Когда-то заключённых использовали как рабов. Сегодня, в 21 веке, их тоже используют как рабов, но уже виртуальных. Guardian рассказала, как в китайских тюрьмах заключённых заставляют играть в онлайновые игры, чтобы зарабатывать виртуальную валюту для надзирателей. И это — в дополнение к обычной, весьма тяжёлой работе, обычно по ночам.
54-летний Лю Дали (Liu Dali) в 2007 году отсидел три года в трудовом лагере «Дзиси» (Jixi). Он был осуждён по политической статье за участие в «нелегальной демонстрации» против коррупции. Днём он рубил камни и копал ямы на угольных рудниках в северо-восточной части Китая, а ночью воевал с демонами и гоблинами, осваивал магическое искусство и искал артефакты в играх типа World of Warcraft. Но чаще всего такая работа состояла в механическом повторении простых функций по получению какого-нибудь игрового сырья. Таким образом заключённые зарабатывают игровую валюту для тюремного начальства в специально созданных для этого аккаунтах. Затем начальство меняет эту валюту на настоящие деньги, не платя заключённым ни копейки комиссионных.
По словам Дали, эта работа приносит больше прибыли, чем физический труд — от которого заключённых тоже не освобождают. «Тюремные боссы делают больше денег, заставляя заключённых играть в игры, чем заставляя их выполнять ручную работу, — говорит он. — Всего этим занимались 300 заключённых. Мы работали так сменами по 12 часов. Некоторые говорили, что за день могли заработать примерно $800–900. Сами мы этих денег не видели. При этом компьютеры вообще никогда не выключались».
Дали рассказывает, что «Дзиси» далеко не единственный лагерь, где этим занимаются. «Во многих тюрьмах по всему северо-востоку Китая тоже заставляют заключённых играть в игры», — говорит он.
Ещё хуже то, что за игровые неудачи заключённых вполне реально наказывали. Существовали определённые квоты, за невыполнение которых могли подвергнуть разнообразным пыткам и битью палками. «Мы играли до тех пор, пока не переставали что-то видеть», — вспоминает Дали.
В Китае рынок виртуальных валют в онлайновых играх очень большой и с трудом поддаётся контролю. По некоторым подсчётам, профессиональной «работой» в играх в Китае занимается порядка 100 тыс. человек.