11/10/2006 08:00 | Сергей Хлюпин

Прогрессивный арт-рок и наследие советских композиторов. Музыкальные тенденции и надежды

Теги:

Часть первая посвящена двум казалось бы разным ипостасям: переосмысление творчества советского композитора Таривердиева (коронные темы: «17 мгновений весны», «Ирония судьбы» и прочая кино-музыка) и выход на большую сцену молодого прог-фолк-рок-состава Ulytau с опять-таки легендарным музыкантом советских времен И. Джавад-Заде (Казахстан). Обе акции совпали по времени и пришлись на эту осень. Несмотря на стилевой разброс, у обеих – колоссальный (поскольку искренний) энергетический потенциал и консервативный бэкграунд. А также- один продюсерский центр «Империя Музыки».

Часть вторая анализирует контекст и историю, которые подготовили оба нынешних явления. Ведь не вдруг в новом веке проснулся интерес к официозной советской эстраде и к «прогрессивной» рок-школе с ее акцентом национальных традиций в музыке. Тем более, что в эфире сегодня доминируют совершенно иные стили и жанры. Попытка проанализировать и объяснить эту странную ситуацию вылилась в полемическую статью, которую мы предложим вниманию читателя.

***

Разговор о рок-н-ролле, его жизни и смерти, о русском роке и русской попсе – долог и противоречив, поэтому он пойдёт во второй части публикации; сейчас же хочется сказать о той музыке, которая внушает автору большие надежды.

Фольклорные корни, фолк-рок могли бы спасти Россию. Проблема в том, что многочисленные стилевые и методические кальки с Запада выливаются в безэнергетичную «мертвую воду», будь то акустическая выспренность Ольги Арефьевой и «Ковчега», изощренный hi-fi-экзерсис «Разнотравия», нью-эйдж «Седьмой Воды», блюзовые стенания и надрыв Ольги Дзусовой и т.д. и т.п. Групп приходит и уходит много, они отлично слушаются в рамках сборной эстрадной программы, их диски тоже отлично прописаны – но… Стоит сразу же сопоставить их все с адекватным (не неликвидным!) западным актом, как проступает общий для них всех дефект. Формализм и надуманность. Они столь же нечестны перед слушателем, как нищий в переходе. Осеняя вас знамением и прося подать, он шлет проклятия и готов отобрать кошелек силой.

Неразрешимая проблема состоит в том, что нынешние артисты на эстраде и в индустрии «нашей музыки» не хотят ждать подати – они требуют ее здесь и сейчас. И много. Потом уже они готовы самовыражаться. Так или иначе, циркуляция энергетики закрыта для музыкальных жанров, возникших изначально в тоталитарных условиях. Западный же артист в любой ситуации работает исключительно на блажь слушателя – и никак иначе. «Если я до сих пор не смог осчастливить вас, то это все, что я могу – извините», - как бы говорит он слушателю… Так какой диск читатель этой статьи выберет для отдыха – наш или импортный?

Называйте фолк-роком или как угодно, но ручеек такой энергетики имел место в прошлом, в обозримое советское время, в отдельных актах у отдельных артистов. По мнению автора, советские филармонические и эстрадно-симфонические номера особенно преуспели энергетически. Может быть, на этот жанр не было своих цензоров-комиссаров…Воссоздать эту форму, вернуть, переиздать и изучить ту музыку – вот выход для индустрии и путь для потребителя-патриота.  

Одним из деятелей именно такого направления был композитор Микаэл Таривердиев, чье 75-летие отмечается в эти дни выпуском диска-трибьюта и циклом концертов. Таривердиев – феномен, уже потому, что плодотворно и честно творил в разрешенных стилистических рамках. Ему принадлежит рекорд Гиннеса как обладателю наибольшего числа наград (включая премию Американской академии музыки и Госпремию СССР) за саундтреки или музыку к фильмам. Среди 130 – до сих пор популярные «17 мгновений весны», «Ирония судьбы».

Желтая пресса новой России по обыкновению механически внесла Таривердиева как публичную персону (за год до смерти) в список секс-символов страны и даже перечислила его «победы» – тем самым лишний раз подтвердив статус особой дозволенности композитора в прежние времена.

 

В концертах-ретроспективах  4 октября и   29 ноября в камерном зале Международного дома Музыки в Москве, на выходящих аудио и видео дисках-трибьютах заняты самые разные (энергетичные и не очень) артисты и проекты: В. Тихонов, И. Кобзон, Глюкоза, «Фабрика», Ю.Башмет, Е.Камбурова, С.Никитин, Г.Чохели, С.Тараненко, трио «Меридиан», М.Лемешева, А.Козлов,… Это шанс, который стоит не пропустить, ведь в программах прозвучат не только «Мгновения» (за которые, по слухам, СССР в 70-х уплатил многомиллионный штраф как за плагиат хита «Love Story»), но и более интересные песни и пьесы. В них Таривердиев – не бог, но дьявол-искуситель. «Я – другое дерево», полушепотом выводила молодая девушка под мажорные аккорды рояля Таривердиева на одном фривольном авторском вечере. В этом тандеме было просто обнаружить параллель Серж Гинзбур-Джейн Биркин.

Что касается CD «17 мгновений весны»… Это – диск неоднозначный, но конструктивный, дающий идеи и функционально вполне «отдыхательный». Из 24 треков выделяются Город 312 «На Тихорецкую» (энергичная манера плюс вовлеченный вокал), Фабрика «Ты не печалься» (на этот раз без фальшивых аранжировочных ходов – и то хорошо), трио Меридиан «Со мною вот что происходит» (честный чистый КСП), Трофим «Никого не будет в доме» (без комментариев). Пара инструментальных тем как раз проявляют фантазийную сторону композитора, дают простор для солирования и, как ни странно, менее принадлежат тоталитарной культуре, более «рок-энергетичны». Всему прочему материалу на диске недостает аранжировок – они монотонны и скучноваты. Почти везде выбраны «трудные» мелодии, дабы артист мог покрасоваться. Больше всего красуются (в порядке следования): Алена Свиридова «В разведке», Юлия Савичева «Артистка цирка», Тамара Гвердцетели «Музыка» и Григорий Лепс «Топот ног».

***

Как явление в современной – не побоюсь этого слова – культурной российской жизни – это продвижение в нашей стране интересного этно-фолк-рок проекта из соседнего Казахстана. Это – позитивный пример сплетения жанров прогрессивного арт-рока и фолк-рока – поистине, редкость на нашей новой сцене. Уникальный виртуоз барабанов с мышлением и техникой Карла Палмера в составе не менее уникальной группы «Улытау» (www.ULYTAU.com).

В казахской арт-рок-группе ULYTAU («Улытау») нет случайных людей. Все участники имеют не просто профессиональную музыкальную подготовку, но подготовлены мастерами консервативной инструментальной школы. Впрочем, об этом подробно сказано на сайте группы. Группа интересна основательностью, которую их американский продюсер Тим Палмер описал очень точно: «Это один из тех составов , в котором каждый музыкант точно знает и может взять голосом конкретную инструментальную ноту в конкретный момент импровизации». Увы, очень многие исполнители прикрывают плохое владение инструментом как бы стихийной природой рока и джаза. Казахская группа счастливо сочетает оба жанра. Интересно и то, что группа - явление именно нового века. В советские времена авангардизм был несовместим с консервативной подготовкой.
Авангард преследовался как антинародное явление. У этой же группы - чем прочнее опора на школу, тем мощнее фантазийные взлеты. Все это можно вполне прочувствовать на концерте - первом публичном выступлении в Москве. Полгода назад группа впервые заявила о себе пробным «представительским» концертом.

Казахский проект – это попытка сделать современную музыку – Музыкой с большой буквы, соединить актуальную сейчас стилистику и возможности с вечными потенциалом и ценностью «классики». Если за рубежом такого рода проекты вполне успешны (наиболее яркие – Vanessa Mae и Apocalyptica), то на культурном пространстве СНГ таких музыкантов не наблюдалось. Практически это уникальный прорыв в первый эшелон российской эстрады группы такого прогрессивного толка. В ней нет ничего от современной официозной эстрады, от стилей «новый ритм энд блюз», хип-хоп, трип-хоп, альтернатива, хард-кор. Своим появлением группа тактично и жестко поправляет курс, взятый нынешним шоу-бизнесом вообще. В принципе, о такой музыке мечталось деятелям советской культуры, которые вынуждены были сдерживать собственные фантазийные порывы.

Симптоматично, что выступление казахов в Москве совпадало с чествованием наследия Таривердиева, еще одного не русского, но российского и советского музыкального деятеля. Легко представить, что Таривердиев, если б смог сбросить оковы самоцензуры, энергично пи сал бы для «Улытау» или иначе поддерживал бы группу. Нечто неуемное и магнетичное кроется во многих сочинениях композитора, не дожившего до наших дней. На диске его памяти (и его же каверов), к сожалению, не фигурируют «Улытау», но группа может потом восполнить этот пробел.

Только мнения. Американский саунд-продюсер Тим Палмер: «ULYTAU – новый опыт, этнические инструменты домбра и скрипка, особый звук». Журналист Владимир Соловьев: «Профессиональная работа и драйв. Играют Вивальди так, что Ванесса Мэй рыдает». Майкл Бётчер, президент фирмы Storm international B.V.: «Я был на концерте Rolling Stones семь раз, на The Beatles – один, на других группах – бесчисленное количество раз, но этот состав – нечто особенное». Виталий Розенберг, директор программ Государственного Кремлевского Дворца: «О таком уровне мастерства можно мечтать. Всеволод Баронин, рок-критик: «Единственная отечественная группа, которая меня еще интересует».

Резюмируя

Я не хочу кого-то полить грязью, а кому-то петь дифирамбы. Просто хотелось отметить действительно талантливых Музыкантов, благодаря которым, несмотря на вездесущую попсу, насильственно занимающую сознание населения, не прерывается традиция подлинной Музыки. Если на Западе можно видеть примеры хорошей музыки и на популярной эстраде («у них» так принято: потребителю даётся качественный товар), то у нас на эстраде – решительно нет. Тем не менее, при всех своих плюсах, как ни хорош состав ULYTAU, по мощи заряда ему вряд ли конкурировать с прототипом Emerson Lake & Palmer, и пока ребята не дотягивают до технического уровня упомянутых Ванессы Мэй и Апокалиптики… Но, как мне кажется, секрет настоящей, живой музыки – не в чистоте владения инструментом или голосом и не в техничности. Секрет – в общей энергетике, которую несёт в себе тот или иной музыкальный состав. И здесь у коллектива не из России, а из Казахстана потенциал есть – их энергетика основывается на несколько ином культурном основании, в другом культурном окружении, не столь затронутым российской попсой и выхолощенным и формальным роком. И это – необходимая инъекция другой культуры, которая, как мне кажется, поможет и нашей музыке. 

Комментарии: