В Москве сегодня стартовала двухдневная конференция CloudConf 2010 (www.cloudconf.ru), посвящённая обсуждению всевозможных вопросов, связанных с облачными сервисами, или услугами SaaS — Software as a service, «Программное обеспечение как услуга».
Одной из ключевых компаний на российском рынке SaaS-услуг сейчас является Softline, которая и стала инициатором CloudConf 2010.
«Проводя конференцию CloudConf-2010, мы, в первую очередь, стремимся рассказать о сервисах, платформах и каналах продаж SaaS-решений, затронуть такую важную тематику, как объёмы, перспективы, представить основных игроков рынка Software as a Service, популяризовать SaaS-проекты в России и показать, насколько такие решения доступны, удобны и эффективны», — говорит Игорь Боровиков, председатель совета директоров компании Softline.
В рамках конференции, которая проходит с 24 по 25 марта, с докладом о состоянии рынка SaaS-услуг выступил ведущий консультант компании J'son & Partners consulting Ермилов Сергей.
Основное внимание в этой статье мне хотелось бы уделить именно его выступлению, из которого видно, как примерно обстоят дела с «облаками» у нас в стране.
Состояние российого рынка SaaS-услуг
По словам Ермилова, на данный момент рынок ещё слишком мал, чтобы можно было говорить о массовом использовании облачных технологий в малом и среднем бизнесе. Так, по данным J'son & Partners consulting, в России всего лишь 0,18% всех предприятий МСБ пользуются SaaS-решения делового ПО. В среднем на одного клиента-предприятие, использующего SaaS-решение, приходится 6 пользователей/лицензий.
Несмотря на то, что объём российского рынка SaaS-услуг в прошлом году составил всего $2,7–5 млн (объём мирового рынка, по данным компании Parallels, составляет около $17 млрд), выступающие на конференции с оптимизмом смотрят на будущее облачных технологий в нашей стране. Однако на пути реализации таких решений в России стоят несколько серьёзных проблем.
1. Экономический спад
Кризис, по данным J'son & Partners consulting, лишь замедлил переход предприятий на новые рельсы, нежели ускорил. В прошлом году от долгосрочных планов отказались 84% компаний МСБ — по сравнению с 36% в 2007 году. Также уменьшилась и продуктивность сотрудников из-за сокращения персонала, которое привело к тому, что на системных администраторов легла дополнительная нагрузка.
2. Безопасность и качество услуг
Многие предприятия просто-напросто боятся выкладывать всю свою информацию на чей-то сервер из-за непредсказуемости силовых структур, т. е. ФСБ, которая в любой момент может прийти и изъять нужные ей данные. Недавнее закрытие Torrents.ru и iFolder.ru (сейчас сервис функционирует нормально) лишь обострили эти опасения. Для тех предприятий МСБ, которые боятся ФСБ, есть альтернатива: размещение данных на серверах в США или в Европе (например, у Google есть серверы в Орегоне)
Помимо этого, важным фактором недоверия предприятий к поставщикам SaaS-услуг является то, что последние лишь недавно появились на рынке, и многие из них слишком быстро с него уходят. Сейчас больше 50% компаний моложе 1,5 лет — понятно, за такой короткий срок заработать репутацию крайне трудно
Низкая конкуренция на рынке автоматически означает, что качество услуг, предоставляемые нашими SaaS-компаниями, будет соответствующим. Многих потенциальных клиентов, по словам Ермилова, отпугивает в первую очередь тем, что они не могут предоставить должный уровень технической поддержки (в некоторых обработка заявки о падении сервиса может обрабатываться до 3 часов). Для больших компаний, которые работают вместе с зарубежными предприятиями, также важно наличие англоязычной поддержки, с чем снова в ряде случаев возникают проблемы.
В связи со всем выше сказанным подавляющая часть (65%) предприятий предпочитают хранить информацию в офисе. Остальные всё же решились пойти инновационным путём. Однако с российскими поставщиками SaaS-услуг хотят работать лишь 13% от общего числа предприятий.
3. Доступность интернета
Очевидно, огромную роль в распространении SaaS-услуг играет доступность интернета, а в России, ни для кого не секрет, с этим до сих пор большие проблемы. В целом в России, по данным J'son & Partners consulting, 40% всех организаций имеют скорость доступа в интернет менее одного мегабита; примерно столько же — 1–10 Мбит; и около 20% — > 10 Мбит.
Само собой, значительно различаются и цены на интернет. Так, безлимитный широкополосный доступ (> 1 Мбит) для юридических лиц в Москве стоит в среднем 3700 руб.; в Санкт-Петербурге — 3000 руб.; в Воронеже — 14 000 руб.; в Хабаровске — вовсе 16 000 руб.
По прогнозам J'son & Partners consulting, эта тенденция на российском рынке сохранится ещё 2–3 года, тем самым негативно влияя на рынок услуг SaaS.
Перспективы
Переход в эру облачных технологий, по мнению многих докладчиков, будет не только способом снизить затраты на IT-инфраструктуру СМБ, но и чуть ли не единственным способом снижения уровня пиратства. Особенно это актуально в нашей стране: Россия входит в тройку лидеров по уровню пиратства — вместе с Индией и Китаем. За период с 2005 по 2008 год уровень использования нелицензионного ПО в России удалось снизить примерно на 10%, до 68%. Это примерно на 47% выше, чем, например, в США. В целом, же за пять лет активной борьбы с пиратским софтом результаты оказались более чем скромные.
Веб-софт — это огромные возможности не только для российских разработчиков. Кроме того, по мнению Андрея Рогового, Регионального директора по развитию компании Parallels в РФ и странах СНГ, есть повод задуматься поставщикам интернет-услуг: сейчас нужно вести борьбу не столько за захват клиентов, сколько за удержание, создавая для них всё новые и новые сервисы — в том числе и на облачных платформах.
Наверное, стоит согласиться с Антоном Саловым, руководителем Softcloud и Softline: удар кризиса по рынку IT-услуг был настолько сильным, что в прежнее состояние он уже вряд ли вернётся. Конференция CloudConf 2010 — отличный шанс попробовать проследить, куда сейчас держит курс IT-индустрия. Судя по тому, что в с 9:00 по 17:00 конференц-зал практически не опустел, конференция вызывает неподдельный интерес у разработчиков, журналистов и прочих причастных к индустрии лиц.
P.S. Участники мероприятия достаточно активно обсуждают происходящее на конференции в Твиттере: следить за беседой и мнением специалистов в различных областях (в том числе и по данным, представленным в этом материале) можно через хэштег #cloudconf.