Сегодня существуют несколько видов платформ, на которых создаются игры для сотовых телефонов:
Java 2 Micro Edition (J2ME);
Execution Engine (ExEn);
Mophun;
Wireless Graphics Engine (WGE);
операционные системы смартфонов (Windows Mobile, Symbian и другие).
Давайте вкратце рассмотрим каждую из них.
Java 2 Micro Edition (J2ME) – наиболее популярная платформа из вышеперечисленных. Под нее «заточено» более 90% всех программ и игр, выпускаемых сегодня. Изначально J2ME не создавалась для игр, и ее функциональные возможности значительно уступают другим платформам. Однако J2ME была первой в своем роде, поэтому ее раскрученность имеет большое значение для разработчиков мобильных приложений. Кроме того, у создателей игр на J2ME не возникает проблем с лицензированием – в данном случае оно просто-напросто не требуется. Это означает, что создавать игры и зарабатывать на них деньги может абсолютно любой человек.
Execution Engine (ExEn) – эту Java-подобную платформу создала компания In-Fusio с целью исправления недостатков, имеющихся у J2ME. Конечно, в плане графики и общего быстродействия ExEn не является идеалом. Тем не менее, эта платформа обеспечивает функции, которые существенно упрощают разработку и внедрение игр: масштабирование, трассировку лучей, панорамную прокрутку и другие. В свое время ExEn была первой и единственной платформой, имеющейся на европейском рынке мобильных приложений. Затем ее популярность стала падать, уступая место J2ME. Сегодня лишь некоторые сотовые телефоны поддерживают Execution Engine в качестве стандарта.
Mophun был разработан в 1999 году компанией Synergenix. Изначально этой платформе пророчили большое будущее, но прогнозы не оправдались. Если подходить с позиции технологического совершенства, то Mophun является чуть ли не идеалом. Он примерно в 150 раз (!!!) быстрее J2ME, а также использует в работе нативный код процессора мобильного телефона. Все это обеспечивает прекрасные показатели, что в сочетании с легкостью программирования должно было вывести Mophun в абсолютные лидеры… Но этого не произошло. В 2002 году руководство Synergenix пошло на весьма спорный шаг и опубликовало довольно оригинальный рыночный анализ – не за отчетный период (как сделали все компании), а на будущий 2003 год. Это насторожило разработчиков игр и породило зерно сомнения на счет перспектив платформы. Сегодня Mophun практически нигде не используется.
Wireless Graphics Engine (WGE) создала компания TTPCom. Технически WGE также намного превосходил J2ME, хотя и не так сильно, как Mophun. Однако из-за плохо продуманной бизнес-модели эта платформа ушла в историю.
Операционные системы смартфонов (Windows Mobile, Symbian и другие) – по большому счету все эти ОС используют для запуска мобильных приложений вышеперечисленные платформы. Конечно, имеются определенные отличия и тонкости в программировании под операционные системы сотовых телефонов. Чтобы не растягивать и чрезмерно не усложнять статью, я не буду касаться этой темы.
Классификация мобильных игр - часть 1
Каким образом можно разделить мобильные игры? Имеется великое множество различных классификаций, однако все они являются в той или иной степени спорными. Я приведу две классификации, которые наиболее полно охватывают широкий спектр мобильных игр.
Самая распространенная классификация – по жанрам.
Аркады, приключения, адвенчуры (arcade, adventure). В эту группу входят игры типа «бегаем, прыгаем и собираем всякую всячину для получения очков». Они не требуют работы головного мозга, вполне обходясь рефлексами спинного. Убийственны для клавиатуры телефона и его джойстика. Типичный представитель – Sonic the hedgehog.
Бродилки, квесты (quest). Ищем предметы для того, чтобы соединить их с другими предметами. Получаем новые предметы и применяем их вместе с уже имеющимися предметами на новых предметах. И так до бесконечности… или до счастливого финала. Типичный представитель – Prostokvashino.
Гонки (racing). Скоростная езда на любых видах транспортных средств, начиная с двух-, трех-, четырехколесных и заканчивая футуристичными глайдерами на воздушных подушках. Типичный представитель – Juiced Racing.
Драки, файтинги (fighting). В эту группу входит борьба двух (реже – трех) персонажей любыми контактными способами, обычно заканчивающаяся фатально для одного из них, либо для обоих сразу. Действие может происходить в самых невероятных антуражах. Типичный представитель – Brutal Fighting.
Леталки, воздушные (air games). Игры из серии «летит самолетик, сбивает врагов». Обычно в этот раздел попадают не только самолетные леталки, но и игры, действие в которых разворачивается, например, в космосе. Главным критерием отбора в данном случае является присутствие в игре летательного аппарата, способного «лететь и сбивать врагов». Иногда этот жанр включается в раздел «экшн». Типичный представитель – Aircraft Gear.
Логичеcкие (logic). Представляют собой гигантское скопление различного рода тетрисов, лайнзов и прочих маджонгов. Типичный представитель – Tetris.
Мультижанровые игры. Этот раздел уже давно и прочно закрепился на игровых приставках и персональных компьютерах. Однако для сотовых телефонов он все еще является эксклюзивом. Мобильные игры, действительно сочетающие в себе несколько жанров, можно перечислить по пальцам, причем одной руки. Типичный представитель – Gangstar Crime City (квест + гонки + экшн).
Настольные, классические (board games). Широко известные игры, которые были изобретены за много веков до создания первого мобильного телефона. Типичный представитель – Chess (Шахматы).
Ролевые игры, RPG (Role-Playing games). Прекрасная принцесса (вариант: злобное чудище) находится за тридевять земель в тридесятом государстве на вершине огромной башни. Ее нужно освободить (вариант: уничтожить), но наш герой всего-навсего простой крестьянин, который тяжелее мотыги в руках ничего и не держал. Что же делать? Не беда, за время игры герой прекрасно «раскачается» и начнет махать двуручным мечом, аки соломинкой (вариант: метать файрболы одним движением левой брови), и обязательно победит в неравной схватке с Мировым Злом. Типичный представитель – Allods.
Спортивные (sport). Игры, дающие возможность поучаствовать в различных видах спортивных состязаний. Боулинг, снукер, кёрлинг, городки, метание молота и поедание сосисок на время – все это, а также многое другое относится к данному разделу. Типичный представитель – Torino 2006 Olympic Games.
Стратегии (strategy). Строим базу, укрепляем ее, «штампуем» войска и разносим в пух и прах злобного врага – таков принцип игры в современных мобильных real-time стратегиях. На их фоне выгодно смотрятся различные пошаговые (turn-based) стратегии, а также иные нестандартные «вариации». Типичный представитель – War 2056.
Трехмерные (3D-games). В этот раздел включены игры различных жанров, которые объединены важной особенностью – объемным изображением. 3D-игры на мобильнике пока еще остаются роскошью, которая запускается далеко не на всех моделях телефонов. Это и послужило поводом к выделению трехмерных игр в отдельный жанр. Типичный представитель – Deep 3D.
Классификация мобильных игр - часть 2. Заключение
Экономические (economic games). Игры, в которых вы зарабатываете деньги ради зарабатывания денег. Для того чтобы как-то разнообразить процесс «заколачивания» виртуальной монеты, разработчики часто добавляют в эти игры различные мини-аркады. Типичный представитель – Oil Wars.
Экшн, шутеры (action, shooter). Сюда можно зачислить все боевики с элементами стрельбы, а также стрельбу с элементами боевика. Бежим и стреляем во все, что движется. А если что-то не движется – толкаем это и расстреливаем. Типичный представитель – Alien Shooter.
Эротические (erotic games). Эротика была, есть и будет занимать первые строчки в хит-парадах мобильных развлечений. Желание лицезреть обнаженную натуру неистребимо, несмотря на многочисленные запреты закона и суровое порицание общества. К эротическим относятся игры различных жанров, в которых присутствует обнаженное тело (обычно женское), зачастую не одно. Типичный представитель – Sexy babes wild waterslides.
Существует и менее очевидная, но довольно интересная классификация мобильных игр – по количеству игроков:
для одного человека;
многопользовательские игры (посредством GPRS или Bluetooth-соединения).
Как видите, мобильные развлечения потихоньку вырастают из своих штанишек, становясь полноправными «убийцами времени». По крайней мере, количество жанров способно удовлетворить любой, даже самый требовательный вкус.
Однако число примитивных поделок и откровенной халтуры в мобильной среде пока что остается весьма внушительным. Оно значительно превышает количество «адекватных» игр, не говоря уж о настоящих шедеврах. На этом фоне выгодно отличается компания Fishlabs, разработавшая великолепный движок Abyss, предназначенный специально для мобильных платформ. Он не только создает шикарную и полностью трехмерную картинку, но и обладает отличной масштабируемостью, а также низкой рерурсоемкостью. Глядя на игры этой компании, можно представить, какими станут мобильные развлечения в самом ближайшем будущем. Нужно лишь немного подождать.
Что ж, мы потерпим. Благо ждать осталось совсем недолго…