02/07/2007 08:00 | Сергей Хлюпин

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Платформы для мобильных игр: краткий обзор

Сегодня существуют несколько видов платформ, на которых создаются игры для сотовых телефонов:

  • Java 2 Micro Edition (J2ME);
  • Execution Engine (ExEn);
  • Mophun;
  • Wireless Graphics Engine (WGE);
  • операционные системы смартфонов (Windows Mobile, Symbian и другие).

Давайте вкратце рассмотрим каждую из них.

Java 2 Micro Edition (J2ME) – наиболее популярная платформа из вышеперечисленных. Под нее «заточено» более 90% всех программ и игр, выпускаемых сегодня. Изначально J2ME не создавалась для игр, и ее функциональные возможности значительно уступают другим платформам. Однако J2ME была первой в своем роде, поэтому ее раскрученность имеет большое значение для разработчиков мобильных приложений. Кроме того, у создателей игр на J2ME не возникает проблем с лицензированием – в данном случае оно просто-напросто не требуется. Это означает, что создавать игры и зарабатывать на них деньги может абсолютно любой человек.

J2ME

Execution Engine (ExEn) – эту Java-подобную платформу создала компания In-Fusio с целью исправления недостатков, имеющихся у J2ME. Конечно, в плане графики и общего быстродействия ExEn не является идеалом. Тем не менее, эта платформа обеспечивает функции, которые существенно упрощают разработку и внедрение игр: масштабирование, трассировку лучей, панорамную прокрутку и другие. В свое время ExEn была первой и единственной платформой, имеющейся на европейском рынке мобильных приложений. Затем ее популярность стала падать, уступая место J2ME. Сегодня лишь некоторые сотовые телефоны поддерживают Execution Engine в качестве стандарта.

Mophun был разработан в 1999 году компанией Synergenix. Изначально этой платформе пророчили большое будущее, но прогнозы не оправдались. Если подходить с позиции технологического совершенства, то Mophun является чуть ли не идеалом. Он примерно в 150 раз (!!!) быстрее J2ME, а также использует в работе нативный код процессора мобильного телефона. Все это обеспечивает прекрасные показатели, что в сочетании с легкостью программирования должно было вывести Mophun в абсолютные лидеры… Но этого не произошло. В 2002 году руководство Synergenix пошло на весьма спорный шаг и опубликовало довольно оригинальный рыночный анализ – не за отчетный период (как сделали все компании), а на будущий 2003 год. Это насторожило разработчиков игр и породило зерно сомнения на счет перспектив платформы. Сегодня Mophun практически нигде не используется.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Wireless Graphics Engine (WGE) создала компания TTPCom. Технически WGE также намного превосходил J2ME, хотя и не так сильно, как Mophun. Однако из-за плохо продуманной бизнес-модели эта платформа ушла в историю.

Операционные системы смартфонов (Windows Mobile, Symbian и другие) – по большому счету все эти ОС используют для запуска мобильных приложений вышеперечисленные платформы. Конечно, имеются определенные отличия и тонкости в программировании под операционные системы сотовых телефонов. Чтобы не растягивать и чрезмерно не усложнять статью, я не буду касаться этой темы.

Классификация мобильных игр - часть 1

Каким образом можно разделить мобильные игры? Имеется великое множество различных классификаций, однако все они являются в той или иной степени спорными. Я приведу две классификации, которые наиболее полно охватывают широкий спектр мобильных игр.

Самая распространенная классификация – по жанрам.

Аркады, приключения, адвенчуры (arcade, adventure). В эту группу входят игры типа «бегаем, прыгаем и собираем всякую всячину для получения очков». Они не требуют работы головного мозга, вполне обходясь рефлексами спинного. Убийственны для клавиатуры телефона и его джойстика. Типичный представитель – Sonic the hedgehog.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Бродилки, квесты (quest). Ищем предметы для того, чтобы соединить их с другими предметами. Получаем новые предметы и применяем их вместе с уже имеющимися предметами на новых предметах. И так до бесконечности… или до счастливого финала. Типичный представитель – Prostokvashino.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Гонки (racing). Скоростная езда на любых видах транспортных средств, начиная с двух-, трех-, четырехколесных и заканчивая футуристичными глайдерами на воздушных подушках. Типичный представитель – Juiced Racing.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Драки, файтинги (fighting). В эту группу входит борьба двух (реже – трех) персонажей любыми контактными способами, обычно заканчивающаяся фатально для одного из них, либо для обоих сразу. Действие может происходить в самых невероятных антуражах. Типичный представитель – Brutal Fighting.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Леталки, воздушные (air games). Игры из серии «летит самолетик, сбивает врагов». Обычно в этот раздел попадают не только самолетные леталки, но и игры, действие в которых разворачивается, например, в космосе. Главным критерием отбора в данном случае является присутствие в игре летательного аппарата, способного «лететь и сбивать врагов». Иногда этот жанр включается в раздел «экшн». Типичный представитель – Aircraft Gear.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Логичеcкие (logic). Представляют собой гигантское скопление различного рода тетрисов, лайнзов и прочих маджонгов. Типичный представитель – Tetris.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Мультижанровые игры. Этот раздел уже давно и прочно закрепился на игровых приставках и персональных компьютерах. Однако для сотовых телефонов он все еще является эксклюзивом. Мобильные игры, действительно сочетающие в себе несколько жанров, можно перечислить по пальцам, причем одной руки. Типичный представитель – Gangstar Crime City (квест + гонки + экшн).

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Настольные, классические (board games). Широко известные игры, которые были изобретены за много веков до создания первого мобильного телефона. Типичный представитель – Chess (Шахматы).

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Ролевые игры, RPG (Role-Playing games). Прекрасная принцесса (вариант: злобное чудище) находится за тридевять земель в тридесятом государстве на вершине огромной башни. Ее нужно освободить (вариант: уничтожить), но наш герой всего-навсего простой крестьянин, который тяжелее мотыги в руках ничего и не держал. Что же делать? Не беда, за время игры герой прекрасно «раскачается» и начнет махать двуручным мечом, аки соломинкой (вариант: метать файрболы одним движением левой брови), и обязательно победит в неравной схватке с Мировым Злом. Типичный представитель – Allods.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Спортивные (sport). Игры, дающие возможность поучаствовать в различных видах спортивных состязаний. Боулинг, снукер, кёрлинг, городки, метание молота и поедание сосисок на время – все это, а также многое другое относится к данному разделу. Типичный представитель – Torino 2006 Olympic Games.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Стратегии (strategy). Строим базу, укрепляем ее, «штампуем» войска и разносим в пух и прах злобного врага – таков принцип игры в современных мобильных real-time стратегиях. На их фоне выгодно смотрятся различные пошаговые (turn-based) стратегии, а также иные нестандартные «вариации». Типичный представитель – War 2056.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Трехмерные (3D-games). В этот раздел включены игры различных жанров, которые объединены важной особенностью – объемным изображением. 3D-игры на мобильнике пока еще остаются роскошью, которая запускается далеко не на всех моделях телефонов. Это и послужило поводом к выделению трехмерных игр в отдельный жанр. Типичный представитель – Deep 3D.

Классификация мобильных игр - часть 2. Заключение

Экономические (economic games). Игры, в которых вы зарабатываете деньги ради зарабатывания денег. Для того чтобы как-то разнообразить процесс «заколачивания» виртуальной монеты, разработчики часто добавляют в эти игры различные мини-аркады. Типичный представитель – Oil Wars.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Экшн, шутеры (action, shooter). Сюда можно зачислить все боевики с элементами стрельбы, а также стрельбу с элементами боевика. Бежим и стреляем во все, что движется. А если что-то не движется – толкаем это и расстреливаем. Типичный представитель – Alien Shooter.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Эротические (erotic games). Эротика была, есть и будет занимать первые строчки в хит-парадах мобильных развлечений. Желание лицезреть обнаженную натуру неистребимо, несмотря на многочисленные запреты закона и суровое порицание общества. К эротическим относятся игры различных жанров, в которых присутствует обнаженное тело (обычно женское), зачастую не одно. Типичный представитель – Sexy babes wild waterslides.

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Игры мобильной общественности. Краткий обзор современных мобильных игр

Существует и менее очевидная, но довольно интересная классификация мобильных игр – по количеству игроков:

  • для одного человека;
  • многопользовательские игры (посредством GPRS или Bluetooth-соединения).

Как видите, мобильные развлечения потихоньку вырастают из своих штанишек, становясь полноправными «убийцами времени». По крайней мере, количество жанров способно удовлетворить любой, даже самый требовательный вкус.

Однако число примитивных поделок и откровенной халтуры в мобильной среде пока что остается весьма внушительным. Оно значительно превышает количество «адекватных» игр, не говоря уж о настоящих шедеврах. На этом фоне выгодно отличается компания Fishlabs, разработавшая великолепный движок Abyss, предназначенный специально для мобильных платформ. Он не только создает шикарную и полностью трехмерную картинку, но и обладает отличной масштабируемостью, а также низкой рерурсоемкостью. Глядя на игры этой компании, можно представить, какими станут мобильные развлечения в самом ближайшем будущем. Нужно лишь немного подождать.

Что ж, мы потерпим. Благо ждать осталось совсем недолго…

© Александр Пушкин, 2007, специально для CyberStyle.Ru
© CyberStyle.Ru 2007

Комментарии: