Продукты индустрии цифровой фотографии последнее время все чаще встречаются в повседневной жизни. Гораздо чаще, чем пару лет назад, появляются новые модели камер, а мобильные телефон без глазка ЦФК некоторые уже приписывают к ущербным. Не сказать, чтобы началась настоящая эпидемия повального увлечения цифровым фото, но нечто напоминающее уже шествует по миру.
Конкуренция на рынке растет не по дням, а по часам. Бренды начинают организовывать тандемы или уходить с рынка. Примером тому можно поставить уход далеко не самого слабого игрока рынка цифровой фотографии – Konica-Minolta, «наследство» которой досталось SONY. Или же заключение союза Samsung с Pentax.
На фоне этого, бренды стараются любыми силами привлечь внимание покупателя к своей продукции. И одним из наиболее популярных ныне направлений являются ультракомпактные камеры, к коим относится сегодняшний герой обзора.
Когда в июле 2004 года была анонсирована «прабабушка» камеры FX9 – FX7, она очень быстро набрала популярность и стала буквально бестселлером во многих уголках земного шара. А причиной тому было очень удачное сочетание компактных размеров, стильного дизайна, оптики от LEICA, большого дисплея и, конечно же, оптического стабилизатора изображения, коим на тот момент не могла похвастаться ни одна конкурирующая модель из класса.
Дальнейшее развитие серии было представлено в мае 2005 года фотоаппаратом FX8. Его отличия от предшественника носили скорее эволюционный характер. Так был заменен аккумулятор и чип, обработки изображений (с Venus Engine II на Venus Engine PLUS), за счет чего удалось увеличить количество отснятых кадров на одну зарядку более чем в два раза (со 120 до 300, по CIPA), улучшена запись видео (стал доступным режим VGA и появилась поддержка записи звука), напоследок добавили сюжетные программы для съемки.
По прошествии всего двух месяцев, рынок узнал об очередном обновлении линейки – FX9. Отличия от FX8 были более заметны, чем в предыдущем случае. Эффективное разрешение CCD матрицы увеличилось до 6 MPx, хотя ее физический размер остался неизменен и равен 1/2.5", появилась возможность получать кадры формата 3:2 (путем обрезки сверху и снизу), количество точек дисплея возросло почти двукратно (со 114 тыс. до 207 тыс.), также список сюжетных программ пополнился еще двумя пунктами.
Теперь рассмотрим Panasonic Lumix FX9 более детально и опробуем в работе.
Увесистая темно-синяя картонная коробка с белыми, серыми и бледно-фиолетовыми надписями, без фотографий и ярких наклеек. Вес коробки, разумеется, был не из-за толщины картона, а из-за содержимого.
Комплектация:
Фотокамера
Шнурок для ношения на запястье
Аккумулятор в футляре
Зарядное устройство
Карта памяти SD 16МБ
Кабель для подключения к USB
AV-Кабель (3xRCA)
Гарантийный талон
Руководство пользователя (на множестве языков, включая русский - основной вес коробки)
CD с программным обеспечением (ArcSoft Panorama Maker, ArcSoft PhotoBase, ArcSoft PhotoImpression, LUMIX simple viewer, USB драйвер)
FX9 нельзя назвать самой компактной камерой в своем в классе, потому, как та же Sony T7 будет в 1,6 раза тоньше. Но в тоже время сказать, что размеры велики, язык не поворачивается - нагрудный карман рубашки, правда, несколько оттягивается под весом (155 г. с аккумулятором) - все же это не визитная карточка. Основная часть корпуса камеры изготовлена из алюминия, из пластика же изготовлены лишь небольшие детали. Углов у FX9 нет, как, впрочем, их не было и у предшествующих моделей – есть только плавные закругления. Если сравнивать внешность FX7, 8 и 9, то разница будет только в хромированной накладке на лицевой части, выполняющей больше декоративную роль, чем помогающей удерживать ЦФК, да в наклейке рядом со вспышкой.
В правой части лицевой стороны расположен выдвижной двухсекционный объектив, в верхнем правом углу – красная лампа подсветки автофокуса. Узкая вспышка находится вверху, слева от объектива, почти посередине корпуса, что уменьшает шансы испортить снимок, заслонив вспышку пальцем правой руки. Чуть левее и ниже сделан скошенный выступ, служащий упором для среднего пальца, о котором уже упоминалось чуть ранее.
Тыльная сторона почти полностью занята поликристаллическим ЖК 2,5” дисплеем, справа от которого находятся кнопки управления и сигнальный диод. Выше предусмотрено место под большой палец, с мелким рельефом из девяти выпуклых точек для уменьшения скольжения. На самом верху грань прерывается выемкой с колесиком выбора режима работы камеры, которое почти полностью закрыто верхней металлической частью корпуса, так что его поворот осуществляется только благодаря довольно крупным насечкам на ребре.
На верхнем торце расположены кнопка спуска, совмещенная с кольцевым рычажком трансфокатора и кнопкой выбора режима работы оптического стабилизатора, переключатель «вкл/выкл», отверстия динамика и микрофона. Снизу корпуса можно обнаружить резьбовое крепление под штатив, расположенное за пределами оптической оси, кроме того, рядом находится подпружиненная пластиковая крышка с фиксатором, прикрывающая отсек с картой памяти и аккумулятором. На правом торце присутствует стальное ушко для крепления шнурка и два разъема, совмещенный USB/AV и внешнего адаптера питания (не входит в комплект поставки), закрытых крышкой. Левый торец свободен от каких-либо элементов.
Общее качество материалов и сборки заслуживает хорошей оценки. “Made in Japan” – пока что эта почти магическая надпись еще не стала пустым местом. Немного люфтит телескопический объектив, полностью утапливаемый в корпус, но это совершенно привычная вещь на подобных фотоаппаратах.
В руке камера лежит достаточно удобно. Почти до всех элементов управления можно дотянуться, не перехватывая фотоаппарат. Немного затруднительно, особенно с непривычки, переключать колесико выбора режимов работы и особенно - нажимать на кнопку, отвечающую за управление оптическим стабилизатором изображения, благо последнее требуется крайне редко. Кольцо трансфокатора сдвигается достаточно легко. Полунажатие кнопки спуска ощущается хорошо, при этом кнопка не слишком жесткая. Выпуклые кнопки, выстроенные крестом, ложатся почти что под большой палец, и как они сами, так и нажатие на них четко фиксируется.
Меню, стандартное для фотоаппаратов Panasonic, вот уже в который раз не претерпело каких-либо серьезных изменений. Управление в нем просто и логично, быстрое привыкание обеспечено. Интересной особенностью является возможность «листания страниц» настроек с помощью кольца трансфокатора, а также возможность быстро повысить яркость дисплея, удержанием кнопки “Display” более секунды. Присутствует возможность смены языка интерфейса, среди предложенных вариантов есть и русский. Интерфейс обладает отличной реакцией на действия пользователя, не заставляя ждать по полсекунды после нажатия на каждую кнопку.
Так как FX9 рассчитана в основном на съемку типа «наведи и сними», список вариантов на диске выбора режимов работы не удивляет: Просмотр, Обычный, Простой, Макро, Сюжет, Видео.
В простом режиме доступны для настройки три режима работы вспышки (вкл./выкл./авто, с подавлением эффекта красных глаз), серийная съемка, «контровое освещение», включение повышенной яркости дисплея, таймер автоспуска на 10 секунд и выбор разрешения фотографии на выходе. Также можно включить или выключить автоматический просмотр, установить время и выключить звуковое сопровождение. Все. Остальное работает в автоматическом режиме. Результат чаще всего не разочаровывает, особенно хорошо на открытом воздухе до наступления сумерек. Вспышка, находясь в автоматическом режиме, не стесняется лишний раз подсветить не слишком освещенный объект съемки, что получается неплохо. Съемка с нескольких сантиметров не требует от пользователя никаких действий – фокус ловится без проблем, начиная с ~5 сантиметров.
В сюжетном режиме доступно 14 предустановленных вариантов. Хотя разницу на готовых снимках между ними можно увидеть далеко не всегда. При выборе ночной съемки предлагается заранее выбрать время экспозиции (15/30/60 с), но получить приемлемый кадр без штатива или жесткозакрепленной плоской поверхности вряд ли удастся. В основном же, с сюжетным режимом получаются вполне ожидаемые фотографии.
Режимы «обычный» и «макро» отличаются только минимальным расстоянием фокусировки и могут предложить гораздо больше ручных настроек, чем два предыдущих. Появляется возможность выбора световой чувствительности: авто, 80, 100, 200, 400 ISO. К уже перечисленным ранее режимам работы вспышки добавляется режим медленной синхронизации с подавлением эффекта красных глаз. Становится доступен выбор баланса белого из предустановленных вариантов или его ручная установка. Во всех случаях, кроме автоматического ББ, можно сделать корректировку в сторону «теплого» или «холодного». Экспокоррекция и экспобрекетинг включаются парой-тройкой нажатий кнопок, без захода в меню. Можно выбирать разрешение снимка, степень сжатия (два варианта), насыщенность и цветовые эффекты. Формат кадра выбирается между 4:3, 3:2 и 16:9, последние получаются путем кадрирования верхней и нижней части снимка. У таймера автоспуска появляется еще одно значение - 2 секунды. Скорость затвора при медленной синхронизации вспышки может варьироваться: 1/8, 1/4, 1/2 или 1 сек. Серийная съемка расширяется до трех вариантов: быстрая, медленная и непрерывная.
Шумы на светлых фотографиях довольно слабые, вплоть до ISO 200, включительно, хотя и ISO 400 выглядит приемлемо. В тени и на темных кадрах цветные точки заметны уже при ISO 80. Система шумоподавления работает весьма агрессивно, но, к сожалению, не слишком эффективно. Управлять ею или совсем отключить нельзя. Если отснятые кадры будут печататься на формате 10х15, то можно вообще закрывать глаза на выставленное значение чувствительности, на больший размер лучше ограничиваться значением в ISO 200 или вовсе 100, иначе без предварительной обработки они будут выглядеть хуже, чем хотелось бы.
Хроматические аберрации проявляются несильно как на минимальном, так и на максимальном фокусных расстояниях. Синие ореолы возникают редко, если не пытаться их добиться специально.
Небольшие геометрические искажения и легкое виньетирование заметны только на минимальном фокусном расстоянии, небольшое зумирование решает проблему.
Резкость получаемых изображений хорошая, но при максимальном увеличении ее начинает немного не хватать – мелкие детали практически исчезают.
Автофокусировка работает стабильно, при хорошем освещении работает быстро ~0.5-07c, при недостатке света время процедуры фокусировки может увеличиваться до 1-1,5с. Во втором случае обычно включается лампа подсветки АФ, которая неплохо выполняет свою работу на дистанции примерно до полутора метров. Нельзя не упомянуть про оптический стабилизатор изображения (Mega O.I.S.), который не только помогает получать четкие снимки статичных объектов при плохой освещенности без применения вспышки и штатива, но и ускоряет фокусировку (если включен постоянно).
Цветопередача верная, когда ББ не косит, что случается в основном при искусственном освещении. Тон кожи выглядит натурально. Зелень травы и деревьев немного перенасыщена, но, как правило, это идет на пользу. Небесные просторы снимать FX9 будет не самой лучшей идеей, уж очень часто не хватает динамического диапазона, хотя такая задача ей удается все же лучше, чем многим конкурентам в классе.
Примеры фотографий: уменьшенные изображения (до ширины 450px), фрагменты изображений (1:1)
Видеоролики, снятые FX9, получаются весьма приличного качества. Можно снимать в разрешении VGA (640х480), или QVGA (320х240), с частотой кадров 10 или 30 в секунду. Видео сохраняется в формате MOV с монофоническим звуком. Ролики можно снимать с применением тех же цветовых эффектов, что и фотографии, устанавливать ББ и использовать подсветку АФ, увеличение (как оптическое, так и цифровое) и автофокус. Но все установки делаются только до нажатия кнопки спуска, после этого все указанные настройки блокируются и автоматически в процессе записи изменяется только значение экспокоррекции, причем, с достаточно большой задержкой.
Ресурс одного заряда комплектного Li-Ion аккумулятора официально заявлен в 300 снимков, на практике, если снимать большую часть времени при хорошей освещенности, редко задействовать вспышку и установить режим экономии батареи, то количество кадров может с легкостью перевалить за четыре сотни. Зарядка аккумулятора осуществляется с помощью прилагаемого в комплекте зарядного устройства и занимает около полутора часов.
Производительность FX9 на высоком (для своего класса) уровне, когда дело касается включения, заряда вспышки, просмотра или работы меню. Некоторая нехватка скорости ощущается при серийной съемке и при работе трансфокатора, также не доставляют удовольствия притормаживания картинки на дисплее при недостаточной освещенности.
Встроенная вспышка ничем особенным не выделяется на фоне конкурентов, мощность средняя, хватает на 3-4 метра, работа в режиме макро нередко разочаровывает – кадры получаются пересвеченными. Мощность импульса регулируется только автоматически, коррекцию ввести нельзя. С подавлением эффекта красных глаз гораздо лучше справляется сторонняя опция - подсветка АФ, которая включается до предварительного импульса вспышки. Но на групповом фото она уже не спасает, и «существ со светящимися глазами» получается достаточно, т.к. пятно лампы подсветки АФ довольно небольшое, а предвспышка помогает мало.
Из мелких особенностей можно отметить датчик поворота камеры, который автоматически разворачивает снимки в нужную сторону, а также возможность записи звуковых комментариев к снимкам.
Выводы
FX9 представляет собой удачного представителя класса ультракомпакт, достойно конкурирующего с аналогами. Качественный и яркий дисплей, добротный объектив LEICA, удобное управление, большое количество кадров на одной зарядке аккумулятора, хороший автомат и оптический стабилизатор – вот чем можно охарактеризовать фотоаппарат с положительной стороны. К отрицательным чертам относятся не слишком быстрая серийная съемка, проблемы с подавлением шумов в темных местах кадра, уменьшение резкости при большом увеличении. Учитывая невысокую стоимость (около $280 на начала июня 2006 года) и доступность фотоаппарата в свободной продаже, можно рекомендовать FX9 к покупке, если нужен компактный, недорогой и качественный спутник, работающий в качестве «мыльницы».