Когда состоялась премьера «Кода Да Винчи» в Москве, Константин Земченко начал отсчет.
Будучи главным борцом с пиратством в России по поручению Американской ассоциации кино (Motion Picture Association of America), Земченко отправил своих агентов проверять столичные рынки и уличные киоски, чтобы узнать, когда появятся первые нелегальные копии фильма.
С какой целью? Всего лишь ради задержки на 10 дней. На самом подверженном пиратству рынке после Китая это означает большие дивиденды для Голливуда, который теряет в России свыше 300 млн. долл. США в год.
В этот раз победили пираты – через три дня после премьеры зернистая, сделанная портативной видеокамерой копия фильма, обошедшегося в 100 с лишним млн. долл., продавалась на DVD и стоила меньше 6 долл. Еще через два дня за ту же цену можно было купить чистую версию с интерактивным меню.
Представители Коммерческого департамента США заявляют, что легкость, с которой пиратские фильмы, музыка и ПО появляются на российском рынке, как и все более изощренные методы, которые изготовители подделок используют для доставки этих продуктов, не позволяют России войти во Всемирную торговую организацию (ВТО). И цена этого препятствия – 1,8 млрд. долл. США в год.
Иногда кажется, что Российская организация по борьбе с пиратством (РОБП) под руководством Земченко совершенно не продвигается вперед, просеивая миллионы конфискованных милицией дисков.
Константин Земченко (справа) держит в руках пиратскую видеопродукцию, в то время как следователь Вячеслав Кузнецов рассматривает полки в их офисе в Москве. Фото Associated Press (с)
«Мы захлебываемся в таком количестве подделок», - недавно заявил Земченко в интервью в офисе РОБП, которая расположена в бывшем здании детского сада на зеленой улице на севере Москвы. Ее узкие коридоры забиты штабелями коробок, переполненных конфискованными DVD-дисками.
В более спокойные времена Земченко, работавший директором Союза кинематографистов СССР по связям с общественностью, организовывал кинофестивали за рубежом.
Теперь его работа заключается не только в том, чтобы долгие часы просиживать в кабинете.
«Появляются угрозы – разные. Наступают сложные моменты, вам могут позвонить», - неохотно рассказывает он, не желая обсуждать неудобную тему. Организации по борьбе с пиратством неоднократно подчеркивали связь между организованной преступностью и производством подделок.
Сегодня на складе РОБП хранятся пиратские DVD-диски на сумму около 7 млн. долл. – вполне достаточно, чтобы Земченко стал весьма непопулярной фигурой среди тех, кто надеялся нажиться на их продаже.
Хотя давление из Вашингтона привело к тому, что за последний год резко возросло число милицейских рейдов на заводы, производящие диски, и на склады – хребет пиратской отрасли – количество линий по штамповке пиратских дисков в России в последние два года удвоилось. В стране расположено 50 лицензированных заводов, на которых имеется в общей сложности 60 линий по производству DVD и 68 линий для CD; их максимальная производственная мощность составляет 800 млн. дисков в год. По оценкам Земченко, 90% этих заводов производят как легальные, так и пиратские диски с музыкой, кино и программным обеспечением.
Эта огромные мощности в сочетании с пробелами в российском законе об авторском праве, а также коррупцией среди милицейских чинов и половины представителей киноиндустрии весьма затрудняют и без того сложную задачу: добиться 10-дневной задержки тиража.
В случае с «Кодом Да Винчи» первой появилась «тряпка» или «экранка» – слэнговое название низкокачественных копий, которые снимаются прямо в кинотеатре с помощью портативной видеокамеры. Несмотря на предупреждения, которые показывали перед просмотром, российский закон об авторском праве не запрещает этого. Если пирата выведут из зала за то, что он ведет съемку, он может заявить, что эта предназначалась для личного просмотра и успешно отсудить цену билета.
Выходящая позднее высококачественная копия была сделана с исходной 35-мм пленки с помощью телекинодатчика – дорогой установки, которую телестудии применяют для преобразования кинопленки в видео, DVD или компьютерные файлы. Сделанные с помощью телекинодатчика копии сравнительно редко встречаются в мире, а на российском рынке продаются по копейке за дюжину – если фильм тайно увезти из кинотеатра на одну из 20 имеющихся в Москве установок, в законе об авторском праве нет пунктов, делающих процесс копирования кинофильма на диск более значительным проступком, чем ксерокопирование газеты.
Пиратских рынков и ларьков, усеявщих российские города и столицу, много как никогда – коррупция в рядах плохо оплачиваемой милиции означает, что владельцы ларьков могут за взятку выйти сухими из воды почти в любой ситуации. Теперь Земченко готовится к борьбе с проблемой пиратских загрузок фильмов через Интернет: сайт http://www.kinozal.ws позволяет посетителям загрузить фильмы «Знак» и другие новинки. Фильмы предлагаются и на печально знаменитом пиратском российском сайте allofmp3, который уже бросает вызов Apple iTunes своими низкими ценами.
Прокуроры в России уже ведут дело против allofmp3, но представитель Международной федерации IFPI в России Игорь Пожитков называет сложившуюся вокруг сайта ситуацию «смехотворной».
«Это как с кражей у вас электроэнергии. Прокурор определяет, действия человека незаконны, но он продолжает воровать вашу электроэнергию, пока вы вынуждены ждать решения суда», - заявил Пожитков.
Земченко уже нанял специального сотрудника для поиска и выявления интернет-провайдеров, размещающих такие сайты.
По оценкам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, общие потери российских и зарубежных компаний от всех форм краж интеллектуальной собственности колеблются от 4 до 6 млрд. долл. США.
И хотя Президент РФ Владимир Путин призвал правительство воспользоваться огромными доходами от продажи нефти и сделать экономику менее зависимой от ископаемых богатств, координатор отдела в сфере международной интеллектуальной собственности в США Крис Израэл (Chris Israel) считает, что эта цель уже находится в опасности. «Невозможно иметь экономику, конкурентоспособную в мировом масштабе и основанную на специальных знаниях, но без сильных законов в защиту прав на интеллектуальную собственность», - заявил Израэл.