Директор Nintendo Сатору Ивата (Satoru Iwata) сказал в интервью Gamasutra, что контроллер Wi U мог стать автономной портативной системой. Также Ивата отметил, что он и его команда ещё в 2007 году хотели добавить в новое поколение консоли Nintendo собственный экран и почти сделали это в Wii, однако их остановили экономические соображения. Кроме того, даже на ранних стадиях планирования экран Wii U не должен был встраиваться в геймпад, а являлся, по задумке разработчиков, отдельным устройством, которое можно было просто поставить на стол.
«Во время дискуссий за круглым столом приводились доводы за то, что мы должны сделать её, по возможности, автономной системой или что мы должны сделать её работающей только с [основной настольной] системой, — сказал Ивата. — Мы пришли к выводу, что контроллер будет лишь показывать изображение, сгенерированное и обработанное на аппаратном блоке и отправляющееся с аппаратного блока без проводов. Это означает более отточенную графику. Батарея не могла обеспечить нам этого».
На выставке E3, где впервые была продемонстрирована Wii U, Nintendo показала 2D-версию игры Super Mario, для которой внешний дисплей не нужен. Тем не менее, даже она требует, чтобы системный блок консоли был включён. Контроллер способен показывать картинку высокого качества, а данные с его камеры и гироскопа должны мгновенно передаваться на приставку, поэтому Wii U использует сверхвысокую пропускную способность беспроводного канала, что также помогает минимизировать задержку в играх, в которых используется сразу два экрана.