Некий американский блоггер пытался придумать, как объяснить проблему управления цифровыми правами своему отцу и другу, которые не понимают, что здесь не так. Он составил список примеров проблем, связанных с DRM, чтобы помочь людям понять, что же (плохого) несет в себе DRM. Отметим, что перечисленные реалии свойственны для США, тем не менее, сходные законы постепенно принимаются во всём (цивилизованном) мире.
Итак, читайте доступное для общего понимания объяснение американского блоггера, о пяти фактах, которые необходимо знать для практического понимания DRM.
1. Я хочу посмотреть египетский фильм – он нужен для урока по Ближнему Востоку. Но код региона не дает ему воспроизводиться на моем DVD-плеере – этот шаг призван остановить пиратство. Теперь мне придется взломать свой DVD-плеер и нарушить закон, чтобы посмотреть кино. Этот фильм не выходил в США. Это единственная издававшаяся версия. Поскольку он не издавался в США, и поскольку это нужно в учебных целях, я могу переписать его, чтобы дать копии одноклассникам. Это добросовестное использование. Но поскольку мне пришлось взломать DRM, чтобы скопировать фильм – я все равно нарушил закон.
2. Моя мама купила телефон – «музыкальный плеер» от Verizon. Производитель (LG) создал отличный телефон, воспроизводящий любую музыку. Verizon искалечила его, и теперь он воспроизводит только музыку, приобретенную в музыкальном магазине Verizon. Если я взломаю мамин - купленный ею законно - телефон, чтобы он мог проигрывать музыку, законно приобретенную мамой на CD-дисках, я, вероятно, нарушаю закон, поскольку изменил схему DRM.
3. В случае с Comcast Американская ассоциация кино (MPAA) и Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) так сильно полагаются на поставщиков услуг Интернет, что боятся юридических последствий. Этот страх заставляет ISP делать сравнительный анализ затрат и результатов и вводить правила, тормозящие развитие Интернет. Они отключают людям доступ без веской причины. Я не могу подать на них в суд из-за всех этих пунктов, напечатанных мелким шрифтом в соглашении на обслуживание. Если бы я мог это сделать, то мне, вероятно, пришлось бы отправиться в Делавэр. Люди используют Интернет канал для распространения совершенно законного программного обеспечения от Creative Commons (в данном случае, Linux). Им необходимо обмениваться файлами, чтобы разрабатывать это ПО. Инфраструктура Comcast, вероятно, сильно зависит от данного ПО. Тем не менее она блокирует его разработку, поскольку не желает поставить фильтры, чтобы различить незаконное и подозрительное. ISP начинает блокировать «подозрительные действия» и затрудняет жизнь таким, как я… Само собой разумеется, Comcast отчасти виновна в сложившейся ситуации, но я могу отправить вам еще 100 ссылок на аналогичные истории. Comcast боится обладателей авторских прав, а также драконовских законов, которые протащили через Конгресс – теперь их копируют в других странах. Эти законы катастрофически несправедливы к потребителю…
4. Сообщество свободного ПО с открытым кодом (Open Source) уже некоторое время развивают платформу Democracy – «Демократия». Это – открытое решение Интернет-телевидения, сочетание видеоплеера, «читалки» RSS и загрузчика торрентов.
Концепция такова: я выпускаю еженедельное/ежедневное видео со своего сервера. Первые 10 человек загружают с моего сервера, затем следующие 1000 человек загружают его стремительно – как в случае с торрентами. Таким образом, я не разорюсь, оплачивая использование одного Интернет-канала, из одного места, и нагрузку на него. Нагрузка на канал распределяется по сети. Провайдеры (ISP) пытаются заблокировать быстрые загрузки, такие как торренты, поскольку MPAA полагается на них в борьбе с нарушением авторских прав. Но платформа Democracy нужна не для пиратской передачи фильмов – она призвана снизить стоимость распространения. Если вы выбираете из 500 фильмов, которые можно бесплатно загрузить через Creative Commons, зачем смотреть рекламу блокбастера? Новую технологию тормозят во имя авторских прав. Это безумие. Все равно эти удары в большинстве случаев попадают мимо цели.
5. Microsoft продает плеер Zune. Zune обменивается музыкой, но вы можете слушать эту полученную по обмену музыку только три дня, поскольку в случае обмена в нее включается схема DRM. Если я – участник музыкальной группы и выпускаю песни бесплатно в рамках Creative Commons, и вы загрузите их и перепишете в Zune – вы нарушаете лицензии Creative Commons. Нельзя сказать, что Zune «не защищает эту лицензию». Я не хочу подавать в суд на своих поклонников за то, что музыка заблокирована в DRM, и у меня нет ресурсов, чтобы подать в суд на Microsoft за нарушение лицензии CC. Но RIAA может подать иск против десятилетних слушателей.