Петербургские студенты Юрий Канюка (22 года), Иван Немцов (22 года) и Алексей Сотников (21 год) создали стартап, занимающийся созданием и реализацией экзоскелетов — электронно-механических устройств, предназначенных для расширения физических возможностей человека и сочетающих в себе силовые возможности машины и гибкость человеческого тела.
Идея создать стартап ExoMan впервые посетила Ивана в школе. Молодой инженер, как и многие молодые люди, заинтересовался этой тематикой, по его собственным словам, впечатлённый фильмом «Железный человек», детально иллюстрирующим наиболее вероятное будущее подобных технологий. Однако Иван одним лишь впечатлением и мечтами удовлетворён не был — будучи студентом политехнического университета, создал вначале деревянную, а затем и компьютерную модель устройства.
Определившись с планами по реализации экзоскелета, сформировавшаяся к тому моменту команда ExoMan в 2011 году заняла второе место на конкурсе стартапов Startap Sauna и первое — в конкурсе «Бизнес инновационных технологий» («БИТ»), получив чек на 100 тысяч рублей и возможность показать себя на финале всероссийского конкурса. В нём стартап победил в номинации Global Track компании Intel, отбирающей участников для конкурса IBTEC в Калифорнии, но в США проект ExoMan стал лишь десятым из тринадцати и удостоился приза в размере 105 тысяч рублей.
Экзоскелет ExoMan, по проектным данным, должен обладать грузоподъёмностью от 400 до 3000 киллограммов, его автономность должна достигать максимальных 12 часов работы без подзарядки. Но главное, что цель его создания — выполнение важнейших задач на службе МЧС. «Мы ориентируемся на рынок МЧС и военной инженерии. Экзоскелеты пригодятся в строительстве атомных электростанций и при работе на неподготовленных площадках, где нельзя пользоваться погрузочной техникой, — рассказывает Юрий. — Первоочередная потребность в экзоскелетах есть в сейсмологических странах, потенциальный рынок — это Калифорния, Индонезия, Новая Зеландия и Китай. Но в России много аварийно-опасных зданий, при разборе которых также пригодятся экзоскелеты».
Сегодня стартапу необходимы инвестиции в размере $600 тыс. для завершения прототипа и работы с клиентами. Цена одного экзоскелета, по оценкам разработчиков, не должна превышать $150 тыс.
С долей скепсиса отнёсся к шансам на реализацию данного проекта Святослав Лисин, технический директор ОКБ «3D–Технологии»: «Экзоскелет с вариативными характеристиками, если он появится, конечно же будет пользоваться большим спросом. Потенциал у заявленного проекта огромный, но я боюсь, что в том виде, в котором он сейчас представлен, он просто нереализуем. У меня есть опыт конструирования силовых роботов, и это позволяет мне предположить, что заявленные характеристики недостижимы: либо робот будет ужасно медленно работать, либо не будет заявленных восьми часов автономной работы, либо у него значительно увеличится вес».