайте производителя — интересные функции. Устройство оснащается GPRS-модемом, а это значит, что оно умеет выходить в интернет. Такое умеют уже многие навигаторы, вопрос — зачем, что это даст? Разработчики «Штурмана» серьёзно подумали над этим вопросом. Устройство поддерживает работу в сетях GSM и передачу данных с помощью GPRS. Этим могут похвастать и другие навигаторы — однако в Shturmann Link 300 есть такой набор коммуникационных функций, который, пожалуй, мне ещё не встречался. Навигатор, работающий под управлением Windows CE 5.0, снабжен симпатичной и удобной оболочкой, в которой предусмотрены: встроенный браузер Internet Explorer, клиент электронной почты, ICQ-клиент Pigeon и чат MSN. Кроме того, навигатора полноценно работает с SMS-сообщениями. Ну и, естественно, поддерживает «мультимедию» — проигрывание аудио и видеофайлов, просмотр текстов и изображений. Если умением принимать SMS и ходить в интернет с помощью встроенного браузера отличались и Powerman, и X-Device Monza — то коммуникационный набор с перечисленными функциями, да ещё и клиентами электронной почты и ICQ — это что-то :) (Для справедливости отмечу, что X-Device представил версию DeLuxe своей модели Monza – заявлено, что этот навигатор может работать и как телефон (!!!) - однако ничего программами это говорить не буду, т.к. вживую это устройство я не видел). Cтрого говоря, целесообразность всего обилия функций в навигационном устройстве — может быть и под вопросом, но зато сколько удовольствия они могут доставить простым пользователям, даже если они «поиграются» считанные разы. С другой стороны, будучи в дороге, могут часто возникнуть ситуации, когда нужно выйти в интернет, отправить электронную почту — или оперативно выйти на связь в ICQ и MSN чат.
Навигатор Shturmann Link 300
Навигатор Shturmann Link 300
В общем, вы видите, что Shturmann Link 300 — прибор универсальный, полезный и приятный. А как насчёт надежности? Прибор был у меня в активной эксплуатации пару недель и за это время работал стабильно — безо всяких вылетов и зависаний. Некоторые проблемы, правда, возникают при пониженном заряде батареи случается отключение GPRS-модуля — да, для передачи данных необходимо достаточное количество энергии.
Навигатор Shturmann Link 300
Навигатор Shturmann Link 300
Впрочем, такое явление характерно и для других навигаторов — и, в принципе, не стоит доводить аккумулятор для такого состояния, и в дальних поездках рекомендуется использовать внешнее питание, от прикуривателя автомобиля, например.
Навигатор Shturmann Link 300
Навигатор Shturmann Link 300
О чём сказать ещё? Экран навигатора — яркий, на солнце практически не слепнет; сенсорные реакции — неплохие (на нажатия пальцами отвечает чётко и хорошо), но для операций, требующих большей точности, к примеру, для набора текстов, лучше все-таки использовать стилус — который, несмотря на отсутствие посадочного гнезда в корпусе, присутствует в комплекте.
Навигатор Shturmann Link 300
Навигатор Shturmann Link 300
Пару слов надо сказать и о мультимедийной составляющей. Навигатор, обладая на сегодняшний день стандартным набором данных функций, работает с ними без нареканий: хотите послушать плеер — пожалуйста, проигрывание MP3 и WMA, посмотреть фильм — к вашим услугам воспроизведение AVI-файлов, почитать книгу — пользуйтесь программой просмотра текстов формата TXT; есть и просмотр фото (JPG). Впрочем, работа мультимедийных функций на устройствах на этой платформе описана в обзоре навигаторов Powerman.
Навигатор Shturmann Link 300
Навигатор Shturmann Link 300
Кажется, все, что касается самого устройства и его дополнительных возможностей — рассмотрено.
Перейдём к самому главному — к навигации. Как указано на сайте, Shturmann Link 300 поставляется с разными навигационными программами — АВТОСПУТНИК, iGo 8 и Navitel Navigator. Мне достался вариант с навигационной программой АВТОСПУТНИК. Эта программа мне знакома по навигаторам JJ-Connect и X-Device. Надо отметить, что АВТОСПУТНИК в последней версии 3.2.6 для навигаторов — весьма интересная для пользователей программа. Во-первых, для навигации используются карты Tele Atlas – самые точные на данный момент навигационные карты России, как указывается на сайте производителя. Отметим, что карты этого же поставщика — ведущего в Европе и мире — использованы также, например, в iGo. Однако АВТОСПУТНИК дополняет карты собственными полезными данными. Во-вторых, программа предлагает бесплатный сервис Яндекс.Пробки — а это значит, что при навигации можно не только видеть текущую картину загруженности московских улиц от Яндекса, но и объезжать толчею по проложенным навигацией маршрутам. Ну и в третьих, для подключенных к сети устройств — к числу которых относится испытуемый навигатор — в АВТОСПУТНИКе предлагается целый ряд онлайновых сервисов. Это — интересная «фишечка» программы навигации: в онлайновом режиме можно получать обновления карт (sic!), также обновлять наборы точек интереса (POI). И ещё: в программе можно записывать свои маршруты (треки) — но их можно и передавать на сервер АВТОСПУТНИК OnLine. На данном сервере любой пользователь может зарегистрировать свой личный кабинет — выкладывать туда свои маршруты и смотреть на маршруты других пользователей. Впрочем, это всё лирика — а нам ведь надо проверить навигатор на практике, в реальном деле.
Навигация с помощью Shturmann Link 300
Навигация с помощью Shturmann Link 300
Я ездил с навигатором Shturmann Link 300 по Москве — и заодно , конечно, пользовался «антипробочным» сервисом. Прибор с навигацией работал по Москве неплохо — умело обводя по маршрутам, где нет — или практически нет — затруднений движения. Как известно, Яндекс в сервисе Пробки рисует дороги разной степени загруженности разными цветами — от зелёного через жёлтый до красного. АВТОСПУТНИК при стандартных настройках пытается обвести вокруг всех желтых участков. Если говорить строго, то порой предлагаемые объезды занимали столько же или даже больше времени, чем могло бы занять стояние в пробке... Но я отношусь к водителям, предпочитающим ехать, а не стоять. Надо отметить, что в навигационной программе можно выставить чувствительность к пробкам — если её поставить на низкий уровень, то небольшие затруднения (желтые улицы от Яндекса) не будут браться в расчёт — маршруты приближаются к жизни. Впрочем, я всегда считал, что разум, опыт и реакции водителя — самое главное на дороге, а подсказки навигатора надо воспринимать как помощь, а не прямое и строгое указание к действию.
Надо сказать, что в Москве АВТОСПУТНИК с противопробочным сервисом лично мне жизнь облегчил. Программа «хорошо знает» город и маршруты прокладывает адекватные — то есть такие, по которым поехал бы я или другие более-менее опытные водители. К тому же, в картах учтены нюансы организации дорожного движения за последнее время (перекрытые улицы, новые «кирпичи» и т.п.). Как написано на сайте разработчика, в последней версии карт — 09.02 – эти обновления можно вообще получать на лету, посредством функции с солидным названием «динамическая актуализация».
Москва — это хорошо, но за МКАДом также есть жизнь. И одно из моих — наших — семейных увлечений — поездки на выходные по окрестным городам и областям. В такое как раз пришедшееся кстати на период теста навигатора путешествие и был взят Shturmann. Маршрут предстоял из Москвы по Новорижскому шоссе через Зубцов и Ржев в городок Старица, оттуда в Тверь — и обратно в Москву. В пути мы надеялись на Shturmann Link 300 и АВТОСПУТНИК, но всё-таки подстраховались имеющимся под рукой навигатором Navitel с одноименной навигационной программой. Маршруты на навигаторах были проложены заранее — благо ПО это позволяет. На «Штурмане» с АВТОСПУТНИКом маршрут был проложен по стратегии «близко к оптимальному». Выезд из города и первые десятки километров не вызвали никаких проблем. Некоторые нарекания в пути вызвала недостаточная детализация карт Тверской области в АВТОСПУТНИКе (у Навитела карты намного детальнее), зато АВТОСПУТНИК на «Штурмане» чётко вел по маршруту, а навигатор Navitel несколько раз почему-то сбивался и перепрокладывал путь.
Поскольку сравнение девайсов и навипрограмм не входит в задачу данного обзора — подробно на впечатлениях останавливаться не буду, расскажу лишь о поведении «Штурмана». Будучи полностью заряженным, навигатор вёл настройках по проложенному маршруту довольно долго — часа два с половиной, если не больше. В незнакомых городах по пути — Зубцове и Ржеве — мы проехали по оптимальному пути. Потом, во время остановки, я специально смотрел в карты — и понял, что в общем зря, так как навигации и маршрутам АВТОСПУТНИКа в «Штурмане» доверять можно и нужно, и если следовать проложенным путям, не заблудишься. Прибыв в Старицу, мы озаботились поиском гостиницы — и тут хорошо помогла навигация АВТОСПУТНИК. Оказалось, что в списке POI есть гостиница «Волга», до которой мы и проложили маршрут.
Навигация с помощью Shturmann Link 300
Навигация с помощью Shturmann Link 300
Далее, уже на следующее утро, наш путь лежал до Твери — и опять, благодаря навигации АВТОСПУТНИК мы проехали чётко. В самой старинной Твери навигация на «Штурмане» показала хорошее знание местности — по крайней мере, до всех интересующих нас церквей, монастырей и достопримечательностей мы доезжали, — и потом возвращались на основные дороги. С навигацией на «Штурмане» мне, как водителю, ехать по незнакомому городу было легко — при том, что движение в Твери не такое уж простое — чего стоят три реки с мостами через них. В городе навигация опять помогла с POI — были таким образом обнаружен, например, один интересный музей.
Ещё была возможность и поиграться — я добавлял свои POI, не отмеченные на карте в АВТОСПУТНИКе. Обратный маршрут был проложен по стратегии «кратчайший» и пролегал по Ленинградскому шоссе через Клин. И тут не было никаких проблем, разве что АВТОСПУТНИК не знает основного пункта остановки по этой дороге — Макдоналдса в Клину :))) Это, в общем, не страшно, т.к. я его тут же добавил в список POI. К слову сказать, программа честно предупреждала краткими гудками о местах контроля скорости (постах ГАИ и радарах) — в какой-то момент я зря её не послушал, и был остановлен бдительным сотрудником ГИБДД с радаром. Хорошо хоть, что превышение было небольшое... Вообще-то, я стараюсь ехать спокойно и скорость не превышать — короче, всё обошлось благополучно. В общем, до Москвы добрались нормально — и, слава Богу, особых пробок в городе в это время не было.
Что же сказать? Shturmann Link 300 справился в общем-то весьма неплохо со всеми стоящими перед ним задачами. По городу Москва водит он четко и надёжно благодаря навигации АВТОСПУТНИК. К тому же — умело, что бы там ни говорили, обводит в объезд пробок. По московской и другим областям АВТОСПУТНИК ведёт нормально — по крайней мере, с ним вы не заблудитесь и свою дорогу всегда найдёте. Что касается детализации карт — то остаётся надеяться и ждать обновлений от Tele Atlas и картографов АВТОСПУТНИКа. Серьёзных сбоев Shturmann'а во время дальней поездки не наблюдалось, как уже было отмечено — пару раз при недостаточном заряде аккумулятора отрубался GPRS. (К слову, второй навигатор — Navitel — при недостаточном заряде стал «чудить» намного хуже: он отчаянно замигал экраном и стал натурально рычать, и мы даже испугались, не взорвётся ли он :), не выключаясь — «отрубать» его пришлось вручную).
Коммуникационные функции, классический дизайн и хорошая эргономика, приличное время работы от одного заряда, надежность и функционирование без сбоев, навигационная программа АВТОСПУТНИК в комплекте — этот набор качеств навигатора Shturmann Link 300 не оставил меня равнодушным. В общем-то, больших нареканий к прибору нет (кроме «отваливания» GPRS) — напротив, принимая во внимание богатый набор функций, сочетание которых, на мой взгляд, сейчас является уникальным на рынке PND. Нельзя не добавить, что компания проявляет заботу ор кошельках пользователей — и поставляет навигатор с SIM-картой «Билайн» с тарифным планом «Наивгация» (с крайне привлекательными — то есть низкими — расценками за трафик мобильного интернета). Полагаю, что навигатор Shturmann Link 300 может быть однозначно рекомендован для большинства автомобилистов.