Вчера Госдума утвердила поправки ко второму чтению законопроекта о создании единого реестра доменов и сайтов с противоправным контентом. По словам думцев, ими были учтены претензии к законопроекту, в большом количестве и на удивление организованно высказанные владельцами авторитетнейших доменов в русскоязычной зоне Сети, однако опрошенные РАПСИ эксперты видят в его принятии опасность, которая, в основном, касается не формулировок закона, а практики его применения.
По словам юристов, закон № 89417-6 даёт нечистым на руку чиновникам инструмент давления на журналистов и блоггеров, то есть, попросту не исключает узаконенное применение цензуры. Ситуация видится ещё более неоднозначной, если заметить, что принятие регламентированных законом мер возможно в обход судебных инстанций. «Административные органы по своему усмотрению будут решать, закрывать сайт или нет. Это очень серьезный механизм для злоупотреблений. В законопроекте нечёткие, размытые формулировки, под действия которых могут попасть добросовестные участники рынка информационных технологий. Закон писался без учёта мнений компаний, работающих на этом рынке, что, понятно, вызывает у них возмущение», — заявил в интервью RAPSI News партнёр адвокатского бюро «Корельский, Ищук и Астафьев», специализирующегося на киберпреступлениях и защите интеллектуальной собственности, Константин Суворов.
Тем временем, глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина утверждает, что в процессе работы над редакциями закона мнения участников интернет-рынка учитывались. Как это оказалось возможным при условии забастовки нескольких крупнейших русскоязычных интернет-ресурсов, включая Википедию, не объясняется.
Чёрный список сайтов, подлежащих узаконенной блокировке, будет составляться с ноября 2012 года. На помощь государству в этом деле призваны общественные организации, которые смогут формировать общественный контроль за поведением сайтов через бдительных граждан, обращающихся в них по специально создаваемым «горячим линиям».