Какой сделать выбор и как купить проигрыватель винила. Новейшие тенденции hi-end возрождают старые технологии
Теги: , , , ,
Hi-End и hi-fi предполагают наличие проигрывателя винила в системе. Простота обращения с CD нас расхолаживает, к его звуку мы привыкаем. С винилом же – мы опасаемся сломать иглу или поцарапать диск ненароком. Мы часто полагаем, что слушать винил – нужен особый повод и настроение. Это отношение стоит перебороть. Качество винила заслуженно является нормой звучания музыки. Раз в месяц «возвращаться» и сверять слух и цифровой материал с этой нормой – надо непременно.
Мне все чаще доводится встречать среди посетителей воскресной «толкучки» в Горбушкином Дворе (от мелких жуликов до маститых аудиофилов) людей, которые пришли распродавать свою коллекцию CD. Как правило, они «переходят» не на HD-формат, а именно на винил. Эти люди – не оригиналы или большие художники. Один из «покаявшихся» таким образом – менеджер компании Кока-Кола, где заработки и утомляемость от работы примерно равновелики. Эти люди начинают по-новому ценить свой отдых и в частности – свою музыку. Они не только покупают себе дорогую «вертушку винила», но и меняют весь тракт под новые требования: усилитель, акустику…
Какие это требования? Вовсе не сумасшедшая АЧХ или еще более раздвинутая динамика. Не цифровое усиление и прочий сенсационный хай-тек. Нет. Зачастую они ищут просто адекватный ламповый стереоусилитель и консервативно выполненную акустику с широкой передней панелью, то есть – с изрядными отражениями волны. У таких людей меняются приоритеты. Они больше не очарованы спецификациями, функциями, проработанной конструкцией. Они начинают ценить способность тракта воспроизводить эмоции, заложенные в виниле.
Считается, что настоящее «гнездо эмоций» - средние частоты. Но АЧХ на этом ответственном участке должна быть организована не просто «линейно» (без сильных перепадов отдачи по тем или иным частотам), а гармонично, то есть – исключительно приятно и волнительно для музыки с винила. Как это именно – можно долго спорить (и знатоки спорят в форумах год за годом!). Проще слушать и услышать искомое, чем сто раз объяснять про него. Поэтому давайте возьмем быка за рога.
Выбор модели проигрывателя и магазина. Нельзя подбирать по интернету - вы всецело в руках фотографа, который отснял модель для диспозиции. Что-то вроде выбора отеля по рекламе в проспекте. Значит, надо идти в салон... а в какой?
Общие закономерности
В популярных и профессиональных музсалонах торгуют моделями Technics, Gemini, Denon, Stanton прямого привода. Они красивы и в общем не так дороги, но во-первых снабжены чисто ди-джейскими функциями (например, реверсный ход), которые диктуют особую жесткость подвеса иглы в головке и просто не востребованы, следовательно – не для дома. В «Техносиле» и других массовых салонах проигрыватели либо слишком примитивные (текущие модели Pioneer, Kenwood, Sony звучат на 50 долларов, то есть – значительно хуже проигрывателя DVD), либо невероятно дорогие и единичные (пример – Micro-Seiki ценой в несколько десятков тысяч у.е. за экземпляр.)
За винилом стоит обращаться в маленький салон - чем меньше, тем эксклюзивнее. Как правило, их содержат преданные и глубоко понимающие музыку люди, а не просто менеджеры и бизнесмены. Они отчасти «работают на себя» и дома располагают тем же, что предлагают клиенту. На них выходят такие же специальные западные бренды. Но салон непременно должен находиться в бизнесе и зарекомендовать себя в течение лет пяти. Таких салонов-долгожителей в городе немного. Их можно объехать за день.
Предположим, внутренний голос вам подсказал подходящее место и... тут возникает неразрешимая проблема: продавец обладает 1-2 моделями «своих» брендов и наотрез отказывается демонстрировать что-либо собственное с чем-либо чужим, конкурирующим. Прежде всего это касается кабелей, затем – фонокорректора (необходимого блока предусилителя для сигнала с магнитной головки) и усилителя с колонками.
В маленьком, до мозга костей консервативном салончике Techno-M мне таким образом приглянулся проигрыватель из Словении Kuzma. Словения – прямо скажем, не аудио-поставщик, но прочность и основательность словенской бытовой техники хорошо известны. Дитя нашего технологичного века, фирма знает про радиочастотные помехи и цифровые наводки на слабый сигнал винила, она вызывает цифровое аудио на своеобразное соревнование по верному и убедительному воспроизведению музыки. В общем, этого достаточно, чтобы заинтересовать серьезного клиента.
Стоит ли проигрыватель своей выделки?
Осмотр и соприкосновение с экземпляром Kuzma Stabi Reference ценой 5000 у.е. подтвердили: я имею дело с честным и оригинальным изготовителем, который заботится о шлифовке и пригнанности каждой детальки. Я впервые встречаю трех-ногую платформу (то есть, стол с отлично изолированным двигателем, пассиковым приводом и диском). Обычно это – 4 ноги и квадратная форма стола. Здесь стол состоит из пары массивных плит, развязанных пружинно-гелиевыми амортизаторами и точечными сочленениями. Мне нравится аккуратность этой работы и увесистость, плотность материала стола и диска. Сейчас в индустрии модно применять легкий в обработке и недорогой по себестоимости акрил, но акрил не сообщает вам благородства в осязании.
Узел двигателя нравится стабильным положением ротора. Явный признак дешевого исполнения во многих проигрывателях – болтающийся ротор, приобретающий стабилизацию (натягом пассика) от собственного же вращения. Причем, инженеру проще ставить асинхронный двигатель, передающий толчки, а не плавное вращение. Толчки стабилизируются массивным диском. Здесь же все солидно и без дешевых компромиссов, хотя и визуально неброско, выдержанно, строго. В основании центральной оси диска положен идеальный и прочный подшипник - на искусственном рубине (камне страсти, так сказать). Итог – ничтожное трение, которое компенсируется приложенной силой вращения.
Стабильные обороты – лишь полдела. В конструкции не менее важен тонарм Stogi и магнитная головка KC-Ref. Тонарм имеет классическую конструкцию прямой суженной полой трубки. Разница в его диаметре устраняет резонансы, возникающие от работы иглы и магнитной системы головки звукоснимателя. Что не загасила форма тонарма, загасит его материал. Тонкость заключается в том, что тонарм не должен ущемлять свободы движения иглы по бороздке пластинки. Те должны в полной мере передаться по держателю иглы на магнитную систему головки. Самый дешевый из благородных материалов, которые применяют в таких случаях – графит. Но только не для Kuzma.
Здешний тонарм на осязание – не гладкий пластик, не шершавый графит и не холодный металл. Он - нечто среднее. Инженер искал композитный составной материал, который «присутствовал» бы в звуке менее всего. Той же цели подчинено жесткое и исключительно скупое поворотное шарнирное крепление тонарма на столе и его гидравлический микролифт.
Красивая инженерия
Микролифт напоминает поршень, утопленный в масле – в этом секрет его медленного, аккуратного срабатывания и полной нейтральности в плане собственных вибраций. Для компенсации скатывающей силы здесь применен самый ранний способ: грузик, свешивающийся по правому борту тонарма. В отличие от пружинного или магнитного устройств, этот считается менее грубым, более надежным, поскольку неподвержен электрическим полям и механическому износу. На некоторых людей (на меня!) вид этого "маятника" производит сомнительное впечатление…
Достоинство данной модели проигрывателя – в готовой сборке тонарма, укомплектованного головкой и иглой. В очень дорогих и респектабельных моделях все разобрано и приобретается порознь, как профессиональная камера отдельно от объектива. Фирменная головка Kuzma типа MC имеет характерно малую чувствительность 0,5 mV. Она выставлена абсолютно правильно по давлению иглы на пластинку, острием строго перпендикулярно к бороздке и телом параллельно по отношению к поверхности пластинки.
Выставлять головку самому – долго и слишком ответственно. Для этого каждая новая головка сначала балансируется в «канавках» держателя, потом выверяется по горизонтальному углу слежения к бороздке пластинки, и наконец – по точке приложения иглы. В принципе, имея некий простейший прибор (overhang adjuster), операцию можно выполнить, но лучше, если поработал сам поставщик проигрывателя. Ведь некоторые значения в реальной установке оказываются спорными, и только изготовитель знает истину. Малейшая неточность положения иглы в головке – и вы имеете не только искаженный звук с пластинки, но и ее ускоренный износ.
Какой звук?
Для неподготовленного уха звучание проигрывателя такого класса на любом материале предстанет как в высшей мере неокрашенное, нейтральное. В сравнении с винилом 10-летней давности – здесь более аналитичный и «быстрый» звук. Прорисованный, прозрачный. При этом с винила идет звук, явно более «ограниченный» по АЧХ и "горбатый" на СЧ, чем вы привыкли слышать на CD. Последнее очень важно, так как целый ряд "виниловых" изготовителей упирают на АЧХ DSD 10 - 100.000 Гц с динамикой и звуковым давлением 100 дБ. У Kuzma "горб" очень крут, так что при оглушительной громкости вы будете извлекать на свет божий в лучшем случае 70 Гц и 18 кГц.
Интересно, что такая музыка оказывается крайне "информативной", то есть в ней присустствуют все те нюансы, которые вы вознамерились раскрыть только с помощью цифры. Что же вам дает ограничение 70 - 18000 Гц? Ошеломительный эффект присутствия. Как известно, presence - это именно средние частоты, они здесь правят бал, ну а извлечь их с максимальной "прорисовкой" и без малейших потерь - и есть работа для Kuzma.
Поиск партнера
На этом этапе продавец и отказался от экспериментов, мотивируя тем, что любой аксессуар «извне» порушит картину 100%-го фиделизма, который салон щепетильно выстраивал для данной демонстрации данной модели проигрывателя. Поподключав то да се из обоймы салона, я остановился на очевидном выборе фонокорректора: EAR изготовления столь же одержимого консерватора из Англии, Тима де Паравичини. Тим на сайте битый час доказывает, что горбатая АЧХ правильнее протяженной, что винил лучше SACD - и т.д. Таким образом, система выстроилась по идейному принципу.
Решить проблему более свободного подбора компонентов от разных дистрибьюторов можно только одним путем - взяв (например, проигрыватель Kuzma) на дом для пробы, оплатив часть его цены. Но многие ли пойдут на это? Тем более, новички, которые будут вынуждены подбирать путем проб и ошибок? Ну а иного подбора, чем навязанный дистрибьютором, в публикуемых тестах вы не сыщете.
Мы слушали Kuzma+EAR через ламповые моноблоки Wavac, подключенные к рупорным немецким колонкам Duvel кабелем Hitachi. Ряд советов тем, кто пойдет еще дальше. Полнейшую реализацию консервативного и махрового начала в проигрывателе может дать сообщение системе инерционности (что не всегда уж так плохо!). Так звучат: отечественный аудио-хай-энд, транзисторные усилители из Испании Pass Aleph, ламповые усилители Manley, колонки Westlake. По иронии судьбы, у их дистрибьютора, салона Пурпурный Легион, в наличии - более технологичный и аналитичный проигрыватель Oracle, который плохо "понимает" архаику указанной электроники. Фонокорректор EAR "сладковат" - вопреки идеологии создателя. В принципе и это можно "засушить" кабелем Kimber (опять - у ПЛ).
Напротив, усилить трепетность и придать звуку винила вкусную агрессию можно, поставив комплект кабелей одной из марок: IXOS, XLO, UltraLink. Ни при каких обстоятельствах нельзя подключать кабели Van Den Hul. Крайне осмотрительным надо быть с превосходными, но въедливо аналитичными кабелями (особенно, плоской конфигурации) Nord-Ost. Практически универсальны кабели MIT. Располагая крупными и мощными силовыми трансформаторами, дорогие хай-энд-компоненты, как правило, не требуют фильтров, однако простейший и втрое более мощный стабилизатор напряжения не помешает.
Резюме
Kuzma - интересный, но не единственный эксклюзив за земные деньги среди проигрывателей винила. При выборе вашей модели следите за соотношением между ценой и слышимым качеством звука. На каком-то этапе новых улучшений вы не услышите - значит, надо остановиться на данной цене. Красота инженерии, которой посвящен данный тест - тоже важный фактор. Дополнительным стимулом для вас послужит превосходное "фирменное" звучание даже не очень-то качественных грампластинок выпуска прошлых лет и эпох. Они продаются относительно дешево (по 5 - 10 у.е.) и обогатят коллекцию. Если в ней уже 100 единиц и наименований, то значит, ваша покупка проигрывателя класса Hi End - оправдана.
Почему все же не стоит обзаводиться неким явно дешево сработанным, сильно компромиссным или просто уродливым и внешне неэстетичным проигрывателем? Прежде всего потому, что (как мы уже говорили) в проигрывателе «звучит» каждая деталь его конструкции, вплоть до винтика. Это в свою очередь объясняется тем, что сигнал с магнитной головки невероятно мал, слаб. Он «подбирается» и доводится до кондиции фонокорректором. Далее им занимается схема усилителя.
Пользуясь тем, что винтики и детальки влияют на звук винила, инженеры и просто дизайнеры вложили душу в свои творения, чтобы создать собственный «авторский» звук. В любом случае они не покидают «территорию нейтрального и верного воспроизведения», но звук каждый раз получается несколько иной. Все это знают, и на почве колоссального многообразия «единственно правильного звука» на рынке появляется все больше и больше моделей.
Дешевые «пластиковые» проигрыватели разных марок по цене 50 долларов действительно звучат одинаково. Но они никому не нужны. Модели 70-х годов перепродаются с рук на руки по малым и большим ценам, они модернизируются и тоже востребованы поскольку душа в них все же изначально была вложена. Но многие люди недолюбливают даже такой «секонд хэнд».